Вопрос 1.
В соответствии со ст. ст. 18 и 29 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей⌡ организация несет расходы по устранению существенных недостатков реализованной бытовой техники в период установленного гарантийного срока. Указанные расходы оплачиваются нам организациями-изготовителями. Организация выполняет также ремонт и после истечения гарантийного срока.
Подлежат ли обложению НДС суммы, полученные организацией на устранение существенных недостатков бытовой техники в период гарантийного срока, а также от потребителей после истечения гарантийного срока?
Ответ.
Согласно пп. 13 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению реализация на территории Российской Федерации услуг, оказываемых без взимания дополнительной платы, по ремонту и техническому обслуживанию товаров и бытовых приборов, в том числе медицинских товаров, в период гарантийного срока их эксплуатации, включая стоимость запасных частей для них и деталей к ним.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее . Закон N 2300-1) потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе потребовать от продавца или организации, выполняющей функции продавца на основании договора с ним, безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом.
Поскольку право на гарантийный ремонт вытекает из приобретения товара ненадлежащего качества, обязанность по безвозмездному устранению недостатков товара (гарантийный ремонт) возлагается на изготовителя (продавца) или организацию, выполняющую функции изготовителя (продавца) такого товара, независимо от того, кто непосредственно будет оказывать услугу или выполнять работу по гарантийному ремонту данного товара.
На этом основании не включаются в налоговую базу по НДС средства, полученные от организаций-изготовителей, для ремонта и технического обслуживания бытовой техники в период гарантийного срока их эксплуатации.
Обратите внимание: денежные средства, поступившие на выполнение послегарантийного ремонта, облагаются НДС на основании пп.1 п.1 ст. 146 НК РФ. Выполнение организацией как гарантийного, так и послегарантийного ремонта обязывает ее вести раздельный учет сумм "входящего⌡ НДС в соответствии с п.4 ст. 170 НК РФ.
Порядок ведения раздельного учета сумм "входящего⌡ НДС является элементом учетной политики.
Случаи безвозмездного устранения недостатков установлены ст. 19 Закона N 2300-1. В указанных случаях денежные средства за выполнение ремонта с потребителей не взимаются. Расходы в этом случае предъявляются организациям-изготовителям, или иным лицам, уполномоченным организациями-изготовителями.
Устранение недостатков за пределами сроков, указанных ст. 19 Закона N 2300-1, является возмездным.
На этом основании денежные средства, поступившие от потребителей за пределами сроков, указанных ст. 19 Закона N 2300-1, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
Вопрос 2.
Покупатель (физическое лицо) через 1 год и два месяца вернул торговой организации стиральную машинку, гарантийный срок на которую установлен изготовителем три года.
Учитывая, что покупатель является неплательщиком НДС, можем ли мы принять к вычету НДС, уплаченный при реализации стиральной машинки?
Ответ.
Торговая организация вправе применить вычет по НДС, уплаченный в бюджет при реализации стиральной машинки, в случае возврата товара в силу следующего.
В соответствии с п. 5 ст. 171 НК РФ вычету подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные продавцом покупателю и уплаченные продавцом в бюджет при реализации товаров, в случае возврата этих товаров (в том числе в течение действия гарантийного срока) продавцу или отказа от них.
Пунктом 4 ст. 172 НК РФ установлено, что вычеты сумм НДС, указанных в п. 5 ст. 171 НК РФ, производятся в полном объеме после отражения в учете соответствующих операций по корректировке в связи с возвратом товаров, но не позднее одного года с момента возврата.
По многочисленным разъяснениям финансового и налогового ведомств (см. Письма Минфина РФ от 3 октября 2005 г. N 03-04-14/18, от 30 сентября 2005 г. N 03-04-11/256, Письмо УМНС по г. Москве от 27 ноября 2003 г. N 24-11/66327), вычет НДС в этом случае производится путем внесения исправлений в счета-фактуры, выставленные при отгрузке товаров, на основании п. 29 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914.
Указанные исправления должны быть заверены подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправления.
Таким образом, торговая организация должна внести исправления в счета-фактуры на реализацию стиральной машинки и произвести перерасчеты с бюджетом по налогу на добавленную стоимость.
Вопрос 3.
В марте 2007 года ООО в рамках контракта с донором, предоставляющим гуманитарную помощь (содействие), заключен договор с получателем безвозмездной помощи на поставку товаров в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации. НДС в контракте не указан. Удостоверение о принадлежности товаров к технической помощи (содействию) был получен через три месяца, после того, как товар был реализован. Вправе ли ООО воспользоваться льготой, установленной пп.19 п.2 ст. 149 НК РФ.
Ответ.
Реализация товаров (работ, услуг), указанных в пп.19 п.2 ст. 149 НК РФ, не подлежит налогообложению при представлении в налоговые органы следующих документов:
контракта (копии контракта) налогоплательщика с донором (уполномоченной донором организацией) безвозмездной помощи (содействия) или с получателем безвозмездной помощи (содействия) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации. В случае, если получателем безвозмездной помощи (содействия) является федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, в налоговый орган представляется контракт (копия контракта) с уполномоченной этим федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации организацией;
удостоверения (нотариально заверенной копии удостоверения), выданного в установленном порядке и подтверждающего принадлежность поставляемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) к гуманитарной или технической помощи (содействию);
выписки банка, подтверждающей фактическое поступление выручки на счет налогоплательщика в российском банке за реализованные донору безвозмездной помощи (содействия) (уполномоченной донором организации) или получателю безвозмездной помощи (содействия) (уполномоченной федеральным органом исполнительной власти организации) товары (работы, услуги).
