Новые веяния
Организации, импортирующие товары из Белоруссии, должны представлять в свои налоговые инспекции декларации по косвенным налогам (НДС и акцизам). Форма такого отчетного документа, равно как и порядок его заполнения, устанавливаются Министерством финансов (п. 7 ст. 80 НК). Но несмотря на то, что организация уплаты косвенных налогов при импорте товаров из Республики Беларусь действует еще с 2005 года (Закон от 28 декабря 2004 г. N 181-ФЗ), форма их декларирования претерпевала изменения чуть ли не ежегодно. Последние модификации, внесенные главным финансовым ведомством страны, приходятся на 27 ноября 2007 года в виде приказа Минфина N 118н (далее - Приказ N 118н). Данный нормативный акт является редакцией приказа того же ведомства от 27 ноября 2006 г. N 153н (далее - Приказ N 153н), регламентирующего форму и порядок заполнения отчетности по косвенным налогам.
Примечательно, что внесенные чиновниками поправки вступают в силу с 1 апреля 2008 года. Это значит, что под новые правила подпадают поставки товаров из Белоруссии уже за март. Напомним, что налогообложение косвенными налогами (в том числе и НДС) при приобретении белорусских изделий отличается от порядка обложения прочих подпадающих под НДС операций, отчитываться по которым с начала этого года следует поквартально (ст. 163 НК). Причем если в предыдущей версии порядком заполнения декларации по косвенным налогам устанавливался налоговый период, равный одному месяцу (п. 1 приложения N 2 к Приказу N 153н), то с апреля этого года законодательством предъявляются требования представлять декларацию за тот месяц, в котором осуществлено принятие на учет ввезенных товаров, без оговорок о налоговом периоде (подп. "а" п. 1 Приказа N 118н).
Справедливости ради надо отметить, что подобная перемена в трактовках законодательных положений по существу не внесла каких-либо значимых для налогоплательщиков изменений. Ведь в обеих редакциях говорится, что при отсутствии операций по ввозу в Россию товаров из Республики Беларусь представлять в налоговую инспекцию соответствующую декларацию нет необходимости (п. 1 Приказа N 153н).
Кроме того, инициаторами поправок из действующего порядка заполнения деклараций был исключен абзац, содержащий запрет на переход помесячно отчитывающихся по НДС налогоплательщиков (выручка за три месяца которых не превышает двух миллионов рублей) на поквартальное декларирование данного налога (подп. "б" п. 1 Приказа N 118н). Внесение подобной поправки вполне логично, ведь с плательщиков косвенных налогов по белорусским товарам, по сути, сняли ярлык "ежемесячных декларантов".
Избавив Приказ N 153н от старой трактовки относительно уплаты соответствующих налогов в рамках налогового периода, законодатели автоматически вынесли приговор тем строкам и графам декларации, в которых было названо данное словосочетание: все они должны быть изменены на слово "месяц" в соответствующих падежах (подп. "г" п. 1 Приказа N 118н). Как повлияли данные изменения на форму декларации, будет описано ниже.
Еще одно нововведение, привнесенное приказом N 118н, добавило в Приложение N 2 Порядка заполнения декларации по косвенным налогам новый код 1010220, который отображает операции по ввозу из Белоруссии товаров в рамках международного сотрудничества в области исследования и использования космического пространства, а также в рамках соглашений об услугах по запуску космических аппаратов (п. 13 ст. 120 НК). Разумеется, среди таких товаров не должны отражаться подакцизные товары, поименованные в перечне пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса.
Что заполнять и в какой последовательности?
Одной из особенностей декларации по косвенным налогам является тот факт, что в ней отражается информация о нескольких налогах одновременно - НДС и акцизах. В свою очередь это означает, что в тех или иных случаях необходимо заполнять различные разделы такого налогового отчета. Установленная Минфином форма данной декларации содержит:
- титульный лист;
- раздел 1.1 "Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет в отношении товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь";
- раздел 1.2 "Сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет по подакцизным товарам, ввезенным на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь";
- раздел 2 "Расчет суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет, в отношении товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь";
- раздел 3 "Операции по ввозу товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, не подлежащие налогообложению налогом на добавленную стоимость (освобождаемые от налогообложения)";
- раздел 4 "Расчет суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет в отношении подакцизных товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь";
- приложение "Расчет налоговой базы по виду подакцизного товара".
Единственные составляющие декларации, которые бы подавались налогоплательщиком вне зависимости от того, какие именно товары он ввозит, так это титульный лист и раздел 1.1 (абз. 3 п. 3 приложения N 2 к Приказу N 153н). Разумеется, речь идет о ситуациях, когда в прошедшем месяце, за который и следует отчитаться, осуществлялись операции по ввозу товаров из Белоруссии в Россию.
Если в прошедшем месяце были ввезены товары, подпадающие под обложение НДС и акцизами, то помимо вышеуказанных следует заполнить в соответствии с абз. 3, 4 п. 3 и п. 22, 23, 25, 26 приложения N 2 к Приказу N 153н:
- раздел 1.2,
- раздел 2,
- раздел 4,
- приложение.
Когда речь идет о ввозе товаров, облагаемых лишь налогом на добавленную стоимость, вниманию инспекторов необходимо представить титульный лист, раздел 1.1 и раздел 2 формы декларации (абз. 3, 4 п. 3 и п. 23 приложения N 2 к Приказу N 153н).
