Конечно, "вмененщики" не являются крупными производственными предприятиями и вряд ли имеют котельные и буровые установки. Но в процессе их деятельности образуется бытовой мусор, а автотранспортные средства, на которых осуществляется перевозка пассажиров и грузов, загрязняют воздух. Поэтому платежей за негативное воздействие на окружающую среду не избежать
Негативное воздействие на окружающую среду является платным. Это следует из пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". К видам негативного воздействия, в частности, относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты и на водосборные площади, размещение отходов производства и потребления.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие регулируется постановлением Правительства РФ от 28.08.92 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия" (далее - Порядок).
ВОЗЬМИТЕ НА ЗАМЕТКУ
Как не платить за размещение отходов
Плата за негативное воздействие на окружающую среду вносится собственником отходов. Однако данную плату "вмененщику" можно не вносить, если:
- заключить со специализированной фирмой, оказывающей услуги по вывозу отходов, договор, согласно которому к этой фирме переходит право собственности на отходы. В этом случае плательщиком признается специализированная организация (см. письма Ростехнадзора от 25.07.2007 N 04-09/1001 и от 27.04.2007 N 04-09/455);
- заключить договор комиссии, по которому размещение отходов осуществляется от лица комиссионера. Соответственно платить за весь объем размещаемых отходов в данной ситуации будет комиссионер (см. письмо Ростехнадзора от 23.12.2005 N СС-47/145).
Кроме того, в расчете платы за загрязнение воздуха помогут Методические рекомендации по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух, утвержденные приказом Ростехнадзора от 12.09.2007 N 626 (далее - Методические рекомендации).
В соответствии с пунктом 1 Порядка и письмом Ростехнадзора от 12.02.2007 N 04-09/169 обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с негативным воздействием на экологическую обстановку.
"Вмененщики" также должны вносить экологические платежи. Это следует из положений пункта 4 статьи 346.26 НК РФ (см. также письмо Минфина России от 11.07.2007 N 03-11-04/3/262).
В Определении Конституционного суда от 10.12.2002 N 284-О указано, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду носят компенсационный характер и признаются не налогом, а фискальным сбором
Встаем на учет
Процедура постановки на учет фирм и индивидуальных предпринимателей, оказывающих негативное воздействие на природу, в качестве плательщиков описана в приказе Ростехнадзора от 02.08.2005 N 545. Встать на учет необходимо в территориальных органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора). Впервые встать на учет нужно в течение квартала, в котором осуществлялось негативное воздействие на окружающую среду.
Постановка на учет производится по месту нахождения каждого стационарного объекта негативного воздействия и по месту государственной регистрации каждого передвижного объекта негативного воздействия. Если плательщик ЕНВД имеет более одного объекта негативного воздействия, то встать на учет необходимо отдельно по каждому из них.
ТЕРМИНЫ
Стационарные объекты негативного воздействия - объекты, прочно связанные с землей, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, а также объекты размещения отходов производства и потребления, взрыв, крышные котельные, стационарные платформы, искусственные острова, буровые установки (суда, платформы).
Передвижные объекты негативного воздействия - транспортные средства, в том числе автомобили, воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, которые оборудованы двигателями, работающими на бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном (сжатом) нефтяном или природном газе.
Отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, других изделий или продуктов, образовавшиеся в процессе производства и потребления. Также к отходам относятся товары (продукция), утратившие потребительские свойства.
Данные определения приведены в пунктах 20 и 21 приказа Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204, а также в статье 1 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Для постановки на учет территориальным органам Ростехнадзора отводится 30 дней с момента получения информации об осуществлении "вмененщиком" выбросов, сбросов загрязняющих веществ или о размещении отходов производства и потребления.
Сведения о плательщиках и объектах негативного воздействия вносятся в реестр. На всех плательщиков оформляются свидетельства о регистрации в электронном виде. Чтобы получить свидетельство в бумажном виде, нужно обратиться с соответствующим запросом.
Если источник негативного воздействия находится в аренде, то вносить плату за загрязнение окружающей среды должно лицо, фактически эксплуатирующее такой объект (п. 11 Методических рекомендаций).
