Порядок применения положений статьи 40 Налогового кодекса уже давно не устраивает ни налоговиков, ни профессиональное сообщество. Однако пока законодательно эта проблема не решена, хочешь не хочешь нужно соблюдать действующие правила "ценовой" игры.
Напомним, статья 40 Налогового кодекса предполагает, что для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, считается, что данная цена соответствует уровню рыночных цен. При отклонении цены более чем на 20 процентов в ту или иную сторону от обычного для идентичных товаров (работ или услуг) уровня налоговый орган может вынести решение о доначислении налога и пени. Рассчитываются эти суммы таким образом, как если бы результаты сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары.
Весь вопрос в том, что понятие "рыночная цена" в кодексе упоминается, а вот четких правил определения такой цены в главном налоговом документе страны нет, да и наверное, в масштабах всей экономики разработать такие критерии было бы крайне затруднительно.
Однако есть несколько положений, которые при определении искомой цифры должны учитывать как фирмы, так и налоговики. Они прописаны в пунктах 4.11 статьи 40 Кодекса. Если вкратце . рыночной ценой товара признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных или однородных товаров в сопоставимых экономических условиях. При установлении цены в качестве рыночной используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и о биржевых котировках.
"Билет" в зал суда
Вообще-то данные принципы определения рыночной цены далеко не совершенны, что косвенно подтверждает вышедшее недавно письмо Минфина от 1 апреля 2008 года N 03-02-07/1-136. При использовании положений статьи 40 НК возникает много сложностей, которые касаются в основном выбора методов определения рыночных цен, а также поиска и использования официальных источников информации. А многие из представленных в ней понятий и вовсе неоднозначны.
На этом основании, как следует из разъяснений Минфина, всякая организация вправе обжаловать решение налоговых органов в отношении нарушенных прав не только в вышестоящем налоговом органе, но и в суде. Причем для этого она может представить любые имеющиеся у нее доказательства, то есть не обязательно ограничиваться только теми, что перечислены в статье 40 НК.
Принципы соответствия
Как отмечают эксперты журнала "Нормативные акты для бухгалтера", для определения соответствия цены реализации товара текущему уровню рыночных цен необходимо принимать во внимание две особенности. Во-первых, экономические условия сделок по идентичным или однородным товарам должны быть сопоставимыми. В качестве факторов сопоставимости, например, выделяются количество (объем) поставляемых товаров, сроки исполнения обязательств, условия платежей и т. д. Во-вторых, фирма должна соблюдать установленную очередность использования механизмов определения рыночных цен. Иными словами, среди существующих методов это метод определения цены по идентичным (однородным) товарам в сопоставимых коммерческих условиях; метод цены последующей реализации, затратный метод, . каждый последующий можно брать на вооружение лишь при невозможности применения предыдущего.
А вот использовать при определении рыночных цен средние величины, рассчитанные исходя из сложившихся на рынке идентичных (однородных) товаров цен, нельзя. Как отметили специалисты финансового ведомства в вышеупомянутом письме, а также в более ранних разъяснениях от 26 ноября 2007 года N 03-02-07/1-454, данный механизм не предусмотрен в Налоговом кодексе. Причем касается "минфиновский" запрет как организаций, так и самих налоговиков (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 5 июля 2007 года N Ф08-3108/2007-1604А по делу N А20-1389/2006).