Относятся ли расходы по уплате пеней, начисляемых в случае несвоевременного перечисления арендной платы по договору аренды земли с Московским земельным комитетом, к расходам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль? В силу ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях главы 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ), которыми признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Так, согласно п. 2 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством Российской Федерации предоставлено право наложения указанных санкций. На основании ст. 12 Федерального закона от 24.12.2002 ≤ 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год установлено, что в 2003 году плательщики арендной платы за земли городов и поселков, находящиеся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, перечисляют указанные платежи в полном объеме на счета органов федерального казначейства с последующим распределением доходов от их уплаты между уровнями бюджетной системы Российской Федерации по следующим нормативам: - бюджеты субъектов Российской Федерации (за исключением городов Москвы и Санкт-Петербурга) - 50%; - бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга и бюджеты закрытых административно-территориальных образований - 100%; - бюджеты городов и поселков, иных муниципальных образований (за исключением муниципальных образований, входящих в состав городов Москвы и Санкт-Петербурга) - 50% (в 2004 году в соответствии с Федеральным законом от 23.12.2003 ≤ 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" действует аналогичный порядок. - Примечание редакции). После разграничения государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований плательщики арендной платы за земельные участки перечисляют указанные платежи на счета органов федерального казначейства для последующего зачисления их в доходы бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации в зависимости от установленного права собственности на земельные участки. Пунктом 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Статьей 14 Закона г. Москвы от 16.07.97 ≤ 34 "Об основах платного землепользования в городе Москве", который определяет общие принципы уплаты и взимания земельных платежей в г. Москве, к которым, в частности, относится арендная плата за землю, а также полномочия органов государственной власти и местного самоуправления г. Москвы в части регулирования платного пользования земельными участками в границах г. Москвы (далее - Закон г. Москвы ≤ 34), предусмотрено, что в случае нарушения арендатором установленных в соответствии со ст. 10 Закона г. Москвы ≤ 34 сроков внесения арендной платы за землю налагается санкция в виде начисления пени в размере, определяемом договором. При этом контроль за правильностью и своевременностью внесения арендных платежей осуществляет Московский земельный комитет. Таким образом, налогоплательщик не вправе включать в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль организации, расходы по уплате пени по договору аренды земли, заключенному с Московским земельным комитетом, так как на основании п. 2 ст. 270 НК РФ указанные расходы относятся к расходам, которые не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Разъяснения подготовлены на основании официального письма УМНС России по г. Москве исх. ≤ 26-12/51411 от 17.09.2003, подписанного заместителем руководителя Управления МНС России по г. Москве советником налоговой службы Российской Федерации I ранга Ю.А. Мавашевым.
Налогоплательщик просит разъяснить порядок учета в целях налогообложения прибыли расходов на содержание объектов недвижимости, используемых в деятельности организации, в период с даты подачи документов на право собственности до получения свидетельства на право собственности на данный объект. Объектом обложения налогом на прибыль организаций признается прибыль. Прибылью в целях применения главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) признаются полученные доходы, уменьшенные на величину расходов, определяемых в соответствии с положениями указанной главы. Согласно положениям главы 25 НК РФ для целей налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). Общее определение доходов, учитываемых для целей налогообложения, дано в ст. 252 НК РФ. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (ст. 252 НК РФ). Согласно ст. 253 НК РФ расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя, в частности, расходы на содержание и эксплуатацию, техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии. Таким образом, расходы организации на охрану, содержание объекта недвижимости, в том числе оплата стоимости услуг по отоплению, освещению, в случае если указанное имущество использовалось для производственных целей, при наличии документального подтверждения фактически произведенных расходов, в период оформления документов на право собственности, может быть включена в расходы, учитываемые при формировании налоговой базы для исчисления налога на прибыль. Дополнительно сообщаем, что п. 8 ст. 258 НК РФ определено, что основные средства, права на которые подлежат регистрации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документального подтверждения факта подачи документов на регистрацию указанных прав.
Разъяснения подготовлены на основании официального письма УМНС России по г. Москве исх. ≤ 26-12/53893 от 01.10.2003, подписанного заместителем руководителя Управления МНС России по г. Москве советником налоговой службы Российской Федерации I ранга А.А. Глинкиным.
Нужно ли ежегодно подавать заявление на применение упрощенной системы налогообложения? Доход организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, за 9 месяцев превысил 11 млн. руб., но по итогам налогового периода не превысил 15 млн. руб. Может ли такая организация применять в дальнейшем упрощенную систему налогообложения? ЗАО, применяющее упрощенную систему налогообложения, преобразуется в ОАО. Возможно ли применение упрощенной системы налогообложения реорганизованной организацией? 1. Статьей 34613 главы 262 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлены порядок и условия начала и прекращения применения налогоплательщиками упрощенной системы налогообложения. В указанной статье определены сроки подачи заявления организациями и индивидуальными предпринимателями, изъявившими желание перейти на упрощенную систему налогообложения, предусмотрены ограничения, при которых указанные налогоплательщики не вправе применять упрощенную систему налогообложения, оговорены условия, при которых налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, имеют возможность по собственной инициативе перейти на общий режим налогообложения. Вместе с тем каких-либо ограничений по времени применения избранной налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения в данной статье не установлено. В связи с этим организации и индивидуальные предприниматели, проработавшие в текущем году по упрощенной системе налогообложения и планирующие ее дальнейшее применение в последующие годы, при соблюдении условий, предусмотренных указанной выше статьей, вправе продолжить работу по упрощенной системе налогообложения без подачи каких-либо дополнительных заявлений о переходе на этот специальный налоговый режим. 2. В соответствии с п. 4 ст. 34613 НК РФ если по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика превысит 15 млн. руб., такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение. Налоговым периодом, в соответствии с п. 1 ст. 34619 НК РФ, признается календарный год, а отчетным периодом - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (п. 2 ст. 34619 НК РФ). При этом следует иметь в виду, что ограничения на применение упрощенной системы налогообложения, установленные п. 2 ст. 34612 НК РФ, в части превышения дохода от реализации по итогам девяти месяцев более 11 млн. руб., применяются к организациям, желающим перейти на упрощенную систему налогообложения. Учитывая это, получение организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, по итогам девяти месяцев дохода от реализации более 11 млн. руб., а по итогам налогового периода менее 15 млн. руб., не лишает ее права на применение данного специального налогового режима. 3. В соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 26.12.95 ≤ 208-ФЗ "Об акционерных обществах", Федерального закона от 08.08.2001 ≤ 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", части первой НК РФ акционерное общество может быть реорганизовано, в том числе в форме преобразования. Указанными законодательными актами установлено, что при реорганизации юридического лица в форме преобразования образуется вновь возникшее юридическое лицо. Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 08.08.2001 ≤ 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность. Пунктом 2 ст. 34613 установлено, что вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. В связи с этим вновь возникшая в результате реорганизации организация не вправе применять упрощенную систему налогообложения на основании уведомления, выданного налоговым органом реорганизуемой организации. Указанными законодательными актами также предусмотрено, что при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности (в том числе по представлению налоговой отчетности и уплате налогов) реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Разъяснения подготовлены на основании официального письма УМНС России по г. Москве исх. ≤ 21-09/60664 от 29.10.2003, подписанного заместителем руководителя Управления МНС России по г. Москве советником налоговой службы Российской Федерации I ранга Л.Я. Сосихиной. |
|