Обратите внимание: филиалы или представительства организации самостоятельно на учет не встают. Платежи за них вносит головная компания по месту учета объектов негативного воздействия (см. письмо Ростехнадзора от 12.02.2007 N 04-09/170). Обособленные подразделения вправе уплачивать платежи от имени организации, только если это указано в положении о подразделении и у руководителя филиала имеется соответствующая доверенность. Это следует из пункта 14 Методических рекомендаций.
Без разрешения не обойтись
Плательщики ЕНВД, которые в ходе своей деятельности осуществляют выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду, должны получить специальное разрешение на такие выбросы (сбросы) в территориальных органах Ростехнадзора. В разрешении указываются предельно допустимые нормативы выбросов (сбросов) по каждому виду загрязняющих веществ, лимиты, а также срок действия разрешения. Как правило, Ростехнадзор выдает разрешение на один календарный год.
Если такое разрешение отсутствует, то "вмененщика" могут привлечь к административной ответственности (ст. 8.21 КоАП РФ). Так, для организации размер штрафа составляет от 40 000 до 50 000 руб., а для индивидуальных предпринимателей и должностных лиц - от 4000 до 5000 руб. Помимо штрафов применяется мера ответственности в виде приостановления деятельности на срок до 90 суток.
О том, какая ответственность грозит "вмененщикам", читайте в статье "Что нужно знать об ответственности?" // Вменёнка, 2007, N 7
Кроме того, если разрешение отсутствует, норматив платы за загрязнение увеличивается в пять раз, поскольку весь объем выделяемых вредных веществ в этом случае признается сверхлимитным (п. 5 и 6 Порядка).
Имейте в виду, что на транспортные средства не нужно получать специального разрешения на выбросы загрязняющих веществ. Проверка технических нормативов выбросов вредных веществ в атмосферный воздух осуществляется в рамках прохождения государственного технического осмотра (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 16.06.2004 N Ф04/3345-270/А81-2004 и Северо-Кавказского округа от 22.01.2004 N Ф08-5421/2003-2090А). При выявлении превышения технических нормативов выбросов запрещается эксплуатация транспортного средства.
Подобные выводы содержатся в письме Ростехнадзора от 04.09.2007 N 04-09/1242
Рассчитываем размер платы
Базой для расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем выбросов (сбросов) загрязняющих веществ или масса размещаемых отходов производства и потребления.
По каждому виду загрязняющих веществ установлено два вида базовых нормативов (ставок) платы в рублях: за тонну и за кубический метр. Один применяется при выбросах, сбросах загрязняющих веществ, размещении отходов в пределах допустимых нормативов, второй - при выбросах, сбросах загрязняющих веществ, размещении отходов в пределах установленных лимитов (п. 2 Порядка).
Основные нормативы платы содержатся в постановлении Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 (далее - постановление N 344), которое действует в редакции постановления Правительства РФ от 01.07.2005 N 410 (далее - постановление N 410).
Если размеры выбросов (сбросов) загрязняющих веществ или объемы размещаемых отходов не превышают установленные предельно допустимые нормативы, то плата рассчитывается так. По каждому виду вредного воздействия соответствующая ставка платы, предусмотренная в постановлении N 344, умножается на фактическую величину загрязняющих веществ. Расчет производится отдельно по каждому виду загрязнения. Затем полученные показатели суммируются по всем видам воздействия.
Если величина выбросов (сбросов) загрязняющих веществ или объемов размещаемых отходов выше норматива, но не превышает установленных лимитов, плата рассчитывается следующим образом. Сначала исчисляется плата за негативное воздействие в пределах допустимых нормативов. Затем по каждому виду выбросов (сбросов) определяется плата в рамках установленных лимитов. Она равна разнице между установленными лимитными и предельно допустимыми выбросами (сбросами), умноженной на соответствующую ставку платы. При этом под лимитным выбросом понимается масса фактического выброса загрязняющего вещества в пределах установленного лимита. Полученные результаты суммируются по всем видам загрязнений.
