Изменения в порядке уплаты НДС, НДФЛ, налога на прибыль и взносов во внебюджетные фонды 8 декабря 2003 года Президент РФ подписал Федеральный закон ≤ 163-ФЗ. Он внес ряд изменений в Налоговый кодекс РФ, а также другие законы, посвященные налогообложению. Изменения в уплате НДСпредставляют интерес для фирм, приобретающих работы или услуги у иностранных организаций, которые не зарегистрированы в российских налоговых инспекциях. Напомним, что такие фирмы считаются налоговыми агентами и обязаны удержать НДС из вознаграждения, выплачиваемого иностранцам за работы (услуги), которые выполнены на территории России (п. 2 ст. 161 Налогового кодекса РФ). Перечень же работ (услуг), которые считаются выполненными в России, приведен в пунктах 1 и 2 статьи 148 Налогового кодекса РФ. Так, например, консультационные, юридические, бухгалтерские, рекламные услуги, а также НИОКР при любых обстоятельствах признаются оказанными на территории России, если их заказчик - российская фирма. Сейчас налоговые агенты уплачивают в бюджет НДС, удержанный из доходов иностранной организации, по общим правилам - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Начиная же с 1 января 2004 года удержанный налог придется перечислить в бюджет в тот же день, когда будет выплачено само вознаграждение. Более того, теперь в Налоговом кодексе появилась норма, запрещающая банку принимать от налогового агента поручение на перевод денег иностранной фирме, если агент одновременно не представит платежку на перечисление удержанного НДС в бюджет. Другое дело, что выполнить это требование банкам будет непросто. Ведь нигде не прописано, как именно банк должен определять, что клиент платит иностранной компании за работы (услуги), выполненные (оказанные) на территории России. Очевидно, что банки смогут исполнять указание, данное в новой редакции пункта 3 статьи 174 Налогового кодекса, лишь после того, как законодатели установят соответствующий порядок или поручат сделать это Правительству РФ. Тем не менее, поскольку соответствующая норма есть в Налоговом кодексе, мы советуем предприятиям с 1 января 2004 года самостоятельно, не дожидаясь каких-либо действий со стороны банков, перечислять в бюджет НДС, удержанный с доходов иностранного подрядчика, в тот же день, как были уплачены деньги по договору.
Пример 1 ЗАО "Диск" реализует свою продукцию на Украине. Рекламой этой продукции занимается украинская фирма ООО "Икар", не зарегистрированная в России в качестве налогоплательщика. ЗАО "Диск" 15 января 2004 года приняло от ООО "Икар" услуги на сумму 1000 евро. В этот же день эти услуги были оплачены. Предположим, что курс евро, установленный Центральным банком РФ на 15 января 2004 года, составил 36 руб/EUR. Поскольку ЗАО "Диск" осуществляет свою деятельность в России, рекламные услуги считаются оказанными на территории Российской Федерации. Значит, бухгалтер ЗАО "Диск" должен удержать НДС из вознаграждения ООО "Икар" и перечислить его в бюджет 15 января 2004 года. Бухгалтер ЗАО "Диск" сделал 15 января в учете такие проводки: ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 60 - 30 508,47 руб. ((1000 EUR - 1000 EUR x 18% : 118%) x 36 руб/EUR) - приняты рекламные услуги, оказанные украинской фирмой ООО "Икар"; ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60 - 5491,53 руб. (1000 EUR x 18% : 118% x 36 руб/EUR) - отражен НДС; ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 68 субсчет "Расчеты по НДС" - 5491,53 руб. - удержан НДС из выручки ООО "Икар"; ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 52 - 30 508,47 руб. - перечислено вознаграждение за рекламные услуги украинской фирме (за минусом удержанного НДС); ДЕБЕТ 68 субсчет "Расчеты по НДС" КРЕДИТ 51 - 5491,53 руб. - уплачен НДС в бюджет; ДЕБЕТ 68 субсчет "Расчеты по НДС" КРЕДИТ 19 - 5491,53 руб. - принят к вычету НДС, уплаченный за ООО "Икар".
Изменения в уплате НДФЛ связаны с тем, что с 1 января 2004 года размер добровольных пенсионных взносов, не облагаемых налогом на доходы физических лиц, увеличен с 2000 до 5000 руб. Таким образом, фирма должна будет удерживать НДФЛ лишь с той части взносов по добровольному (негосударственному) пенсионному страхованию, которая превышает 5000 руб. на одного работника в год.
