Вслед за порядком проведения выездных проверок представители ФСС решили обновить и методичку по "камералкам" (постановление от 21 мая 2008 г. N 110). Как же теперь будут проходить ревизии расчетной ведомости 4-ФСС?
Камеральная проверка - будь то налоговая или какая-либо другая отчетность - это, прежде всего, форма текущего контроля. В идеале основной ее целью является сверка арифметических расчетов и устранение логических искажений, которые позволили бы предотвратить последующие правонарушения. Видимо, в связи с этим даже в Налоговом кодексе, не говоря уже о нормативных актах ФСС, до недавнего времени нельзя было найти ни слова о таком закреплении результатов "камералки", как акт. Что касается налогового контроля, то впервые подобное понятие в законодательстве появилось со вступлением в силу Закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ. Теперь подобному примеру решили последовать и представители соцстраха. Ведь реальность, как правило, далека от идеала, и начисление штрафных санкций по итогам камеральных ревизий - явление отнюдь не редкое. В отсутствие же "запротоколированных" результатов проверки организации не могли даже выразить несогласие с ними, оформив должным образом свои возражения. Со вступлением в силу Методических указаний, утвержденных постановлением ФСС от 21 мая 2008 г. N 110 (далее - Методические указания), эта проблема будет решена и в отношении камеральных проверок, проводимых соцстрахом.
Камеральный акт
Итак, ранее в случае выявления каких-либо нарушений страхователем порядка уплаты страховых взносов или расходования средств обязательного социального страхования, в том числе от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, ревизорам ФСС достаточно было составить докладную записку на имя руководителя исполнительного органа Фонда. В ней указывались факты нарушений и, в необходимых случаях, - предложения о применении штрафных санкций. Знакомить же с ее содержанием самого страхователя никакой необходимости не было (п. 17 Методических указаний, утв. постановлением ФСС от 29 июля 2003 г. N 87). Теперь согласно пункту 12 Методических указаний в подобной ситуации контролеры от соцстраха обязаны оформить камеральный акт. Причем подписать данный документ должны обе стороны - как проверяющая, так и проверяемая. Если же представитель организации отказывается оставить свой "автограф", - в акте делается соответствующая запись; а если уклоняется от получения сего документа, последний направляется по почте. Датой его вручения тогда будет считаться шестой день со дня отправки заказного письма.
В случае несогласия с фактами, выводами и предложениями, изложенными в акте "камералки", у фирмы есть 15 дней на то, чтобы представить в соответствующее отделение фонда письменные возражения и подкрепить их необходимыми документами. Причем оспорить можно как документ в целом, так и отдельные его положения.
Рассматривать результаты проверки инспекторы также обязаны в присутсвии должностных лиц компании. Соответственно о времени и месте "обсуждений" руководству фирмы сообщается заблаговременно. Однако если извещенный должным образом представитель организации все же не явится, то результаты проверки рассмотрят без него.
Итоговое решение
По результатам рассмотрения материалов проверки контролеры от соцстраха теперь будут выносить два типа решения - о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и об отказе в привлечении к ответственности. На их выработку ревизорам отводится 10 дней с даты истечения срока рассмотрения итогов "камералки", а вступление их в силу возможно лишь по истечении 10 дней со дня вручения страхователю. Решение о привлечении к ответственности, в частности, выносится:
- при осуществлении физическим лицом, заключившим трудовой договор с работником, деятельности без регистрации в качестве страхователя в отделении (филиале отделения) Фонда;
- в случае неуплаты или неполной уплаты сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления сумм страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия);
- при нарушении установленного срока представления в отделение (филиал отделения) Фонда отчетности.
Решение об отказе в привлечении к ответственности выносится в том случае, если отсутствуют какие-либо нарушения в части неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по указному виду страхования. В любом случае в решении, вынесенном по итогам проверки, указывается сумма задолженности (если выявлена недоимка) и проставляется срок, в течение которого фирма вправе оспорить данное заключение в законодательном порядке. На основании любого из этих решений может быть выставлено также требование об уплате недоимки, пени и штрафа. Если раньше срок его исполнения исчислялся с момента вынесения соответствующего решения, то теперь он будет отсчитываться с даты вступления такого решения в силу.
Взыскание
Более подробно в новых Методических указаниях прописана и процедура взыскания недоимки по страховым взносам, пени и штрафов. Так, взыскание производится по решению руководителя отделения Фонда или его зама путем направления в банк, в котором открыты счета страхователя, поручения на списание необходимых денежных средств и перечисления их на счет Фонда. Такое решение может быть принято лишь после истечения срока, указанного в требовании об уплате недоимки, но не позднее двух месяцев с этой даты. Кроме того, в обязательном порядке оно должно быть доведено до сведения самого страхователя. На направление же поручения в банк контролерам отводится целый месяц со дня принятия решения о взыскании. При этом списание недоимки может производиться как с рублевого, так и с валютного счета фирмы. Что касается депозитных счетов, то и они не избежали подобной угрозы, правда, данные сбережения могут пострадать лишь только по истечении депозитного договора. Если на счетах компании недостаточно денег, банк обязан исполнять поручение ФСС по мере поступления средств. Кроме того, взыскание может быть произведено и за счет имущества страхователя. В этом случае в течение трех дней с момента принятия подобного решения соответствующее постановление, подписанное начальником отделения Фонда и заверенное гербовой печатью, направляется судебному приставу-исполнителю. Само же решение может быть принято в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате недоимки.
Среди прочего
Стоит также отметить, что согласно пункту 8 методических указаний у страхователей теперь есть возможность отсрочить дату представления дополнительных документов, истребованных ревизорами. Для этого необходимо в течение дня, следующего за тем, в котором получено соответствующее требование, письменно уведомить инспекторов о невозможности уложиться в срок и о причинах подобных обстоятельств. Кстати говоря, времени на сбор бумаг у компаний, по новым правилам, в два раза больше - 10, а не 5 дней, как ранее. Больше времени предоставили представители соцстраха фирмам и на внесение изменений в отчетность. Так, если раньше выявленные ошибки в заполнении отчетности и противоречия между сведениями по требованию инспекторов необходимо было исправить в течение двух дней, то теперь на это отводится пять дней.