Если доставленные из Белоруссии товары облагаются акцизами, но при этом не подпадают под уплату НДС, то следует подавать на основании абз. 3-5 п. 3 и п. 22, 24, 25 приложения N 2 к Приказу N 153н:
- титульный лист,
- раздел 1.1 (на сей раз с прочерками),
- раздел 1.2,
- раздел 3,
- раздел 4,
- приложение к декларации.
Однако бывают ситуации, в которых ввозимый на территорию России товар не подпадает ни под обложение акцизами, ни под уплату НДС. В таком случае налогоплательщику следует заполнить титульный лист, раздел 1.1 (разумеется, с прочерками) и раздел 3.
Хотелось бы также отметить, что, несмотря на установленную законодательством последовательность расположения разделов, их заполнение рационально осуществлять не по порядку. Дело в том, что, например, тот же раздел 1.1 частично заполняется на основании сведений, указанных в разделе 2 (п. 21 приложения N 2 к Приказу N 153н). А для заполнения титульного листа следует знать общее количество страниц заполненной декларации. Соответственно, целесообразнее, приступая к заполнению декларации, начинать с "расчетных" листов (разделы 2 и 4), а затем уже переходить к листам, в которых отражаются итоговые значения сумм налогов (разделы 1.1 и 1.2). Оформление же титульного листа лучше и вовсе отнести к заключительному этапу формирования декларации.
Бонус к декларации
Помимо вышеупомянутых разделов вместе с декларацией на косвенные налоги импортеры белорусских товаров должны представить в свои налоговые инспекции документы, поименованные в пункте 6 раздела 1 приложения к соглашению между правительством России и правительством Республики Беларусь от 15 сентября 2004 г. А именно:
- заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с указанием сведений о поставщике товара, реквизитов заключенного с поставщиком договора, а также информации о товарах (их наименование и стоимость), налоговой базе и сумме исчисленного налога;
- выписку банка (ее копию), подтверждающую фактическую уплату в бюджет России налога по ввезенным товарам;
- договор (его копию), на основании которого в Россию из Белоруссии ввозится товар;
- подтверждающие перемещение товаров из Белоруссии в Россию транспортные документы;
- товаросопроводительные документы, оформление которых предусмотрено законодательством Республики Беларусь при отпуске ТМЦ.
Если же требования относительно одновременной подачи данного пакета документов с декларацией будут проигнорированы налогоплательщиком, то отчетность попросту будет считаться не представленной в срок.
"Форменные" изменения
Как уже упоминалось выше, декларация по косвенным налогам, как и подобает данному отчетному документу, содержит титульный лист. Форма данной составляющей декларации унифицирована, то есть имеет вид, схожий с отчетом по любому другому налогу, а посему вряд ли вызовет у бухгалтеров какие-либо затруднения. Однако некоторые замечания все-таки стоит сделать.
Прежде всего надо обратить внимание на заполнение такого обозначенного на "титульнике" показателя, как "Вид документа". Здесь есть два варианта: первый - проставить цифру "1" для тех случаев, когда декларация представлена за истекший месяц; второй - указать цифру "3", если это уточненная декларация за соответствующий месяц. Причем в последнем варианте необходимо отразить также и порядковый номер "уточненки", который проставляется через дробь (п. 12 Приказа N 153н в редакции от 27 ноября 2007 г.). Что касается заполнения показателя "Налоговый период", то в данной ячейке следует отобразить цифру "1" (п. 13 Приказа N 153н в редакции от 27 ноября 2007 г.).
Кроме того, необходимо напомнить, что с недавних пор титульный лист (так же, как и все листы декларации, требующие подписи) заверяется лишь руководителем организации. Что касается подписи главного бухгалтера, то необходимость проставлять ее отпала.
В соответствии с абзацем 3 пункта 3 приложения N 2 к Приказу N 153н (в редакции от 27 ноября 2007 г.), обязанность по заполнению титульного листа возлагается на всех налогоплательщиков, которые в истекшем месяце ввезли товары из Белоруссии. То же самое правило распространяется и на раздел 1.1 "Сумма налога на добавленную стоимость". В остальном же заполнение данного раздела декларации осталось прежним, равно как и раздела 1.2 "Сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет по подакцизным товарам". Надо отметить, что заполнение данных разделов декларации весьма схоже, с той лишь разницей, что в первом случае отображается информация по НДС, а во втором - по акцизам. Данных разделов декларации изменения, внесенные главным финансовым ведомством страны, не коснулись, чего не скажешь о следующем разделе 2 "Расчет суммы налога на добавленную стоимость". Однако аналогично предыдущим случаям модернизированы были те строки и графы, в которых следовало отображать информацию по налоговому периоду. Так как теперь в декларации фиксируется информация, приходящаяся на месяц ввоза (как в предыдущих разделах) и принятия к учету привезенных из Белоруссии товаров, то соответствующие коррективы коснулись следующих наименований: графы 4 по строке 030, в которой отражается общая сумма налоговой базы за месяц, а также графы 6 по строке 030, где должна предоставляться информация об общей сумме налога, исчисленной за истекший месяц.
Что касается разделов 3 и 4, то их заполнение должно происходить ровно так же, как это делалось и при декларировании косвенных налогов в прошлом году.
Отдельно хотелось бы напомнить о заполнении приложения к декларации "Расчет налоговой базы по виду подакцизного товара". Его следует заполнять в том случае, когда из Белоруссии привозятся товары, на которые ставка акциза установлена в расчете на безводный этиловый спирт, а также по легковым автомобилям и мотоциклам (п. 26 приложения N 2 к Приказу N 153н). Причем на каждый вид ввозимых подакцизных товаров должно составляться отдельное приложение.