Новая глава 25.1 "Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов" Налогового кодекса
Еще одна глава Налогового кодекса РФ вступает в силу с 1 января 2004 года. Она утверждена Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. ≤ 148-ФЗ (далее - Закон ≤ 148-ФЗ). Глава 25.1 Налогового кодекса РФ посвящена сборам за пользование животным миром и водными ресурсами.
Уплачивать эти сборы должны организации и индивидуальные предприниматели, которые получают лицензии (разрешения) на пользование объектами:
- животного мира на территории России;
- водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. А также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.
Платить нужно за каждое животное, которое планируется к добыче, за каждую тонну рыбы, тонну морепродуктов, которую власти позволили отловить. Ставки утверждены статьей 333.3 Налогового кодекса РФ.
Весь сбор за пользование объектами животного мира нужно заплатить в тот момент, когда предприятие получает лицензию. Что же касается сбора за пользование водными ресурсами, то его перечисляют так. Первые 10 процентов от суммы сбора уплачивают, как только получат лицензию. Оставшуюся часть перечисляют равными долями в течение всего срока действия лицензии - ежемесячно до 20-го числа.
В статье 333.7 Налогового кодекса РФ говорится, что все, получившие лицензии, обязаны в 10-дневный срок сообщить об этом в свою налоговую инспекцию. Сведения нужно подать на бланках, которые утверждает МНС России. Когда срок лицензии заканчивается, организация вправе обратиться в инспекцию с просьбой зачесть или возвратить сумму сбора, приходящуюся на так и не добытые объекты животного мира.
Надо сказать, что сборы за пользование живыми объектами существуют и сейчас. Они предусмотрены Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. ≤ 52-ФЗ "О животном мире". А конкретный размер этих платежей устанавливают региональные власти, руководствуясь статьей 35 Закона ≤ 52-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 4 января 2000 г. ≤ 1.
В настоящее время также взимается и сбор за выдачу лицензии на право пользования живыми ресурсами, а еще так называемая плата за непосредственное пользование (отлов, добычу и т. д.). Данные платежи прописаны в статье 40 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. ≤ 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации".
Закон ≤ 148-ФЗ внес изменения во все эти документы. Теперь в них указано, что плата за пользование объектами животного мира и водными ресурсами взимается в соответствии с законодательством о налогах и сборах, другими словами, главой 25.1 Налогового кодекса РФ.
Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. ≤ 148-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" опубликован в приложении "Официальные документы" ≤ 43, 2003, а также в журнале "Документы и комментарии" ≤ 22, 2003.
Как начислять пени по взносам в Пенсионный фонд
Пенсионный фонд РФ выпустил письмо, в котором на примерах объяснил, каким образом рассчитываются пени по пенсионным взносам.
Напомним, что организации должны перечислять авансовые платежи по пенсионным взносам ежемесячно - в срок, установленный для получения в банке денег на оплату труда (если зарплата выдается из кассы) или перечисления заработной платы на счета сотрудников. Об этом сказано в пункте 2 статьи 24 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. ≤ 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ". В этой же статье установлен крайний срок уплаты авансового платежа - 15-е число месяца, следующего за отчетным.
Таким образом, если фирма опоздала с уплатой пенсионных взносов, то сумма пеней будет зависеть от того, какого числа организация получает деньги на зарплату в банке или перечисляет деньги работникам. Если до 15-го числа, то пени начислят начиная со дня, следующего за установленной датой. Если же у фирмы день получения средств на заработную плату после 15-го числа, то пени рассчитываются с 16-го числа.
Начисляют пени налоговые инспекторы. Сделать это они могут только на основании авансового расчета (который подается по итогам квартала, полугодия и 9 месяцев) или на основании годовой декларации, а также копий платежных поручений. Поэтому если организация самостоятельно пени не заплатила, то с расчетного счета фирмы сумму пеней списывают не ранее той даты, которая установлена для сдачи расчетов и декларации.
Пример
ООО "Венский двор" получает в банке деньги на зарплату за прошедший месяц 10-го числа следующего. Следовательно, в этот же день бухгалтер должен перечислять пенсионные взносы. Однако ООО "Венский двор" заплатило пенсионные взносы за сентябрь 2003 года лишь 18 октября. Их сумма - 80 000 руб.
ООО "Венский двор" подало авансовый расчет по взносам за 9 месяцев 20 октября 2003 года. Получив авансовый расчет фирмы, налоговики начислили пени за просрочку с уплатой взносов. Расчет пеней был следующим.
Срок, в течение которого за ООО "Венский двор" числилась задолженность, составляет 8 дней (с 11 по 18 сентября включительно). Ставка рефинансирования равна 16 процентам. Таким образом, пени составляют:
80 000 руб. ? 8 дн. ? 16% : 300 = 341,33 руб.
Эта сумма была списана с расчетного счета фирмы по инкассо 23 октября 2003 года. В этот день бухгалтер ООО "Венский двор" сделал в учете следующие записи:
ДЕБЕТ 99 субсчет "Пени" КРЕДИТ 69 субсчет "Пени по пенсионным взносам"
- 341,33 руб. - начислены пени за несвоевременную уплату пенсионных взносов;
ДЕБЕТ 69 субсчет "Пени по пенсионным взносам" КРЕДИТ 51
- 341,33 руб. - списана сумма пеней с расчетного счета фирмы.
Письмо Пенсионного фонда РФ от 7 октября 2003 г. ≤ СД-09-24/10624 "О начислении пеней за несвоевременную уплату страховых взносов" опубликовано в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" ≤ 40, 2003, а также в журнале "Документы и комментарии" ≤ 22, 2003.
Изменилась декларация по "упрощенке"
Форма декларации по "упрощенке", которую надо будет подать по итогам 2003 года, изменена. В новой редакции изложен лист Г "Расчет единого налога". Изменения носят технический характер - более подробно расшифрованы итоговые показатели.
Согласно новой редакции по строке 150 должна быть отражена сумма единого налога, подлежащая уплате за отчетный (налоговый) период. В строке 160 показывается сумма налога, которая исчислена за предыдущие отчетные периоды (раньше этот показатель был в строке 150). А сумма единого налога, которую в итоге необходимо заплатить за отчетный (налоговый) период, равна разнице между показателями строк 150 и 160. И ее надо указать по строке 170.
Однако сумма по строке 160 может превышать сумму по строке 150. Тогда разницу между ними записывают в строку 180 "Сумма единого налога к уменьшению за отчетный (налоговый) период".
Ну а тем, кто по итогам года должен заплатить минимальный налог, надо заполнить строку 190 (ранее это была строка 170).
Приказ МНС России от 9 октября 2003 г. ≤ БГ-3-22/533 "О внесении изменений и дополнений в приложения ≤ 1 и ≤ 2 к приказу МНС России от 12.11.2002 ≤ БГ-3-22/647 "Об утверждении формы налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и Порядка ее заполнения"" опубликован в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" ≤ 42, 2003, а также в журнале "Документы и комментарии" ≤ 22, 2003.