Пример 2 ЗАО "Прилив" перечисляет за технолога Михайлова взносы на его индивидуальный счет, открытый в негосударственном пенсионном фонде "Удача". Всего за год предприятие заплатило за Михайлова 7000 руб. Бухгалтер должен удержать из доходов Михайлова такие суммы НДФЛ. В 2003 году: (7000 руб. - 2000 руб.) x 13% = 650 руб. В 2004 году: (7000 руб. - 5000 руб.) x 13% = 260 руб.
Изменения в налогообложении прибыли коснутся тех фирм, которым региональные или местные власти до 1 июля 2001 года предоставили льготу по инвестиционной деятельности. Старая редакция пункта 9 статьи 6 Федерального закона от 6 августа 2001 г. ≤ 110-ФЗ разрешала пользоваться такой льготой в течение всего времени, на которое она была предоставлена (или пока не окупится инвестиционный проект). В обновленной же редакции этого пункта срок действия льготы ограничен 1 января 2004 года. Второе изменение по налогу на прибыль заинтересует отраслевые и межотраслевые фонды финансирования НИОКР. Согласно статье 6 Закона ≤ 163-ФЗ, они вправе уменьшить налогооблагаемый доход 2002 и 2003 годов на всю сумму, перечисленную на формирование Российского фонда технологического развития. Напомним, что для других предприятий такие отчисления учитываются при расчете налогооблагаемой прибыли лишь в пределах 0,5 процента от полученного дохода. Еще одна льгота предоставлена фондам финансирования НИОКР статьей 7 Закона ≤ 163-ФЗ. Средства, поступившие в 2003 году на формирование фондов, которые образованы при федеральных органах исполнительной власти, считаются полученными в рамках целевого финансирования и не включаются в налогооблагаемый доход. Это же касается средств, поступивших за 2003 год на формирование Российского фонда технологического развития.
Изменения в уплате взносов в государственные внебюджетные фонды затронут те предприятия, у кого есть давние долги перед этими фондами. Так, в 2004 году долги перед Пенсионным фондом РФ, ФСС России, Фондом обязательного медицинского страхования и Фондом занятости, образовавшиеся до 1 января 2001 года, будут признаны безнадежными и спишутся в том порядке, который установит Правительство РФ. Об этом сказано в статье 1 Закона ≤ 163-ФЗ.
Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. ≤ 163-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" опубликован в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" ≤ 47, 2003, а также в журнале "Документы и комментарии" ≤ 24, 2003.
Определен коэффициент К3 для расчета ЕНВД в 2004 году
Минэкономразвития России установило коэффициент-дефлятор (К3) для расчета ЕНВД в 2004 году. Он соответствует индексу изменения потребительских цен на товары и равен 1,133. Напомним, что методика расчета ЕНВД описана в главе 26.3 Налогового кодекса. В соответствии с пунктом 4 статьи 346.29 Налогового кодекса базовая доходность корректируется на коэффициенты К1, К2 и К3. Коэффициент К1 в 2003 и 2004 годах не применяется. Размер коэффициента К2 устанавливают региональные власти. А коэффициент-дефлятор К3 одинаков для всей России. В 2003 году К3 был равен 1 (ст. 7.1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. ≤ 104-ФЗ). В 2004 году величина коэффициента - 1,133. Это значит, что при прочих равных условиях в 2004 году вмененный налог вырастет на 13,3 процента. Рассмотрим это на примере. Пример
ООО "Позитив" продает в розницу товары через магазин. Общая площадь торгового зала составляет 100 кв. м. В регионе, где зарегистрировано ООО "Позитив", деятельность фирмы подпадает под уплату ЕНВД (К2 = 0,8). Базовая доходность такого магазина составляет 1200 руб. на 1 кв. м в месяц. Рассчитаем ЕНВД за IV квартал 2003 года, когда коэффициент-дефлятор равен 1: (1200 руб. x 100 кв. м x 0,8 x 1 x 3 мес.) x 15% = 43 200 руб. А теперь определим налог за I квартал 2004 года. Сумма налога составит: (1200 руб. x 100 кв. м x 0,8 x 1,133 x 3 мес.) x 15% = 48 945 руб. 60 коп.
Приказ Минэкономразвития России от 11 ноября 2003 г. ≤ 337 "Об установлении коэффициента-дефлятора на 2004 год" опубликован в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" ≤ 45, 2003. |
|