В ст. 40 НК РФ изложен порядок определения цен на товары (работы, услуги) в целях налогообложения. Если цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени более чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги. При определении рыночных цен учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки. В частности, учитываются скидки, вызванные: сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги), потерей товарами качества или иных потребительских свойств, истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров, маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки, реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей. Значит, требования ст. 40 НК РФ сводятся к тому, что рыночной ценой товара может быть признана цена с учетом скидки. Среди оснований для предоставления скидок поименована так называемая маркетинговая политика. Зачастую у налогоплательщиков возникают вопросы, связанные с трактовкой этого понятия, а также с документальным оформлением скидок, предоставляемых продавцом покупателям в рамках маркетинговой политики. В законодательстве РФ не содержится понятия "маркетинговая политика", а также требований к документам по подтверждению правомерности применения скидок. Мнение налоговых органов о порядке предоставления и документального оформления скидок на товары выражено в Письмах УМНС России по г.КМоскве от 22.11.2001 г. ≤ 03-12/53959 и ≤ 03-12/53672. По мнению налоговых органов, в п. 3 ст. 40 НК РФ приведен неисчерпывающий список элементов маркетинговой политики. То есть в рамках маркетинговой политики возможно предоставление и индивидуальных скидок новым потребителям, и каких-либо иных скидок. В данном случае необходимо документальное подтверждение всех существенных обстоятельств, которые принимаются во внимание при установлении ценовой политики организации. Установленные организацией цены, размеры и период применения скидок, а также их обоснование (с проведением соответствующих расчетов) должны быть закреплены в специальных внутренних документах, которые составляются при оформлении маркетинговой политики. К ним могут относиться такие организационно-распорядительные документы, как приказ или распоряжение руководителя организации, прайс-листы, расчеты по определению и обоснованию расчета сниженных цен и т.п. В тексте договора купли-продажи товаров, реализуемых со скидкой, необходимо указать цену сделки с учетом размера соответствующих скидок (надбавок) в рамках проведения маркетинговой политики. То есть цена с учетом скидки должна считаться договорной ценой. При отсутствии доказательств, обосновывающих предоставление скидок, и соответствующим образом оформленных документов налоговым органом могут быть не приняты во внимание устные ссылки на проводимую маркетинговую политику. В такой ситуации налоговые органы нередко принимают решение о доначислении налога и пеней с применением установленных НК РФ методов расчета рыночной цены. Учитывая изложенное, для подтверждения соответствия цены реализации товаров (работ, услуг) уровню рыночных цен для целей налогообложения налогоплательщик может применять скидки при условии, что они прописаны в маркетинговой политике организации. Зачастую предприятия для создания спроса на свои товары проводят так называемые "промо-акции", под которыми подразумеваются различные рекламные кампании, призванные вызвать и поддерживать интерес покупателей к товарам. Рекламные кампании могут проводиться в различных формах. Все зависит от фантазии продавцов и их рекламодателей. Если при проведении "промо-акций" покупателям предоставляются различные скидки, то предоставление этих скидок должно осуществляться с учетом указанных выше требований. Обращаем внимание, что продажа двух товаров по цене одного или выдача подарков при приобретении каких-либо товаров, по нашему мнению, не могут быть признаны скидками в смысле ст. 40 НК РФ. В первом случае такая акция изначально не выглядит как скидка и предполагает 50-процентное снижение цены на товар. Раздача подарков покупателям во время проведения рекламной кампании может быть отнесена на рекламные расходы для целей исчисления налога на прибыль согласно п. 28 ст. 264 НК РФ. Порядок признания рекламных расходов предусмотрен п. 4 данной статьи. Также на рекламные расходы можно отнести стоимость бесплатно раздаваемых образцов товаров (пробники, дегустация) при продвижении товаров на новые рынки. Скидки могут предоставляться и при проведении сезонных распродаж, так как эти скидки вызваны сезонным колебанием спроса на товары, а также во время распродаж, связанных с потерей качества товаров, истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров. |
|