Как следует из вопроса, на момент реализации товаров у ООО отсутствовало удостоверение, подтверждающее принадлежность поставляемых товаров к гуманитарной или технической помощи (содействию).
По нормам пп.19 п.2 ст. 149 НК РФ льготой в этом случае ООО воспользоваться не может в силу отсутствия одного из документов. Кроме того, на ООО пп.19 п.2 ст. 149 НК РФ возложена обязанность уведомить налоговый орган о применяемой льготе с приложением копий всех перечисленных выше документов.
Таким образом, ООО ввиду отсутствия на момент реализации товаров, относящихся к гуманитарной или технической помощи (содействию), всех установленных пп.19 п.2 ст. 149 НК РФ документов, не вправе воспользоваться льготой по НДС.
Аналогичного мнения придерживается и налоговая служба (см. Письмо ФНС РФ от 11 октября 2006 г. N ШТ-6-03/996@).
Аргументы налоговой службы следующие.
Согласно п. 1 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, является наиболее ранняя из следующих дат:
1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
При отсутствии у налогоплательщика на момент определения налоговой базы, определяемый в соответствии с требованиями п.1 ст. 167 НК РФ, любого из указанных выше документов, освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость не предоставляется, и деятельность налогоплательщика, осуществляемая им в рамках оказания безвозмездной технической помощи, подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость.
По мнению налоговой службы, изложенном в Письме ФНС РФ от 9 августа 2006 г. N 03-4-03/1508@ ООО в этом случае не вправе предъявить сумму НДС покупателю товаров, поэтому уплачивает НДС за счет собственных средств.
В случае последующего представления в налоговый орган необходимого пакета документов суммы налога, уплаченные налогоплательщиком в бюджет на момент определения налоговой базы по указанным выше операциям, вычету (возмещению) из бюджета не подлежат. При этом суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным налогоплательщиком, принимаются к вычету в общеустановленном порядке.
Таким образом, по мнению налоговой службы, при отсутствии у ООО документов, указанных в пп. 19 п. 2 ст. 149 НК РФ, ООО исчисляет НДС со стоимости реализации, в счете-фактуре, выданному покупателю, НДС не выделяет, налог уплачивает за счет собственных источников. Суммы "входящего⌡ НДС принимаются к вычету при соблюдении условий, установленных ст. 171 и 172 НК РФ.
Вопрос 4.
Организация (ООО) по контракту с донором получила в качестве гуманитарной помощи (содействия) оборудование, часть которого передала в залог под обеспечение выданного кредита, другую часть передала в аренду. НДС с арендной платы не выделяем, поскольку такой доход не облагается НДС.
Предусмотрены ли санкции за передачу оборудования, полученного в качестве гуманитарной помощи (содействия), в залог и в аренду?
Ответ.
1. Передача оборудования в залог под обеспечение кредита является нецелевым использованием гуманитарной помощи (см. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14.02.2005 N А29-5245/2004а).
2. ООО сдало оборудование в аренду, т.е. получает доход от нецелевого использования оборудования. Данный доход является объектом налогообложения по НДС на основании пп.1 п.1 ст. 146 НК РФ.
Льгота по НДС, установленная пп. 19 п. 2 ст. 149 НК РФ, в Вашем случае не применяется в силу того, что не выполняются условия, установленные пп. 19 п. 2 ст. 149 НК РФ.
Таким образом, ООО должно включить в налоговую базу по НДС сумму арендной платы.
За нецелевое использование гуманитарной помощи (оборудования) к ООО могут быть применены санкции со стороны таможенного комитета, налогового органа и органов госвласти.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 04.05.1999 N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации" в случае нецелевого использования безвозмездной помощи (содействия) ее получатель, использующий предоставленные ему налоговые, таможенные и другие льготы, уплачивает суммы налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней, а также начисленные на эти суммы пени и штрафы по действующим ставкам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.1999 N 1335 (далее - Постановление N 1335) также предусмотрен контроль за целевым использованием гуманитарной помощи (содействия) и ответственность получателя гуманитарной помощи.
При ввозе товаров, являющихся гуманитарной помощью (содействием), на таможенную территорию РФ Федеральная таможенная служба обеспечивает их первоочередное оформление и применение упрощенных таможенных процедур, освобождает указанные товары в соответствии с законодательством РФ от обложения налогами и от взимания сборов за таможенное оформление (п. 10 раздела 3 Постановления N 1335).
Согласно п. 15 раздела 5 Постановления N 1335 получатель гуманитарной помощи (содействия), использующий предоставленные ему налоговые, таможенные и другие льготы, в случае нецелевого использования гуманитарной помощи (содействия) уплачивает в бюджеты всех уровней налоги и другие обязательные платежи, а также начисленные на них пени и штрафы по действующим ставкам. Взыскание налогов, платежей, пеней и штрафов осуществляется налоговыми и таможенными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, к ООО могут быть применены не только санкции, но и требование об уплате налогов и пошлин.