Как рассчитывать плату за негативное воздействие на окружающую среду, сказано в пунктах 3 - 5 Порядка
Плата же за сверхлимитные загрязнения рассчитывается таким образом. Сначала определяется плата в рамках допустимых нормативов и в пределах лимита. Затем нужно найти величину превышения фактических выбросов (сбросов) над установленным лимитом. После этого исчисляется плата за сверхлимитное загрязнение. Величину превышения фактической массы загрязнений над установленными лимитами нужно умножить на соответствующую ставку платы за загрязнение в пределах установленных лимитов. Затем полученные суммы следует сложить по видам загрязнения и умножить на повышающий коэффициент, равный пяти.
При расчете платы за загрязнение окружающей среды обязательно нужно учитывать соответствующие поправочные коэффициенты, на которые корректируются нормативы. К базовым нормативам платы применяется несколько поправочных коэффициентов:
- коэффициент, учитывающий уровень инфляции. Он устанавливается федеральными законами о бюджете на соответствующий год к конкретным годам. Так, в 2008 году коэффициент 1,48 применяется к нормативам платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленным постановлением N 344 в 2003 году, а коэффициент 1,21 - к нормативам платы, установленным постановлением N 410 в 2005 году;
Об этом сказано в пункте 3 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов"
- коэффициент, учитывающий экологические факторы (состояние атмосферного воздуха и почвы). Его значения приведены в приложении N 2 к постановлению N 344 и зависят от территорий экономических районов РФ;
- коэффициент 1,2, предусмотренный за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух городов. Он установлен в приложении N 2 к постановлению N 344. Для стационарных источников негативного воздействия, расположенных за чертой города, при определении объекта платы с 1 марта 2008 года нужно применять новую редакцию санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.2.1/2.1.1.1200-03 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74). Для передвижных источников загрязнения коэффициент 1,2 применяется, если место государственной регистрации передвижного объекта (а при отсутствии такового - место нахождения его владельца) находится в пределах черты города;
См. пункт 25 Методических рекомендаций
- коэффициент 2, установленный в пункте 2 постановления N 344 за загрязнения особо охраняемых природных территорий. К таким территориям относятся лечебно-оздоровительные местности и курорты, районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, Байкальский регион и зоны экологического бедствия;
Перечни особо охраняемых территорий установлены Общероссийским классификатором экономических регионов ОК 024-95, утвержденным постановлением Госстандарта России от 27.12.95 N 640
- коэффициент 0,3, применяемый в случае размещения отходов на специализированных полигонах и площадках, расположенных в промышленной зоне источника негативного воздействия;
- коэффициент 0, используемый при размещении отходов, подлежащих временному накоплению и фактически использованных (утилизированных) в течение трех лет с момента размещения в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для использования в течение этого срока.
Пример 1
ООО "Галант" - автосервис, расположенный в г. Троицке (Центральный район), применяет систему налогообложения в виде ЕНВД. Организация получила в территориальном отделении Ростехнадзора разрешение на выброс азота диоксида. Согласно данному разрешению для азота диоксида допустимый норматив выбросов установлен в размере 4 т, лимит - 6 т.
За I квартал 2008 года ООО "Галант" произвело выброс в атмосферу азота диоксида в количестве 3,5 т. То есть фактический выброс не превысил установленных нормативов. Рассчитаем размер платы за негативное воздействие на окружающую среду за I квартал 2008 года.
Решение
Норматив платы для азота диоксида приведен в постановлении N 344. В пределах установленных допустимых нормативов выбросов он составляет 52 руб. за тонну.
Ставки платы установлены в 2003 году, поэтому к ним применяется коэффициент 1,48, закрепленный в Федеральном законе от 24.07.2007 N 198-ФЗ.
Коэффициент, учитывающий экологические факторы, в Центральном районе для атмосферного воздуха установлен в размере 1,9. Территориальный коэффициент в этом регионе не действует.
Кроме того, в данном случае применяется дополнительный коэффициент 1,2, так как организация производит выбросы в атмосферный воздух Троицка.
