Налоговики выпустили разъяснения для "упрощенцев" МНС России недавно обнародовало свое письмо, в котором рассмотрен ряд вопросов для тех "упрощенщиков", которые платят единый налог с разницы между доходами и расходами. Так, по мнению налоговиков, в расходы нельзя включить затраты на хранение, обслуживание и транспортировку продаваемых товаров. Аргументация такая: эти расходы не поименованы в пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ. Однако позиция министерства более чем спорна. Ведь в пункте 2 статьи 346.16 есть ссылка на статью 268 Налогового кодекса РФ. А там прямо сказано, что налогоплательщик вправе уменьшить свои доходы на расходы по хранению, обслуживаю и транспортировке товаров. Правда, налоговики апеллируют к тому, что порядок учета этих расходов прописан в статье 320 кодекса, на которую ссылка в статье 346.16 отсутствует. Однако главное здесь то, что сама статья 268 содержит указание на данные виды расходов и этого достаточно, чтобы учесть их при расчете единого налога. Но предупредим: такую позицию скорее всего придется отстаивать в суде. Избежать тяжбы с налоговиками можно тем фирмам, которые доставляют свой товар собственными силами. Ведь тогда стоимость истраченного на доставку топлива можно списать по подпункту 5 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ как материальные расходы, а зарплату водителя - по подпункту 6 пункта 1 статьи 346.16 кодекса. Еще один момент, который освещен в письме, - это учет товаров, в покупную цену которого включены акцизы и налог с продаж. Здесь вывод сделан в пользу налогоплательщиков: при расчете единого налога такие товары списываются по стоимости, которая включает и акцизы, и налог с продаж. Кроме того, в письме рассмотрена ситуация, когда организация, применяющая "упрощенку", выставляет своему покупателю счет-фактуру. В принципе "упрощенщики" делать этого не должны, так как не являются плательщиками НДС согласно пункту 2 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ. Однако если счет-фактура все же выставлен и в нем указана сумма НДС, то ее придется перечислить в бюджет. Таковы требования пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса РФ. Причем уплата НДС в данном случае принесет фирме только убытки. Во-первых, уплаченный НДС не удастся включить в расходы при расчете единого налога. А во-вторых, уплата НДС не даст предприятию права принимать к вычету "входной" налог, так как это могут делать лишь плательщики НДС (ст. 171 Налогового кодекса РФ). Письмо МНС России от 15 сентября 2003 г. ≤ 22-1-14/2021-АЖ397 "Об упрощенной системе налогообложения" опубликовано журнале "Документы и комментарии" ≤ 22, 2003. Отсутствие карточки 1-НДФЛ не нарушает правил бухучета Высший арбитражный суд РФ разъяснил, что за отсутствие карточек 1-НДФЛ организацию нельзя оштрафовать по статье 120 Налогового кодекса РФ. Напомним, что по этой статье привлекают к ответственности за грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения. Так вот, ВАС РФ постановил, что таким нарушением, в частности, является отсутствие первичных документов бухгалтерского учета. Заметьте: бухгалтерского! А карточка 1-НДФЛ - это документ налогового учета. Однако вряд ли решение Президиума ВАС РФ означает, что карточку 1-НДФЛ вести не надо. Во-первых, она необходима, чтобы правильно рассчитывать в течение года налог на доходы. А во-вторых, налоговики собираются теперь штрафовать за отсутствие этих карточек по статье 126 Налогового кодекса РФ. Напомним, что сумма штрафа по этой статье - 50 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1) или 5000 руб. (п. 2). Кстати, Минюст России на днях должен зарегистрировать новую форму карточки 1-НДФЛ на 2003 год. В следующем номере мы расскажем об этом подробнее. Постановление Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 7 октября 2003 г. ≤ 4243/03 опубликовано в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" ≤ 45, 2003. Изменена глава Налогового кодекса РФ о едином сельхозналоге 11 ноября 2003 года Президент РФ подписал Федеральный закон ≤ 147-ФЗ "О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (далее - Закон ≤ 147-ФЗ). Рассмотрим же, чем новая редакция главы 26.1 отличается от старой. Начнем с плательщиков единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН). Как и прежде, это так называемые сельскохозяйственные товаропроизводители. Однако их перечень теперь стал длиннее. Раньше в него входили организации - кроме индустриальных, индивидуальные предприниматели и крестьянские хозяйства. Сейчас к ним прибавились некоторые предприятия индустриального типа, например, зверосовхозы, тепличные комбинаты, животноводческие комплексы. Ко всем этим хозяйствам и предприятиям Закон ≤ 147-ФЗ предъявляет следующие условия. Во-первых, они должны сами выращивать сельскохозяйственную продукцию, вылавливать рыбу. И перерабатывать тоже собственную продукцию, своими силами выловленную рыбу. Во-вторых, доля выручки от продажи сельскохозяйственных товаров или рыбы (включая продукты переработки) должна составлять не менее 70 процентов от общего дохода. В-третьих, не должны производить подакцизные товары. В-четвертых, не подпадать под ЕНВД. И в-пятых, не иметь ни филиалов, ни представительств. Только те, кто отвечает этим требованиям, вправе уплачивать ЕСХН. В таблице мы привели отличия главы 26.1 Налогового кодекса РФ в новой и старой редакции. Показатели | Старая редакция главы 26.1 | Новая редакция главы 26.1(действует с 1 января 2004 года) | Какие налоги платить не нужно | Все налоги, предусмотренные статьями 13-15 Налогового кодекса РФ, за исключением: НДС, акцизов, платы за загрязнение окружающей природной среды, государственной пошлины, таможенной пошлины, налога на имущество физических лиц (в части жилых строений, помещений и сооружений, находящихся в собственности индивидуальных предпринимателей), налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, лицензионных сборов | Налог на прибыль, НДС (за исключением НДС, уплачиваемого на таможне и в качестве налогового агента), налог на имущество, ЕСН | Объект налогообложения | Сельскохозяйственные угодья, находящиеся в собственности (во владении или в пользовании) | Доходы, уменьшенные на величину расходов | Налоговая база | Сопоставимая по кадастровой стоимости площадь сельскохозяйственных угодий | Денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов | Налоговый период | Квартал | Календарный год | Отчетный период | Квартал | Полугодие | Налоговая ставка | Устанавливается законодательными органами субъектов РФ за 1 га площади сельскохозяйственных угодий, сопоставимой по кадастровой стоимости | 6% | Сроки подачи налоговой декларации | Не позднее 10-го числа, следующего за истекшим кварталом | По итогам за год:- организации - не позднее 31 марта следующего года;- индивидуальные предприниматели - не позднее 30 апреля следующего года.По итогам отчетного периода - не позднее 25 дней со дня окончания полугодия | Срок уплаты налога | Не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (кварталом) | Не позднее срока, установленного для подачи деклараций |
Предприятия, которые не перейдут на ЕСХН, будут с доходов от продажи сельскохозяйственных товаров, рыбы, продуктов их переработки уплачивать налог на прибыль по следующим ставкам: - 0 процентов - в 2004-2005 годах; - 6 процентов - в 2006-2008 годах; - 12 процентов - в 2009-2011 годах; - 18 процентов - в 2012-2014 годах. А начиная с 2015 года налог на прибыль придется платить по ставке, определенной в пункте 1 статьи 284 Налогового кодекса РФ, - сейчас это 24 процента. Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. ≤ 147-ФЗ "О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" опубликован в приложении "Официальные документы" ≤ 43, 2003, а также в журнале "Документы и комментарии" ≤ 22, 2003. |
|