Про то, что любая фирма при расчете налога на прибыль может учесть расходы на оплату услуг, оказанных аудиторской компанией, прямо сказано в главе 25 Налогового кодекса. Поэтому, если потребовалась проверка отчетности на предмет соблюдения правил, предусмотренных российским законодательством, особых проблем со списанием соответствующих затрат у компаний не возникает. Но можно ли аналогичным образом поступить с расходами на "международный" аудит?
Все больше и больше компаний в последнее время переходит от ведения исключительно основной, "национальной" отчетности, к параллельному составлению отчетности по международным стандартам. И конечно, как и российскую, ее тоже не помешает периодически проверять с помощью независимых экспертов. Вопросу учета затрат на оплату работ последних посвящено недавнее письмо Минфина от 14 января 2008 года N 03-03-06/1/6.
В опубликованном документе чиновники прежде всего напомнили, что в соответствии со статьей 252 Налогового кодекса любые расходы, учитываемые при налогообложении прибыли, должны быть документально подтверждены и обоснованны, то есть экономически оправданны.
Также немаловажным в этой связи является требование законодательства о том, что подобного рода расходы должны производиться для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Такая норма хотя и не распространяется на первый взгляд на проверку отчетности, однако вполне к ней применима: ведь подобные затраты представляют собой своего рода страховку и гарантию того, что бухгалтерский и налоговый учет компании ведется корректно.
Расходы же на аудиторские услуги уменьшают облагаемую налогом на прибыль базу на основании подпункта 17 пункта 1 статьи 264 Кодекса и относятся, соответственно, к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Однако по мнению представителей головного финансового ведомства, речь идет лишь об аудите по российским стандартам учета.
Что же касается проверки, например, консолидированной отчетности, подготовленной в соответствии с US GААР, то, по мнению чиновников, эти расходы также относятся к прочим расходам.
А вот конкретный пункт Налогового кодекса, на основании которого такие затраты можно списать, финансисты выбрали довольно оригинально. На основании того, что перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией, является открытым, они пришли к выводу, что расходы на проведение аудита консолидированной отчетности по международным стандартам US GААР, следует учитывать в составе прочих расходов в соответствии с подпунктом 49 пункта 1 статьи 264 Кодекса.
Отметим, что чиновники выдвигают и еще одно условие: в отношении компании, заказывающей такие услуги, должна быть установлена обязанность представлять финансовую отчетность по международным стандартам.
Если же фирма составляет отчетность по международному образцу, например, для передачи акционеру, который на ее основании формирует консолидированную отчетность, то обосновать списание затрат на такой вид аудита тоже можно. Ведь в этом случае составление и проверка международной отчетности является ничем иным, как необходимым условием для осуществления организацией деятельности, направленной на получение дохода.
Стоит отметить, что финансовое ведомство обратило внимание на решение этого вопроса не впервые. Аналогичные свежему письму разъяснения содержались в другом письме Минфина . от 20 июня 2006 г. N 03-03-04/1/535.