Таким образом, размер платы за негативное воздействие на окружающую среду за I квартал 2008 года составит 614,14 руб. (3,5 т#52 руб.#1,48#1,9#1,2).
Предположим, что фактический выброс составил 5 т, то есть превысил установленный норматив, но находится в пределах лимита. Определим плату за выбросы, превышающие предельно допустимый норматив.
Ставка платы в пределах установленных лимитов выбросов для азота диоксида составляет 260 руб. за тонну.
Плата в пределах лимита будет равна 877,34 руб. [(5 т . 4 т)#260 руб.#1,48# #1,9#1,2].
Таким образом, размер платы за негативное воздействие на окружающую среду за I квартал 2008 года в случае превышения допустимых нормативов в пределах лимита составит 1491,48 руб. (614,14 руб. + 877,34 руб.).
Теперь рассчитаем размер платы для случая, когда ООО "Галант" превысило установленные лимиты. Например, выброс в атмосферу азота диоксида за I квартал 2008 года составил 6,5 т.
Плата за выбросы в пределах допустимого норматива равна 614,14 руб. Плата в рамках установленного лимита составляет 1754,69 руб. [(6 т . 4 т)#260 руб.#1,48#1,9# 1,2].
Фактические выбросы азота диоксида превысили лимит на 0,5 т (6,5 т . 6 т). Плата за сверхлимитное загрязнение с учетом пятикратного повышающего коэффициента - 2193,36 руб. (0,5 т#260 руб.#5#1,48#1,9#1,2).
Следовательно, в случае превышения ООО "Галант" установленных лимитов общая сумма платы за выброс в атмосферный воздух загрязняющих веществ за I квартал 2008 года равна 4562,19 руб. (614,14 руб. + 1754,69 руб. + 2193,36 руб.).
Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников, в отличие от выбросов от стационарных объектов, установлена не за единицу выброса загрязняющего вещества, а за единицу израсходованного топлива в зависимости от его вида. Плата рассчитывается так. Норматив платы по конкретному виду используемого топлива умножается на количество такого топлива, израсходованного передвижным источником за квартал. Полученные результаты суммируются.
КАК БЫТЬ, ЕСЛИ
литры нужно перевести в тонны
ФНС России в письме от 24.03.2005 N 03-3-09/0412/23@ указала, что в зависимости от марки автомобильного бензина можно использовать следующие средние значения плотности:
для А-76 (АИ-80) - 0,715 г/куб. см;
АИ-92 - 0,735 г/куб. см;
АИ-95 - 0,750 г/куб. см;
АИ-98 - 0,765 г/куб. см.
Количество израсходованного топлива определяется по данным бухгалтерского учета и подтверждается первичными документами (см., также письмо Ростехнадзора от 02.08.2007 N 04-09/1037). В связи с тем что норматив платы установлен за тонну, а учет ведется в литрах, последние переводятся в тонны. Как правило, данные о плотности указываются в накладной на отпуск топлива или в спецификациях. Также можно воспользоваться соответствующими средними значениями для топлива.
Пример 2
Все автомобили ООО "Скороход", оказывающего автотранспортные услуги по перевозке пассажиров, поставлены на учет в г. Санкт-Петербурге. Потребление бензина неэтилированного автомобилями организации за I квартал 2008 года составило:
марки АИ-95 - 3500 л;
марки АИ-98 - 2000 л.
Рассчитаем плату за выбросы в атмосферный воздух за I квартал 2008 года.
Решение
Норматив платы для бензина неэтилированного приведен в постановлении N 344. Он составляет 1,3 руб. за тонну.
На основании письма ФНС России от 24.03.2005 N 03-3-09/0412/23@ можно использовать следующие средние значения плотности бензина:
для марки АИ-95 - 0,750 г/куб. см;
для марки АИ-98 - 0,765 г/куб. см.
Коэффициент, учитывающий экологические факторы, для Северо-Западного экономического района РФ равен 1,5.
Определим расход бензина в тоннах. Он равен:
марки АИ-95 - 2,625 т (3500 л#0,750 г/куб. см : 1000);
марки АИ-98 - 1,530 т (2000 л#0,765 г/куб. см : 1000).
