Письмо Министерства финансов РФ от 14.03.2008 N 03-05-05-02/13 [О ПРЕДСТАВЛЕНИИ "ЗЕМЕЛЬНОЙ" ОТЧЕТНОСТИ]
В департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики по вопросу о представлении в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) по земельному налогу сообщается следующее.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее . Кодекс) налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 80 Кодекса, налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Расчет авансового платежа представляется в случаях, предусмотренных Кодексом применительно к конкретному налогу.
Обязанность налогоплательщиков-организаций представлять налоговые декларации по земельному налогу в налоговые органы установлена статьей 398 Кодекса. Налоговые расчеты по авансовым платежам по земельному налогу должны представлять в налоговые органы указанные налогоплательщики, признаваемые таковыми пунктом 1 статьи 388 Кодекса, и уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по налогу (п. 2 ст. 398 Кодекса).
В соответствии с Порядком заполнения налоговой декларации по земельному налогу, утвержденным приказом Минфина России от 23.09.2005 N 124н (зарегистрировано в Минюсте России 18.10.2005 N 7076), налоговая декларация по земельному налогу заполняется налогоплательщиками, осуществляющими уплату земельного налога в соответствии с главой 31 Кодекса и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения . Москвы и Санкт-Петербурга).
Таким образом, налоговые декларации (налоговые расчеты по авансовым платежам) по земельному налогу обязаны представлять в налоговые органы налогоплательщики-организации, у которых возникает обязанность уплачивать этот налог (авансовые платежи по налогу).
На основании подпункта 2 пункта 2 статьи 389 Кодекса объектом налогообложения по земельному налогу не признаются земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации.
В связи с этим у организации, все земельные участки которой не признаются объектами налогообложения по земельному налогу, не возникает обязанности по уплате данного налога и, следовательно, . обязанности по представлению налоговой декларации (налоговых расчетов по авансовым платежам).
Между тем организация, обладающая на праве постоянного (бессрочного) пользования несколькими земельными участками, лишь часть из которых не признается объектом налогообложения по земельному налогу, обязана представлять в налоговые органы налоговую декларацию по земельному налогу (налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу) в отношении земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. При этом в указанную декларацию (налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу) не включаются сведения о земельных участках, не признаваемых объектом налогообложения по земельному налогу.
Директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ И.В. Трунин
Комментарий
В комментируемых письмах (Письмо Министерства финансов РФ от 14.03.2008 N 03-05-05-02/13 О представлении "земельной" отчетности и Письмо Министерства финансов РФ от 17.03.2008 N 03-05-04-02/20 Отчетность по земельному налогу при отсутствии объекта налогообложения) специалисты Минфина в очередной раз напомнили, что организации, земельные участки которых не признаются объектами налогообложения, не должны представлять отчетность по земельному налогу. Ведь у таких налогоплательщиков не возникает обязанности по перечислению платежа.
Итак, не признаются объектами налогообложения следующие участки:
ограниченные в обороте, которые заняты ценными объектами культурного наследия народов России, объектами, включенными в список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
ограниченные в обороте, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
относящиеся к землям лесного фонда;
ограниченные в обороте, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.
В соответствии с земельным законодательством, из оборота изъяты участки, занятые находящимися в федеральной собственности объектами:
государственными природными заповедниками и национальными парками;
зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы России, другие войска, воинские формирования и органы;
зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
объектами организаций ФСБ;
объектами организаций федеральных органов государственной охраны;
объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;
воинскими и гражданскими захоронениями;
инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы России.