Размер платы за выброс бензина неэтилированного в атмосферный воздух за I квартал 2008 года составит 14,39 руб. [1,3 руб.#(2,625 т + 1,530 т)#1,5#1,48#1,2].
Когда платить
Перечислять плату за негативное воздействие на окружающую среду нужно по месту учета объектов негативного воздействия не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (календарным кварталом). Об этом сказано в приказе Ростехнадзора от 08.06.2006 N 557.
Теперь поговорим об ответственности за неуплату или несвоевременное внесение платежей. Налоговая ответственность за данное правонарушение в виде взыскания пеней и штрафов согласно НК РФ не применяется. А в пункте 31 Методических рекомендаций указано, что при возникновении задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду пени на сумму недоимки не начисляются.
См. Определение Конституционного суда РФ от 10.12.2002 N 284-О и постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.06.2005 N А42-2603/04-27
При этом за невнесение в установленные сроки данных платежей предусмотрена административная ответственность. Так, на основании статьи 8.41 КоАП РФ за данное правонарушение на организации налагается штраф в размере от 50 000 до 100 000 руб., на должностных лиц - от 3000 до 6000 руб.
Если же, наоборот, возникнет переплата экологических платежей, то излишне уплаченная сумма после составления акта сверки может быть засчитана в счет предстоящих платежей или возвращена плательщику по его заявлению (п. 27 Методических рекомендаций).
Порядок и сроки подачи отчетов
Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду "вмененщики" должны сдавать в территориальные органы Ростехнадзора, в которых состоят на учете, не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.
Форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядок ее заполнения утверждены приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204
Расчет представляется в единственном экземпляре в бумажном виде или на магнитном носителе либо передается по телекоммуникационным каналам связи. Расчет можно сдать лично или направить по почте. Передавать расчет на проверку в ФГУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений" или предварительно согласовывать его с сотрудниками территориального управления Ростехнадзора не требуется. Такие разъяснения приведены в письме Ростехнадзора от 04.09.2007 N 04-09/1242.
Заметим, что одновременно с расчетом на бумажном носителе территориальные органы требуют представить его и в электронном виде. Формат электронной отчетности нужно уточнять в местном управлении Ростехнадзора.
Бухгалтерский учет
В бухгалтерском учете плата за негативное воздействие на окружающую среду, вызванное производственной деятельностью организации, признается расходом по обычным видам деятельности. Это следует из пункта 5 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (утверждено приказом Минфина России от 06.05.99 N 33н).
Платежи за загрязнение окружающей среды могут быть учтены на счете 68 "Расчеты по налогам и сборам", так как они являются доходной статьей бюджетов всех уровней и им присвоен КБК. Вместе с тем начисление указанных платежей в бухгалтерском учете может отражаться с применением счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
Выбранный способ учета платежей необходимо отразить в учетной политике.
См. статьи "Учетной политике - особое внимание" // Вменёнка, 2008, N 3 и "Учетная политика: в помощь .вмененщику." // Вменёнка, 2007, N 3
Пример 3
Воспользуемся условиями примера 1. Сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащая уплате по итогам I квартала 2008 года, равна 4562,19 руб, в том числе за сверхлимитные выбросы 2193,36 руб. Отразим в бухгалтерском учете начисление платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Таблица. Бухгалтерские проводки ООО "Галант"
N п/п | Содержание операции | Дата | Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Документ |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
. | . | . | . | . | . | . |
198 | Начислена плата за негативное воздействие на окружающую среду за I квартал 2008 года | 31.03.2008 | 20 | 68 | 4562,19 | Бухгалтерская справка |
199 | Отражено постоянное налоговое обязательство | 31.03.2008 | 99 | 68 | 2193,36 | Бухгалтерская справка |
. | . | . | . | . | . | . |
250 | Перечислена плата за негативное воздействие на окружающую среду | 18.04.2008 | 68 | 51 | 4562,19 | Выписка банка по расчетному счету |
. | . | . | . | . | . | . |
Решение
В бухгалтерском учете ООО "Галант" будут сделаны следующие проводки (см. таблицу).