В каком порядке учитываются организацией-производителем для целей налогообложения прибыли операции, связанные с реализацией деталей, поступивших от сервисной организации при осуществлении последней их замены на новые в процессе гарантийного ремонта продукции, произведенной организацией-изготовителем? Согласно п. 9 части 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию. Для организации-производителя в случае, когда гарантийный ремонт произведенной ею и реализованной потребителю продукции осуществляет в соответствии с заключенным договором сервисная организация, а организация-производитель обеспечивает ее необходимыми для такого ремонта запасными частями, расходы по гарантийному ремонту складываются из расходов по оплате выполняемых в рамках заключенного договора сервисной организацией работ по гарантийному ремонту и стоимости запасных частей, израсходованных на осуществление такого ремонта. Статьей 247 НК РФ определено, что объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций, в свою очередь, признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ. К доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы. При этом товары определяются в соответствии с п. 3 ст. 38 НК РФ. Товаром для целей НК РФ признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Согласно пп. 8 ст. 250 НК РФ к внереализационным доходам, учитываемым при формировании налоговой базы для исчисления налога на прибыль, относятся, в частности, доходы в виде безвозмездно полученного имущества. При этом п. 2 ст. 248 НК РФ определено, что имущество считается полученным безвозмездно, если получение этого имущества не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги). В соответствии со ст. 250 НК РФ при получении имущества безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 40 НК РФ, но не ниже затрат на производство (приобретение) - по иному (кроме амортизируемого) имуществу. Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком - получателем имущества документально или путем проведения независимой оценки. Таким образом, организация-производитель при безвозмездном получении от сервисной организации замененных в ходе проведения гарантийного ремонта деталей должна включить в налоговую базу по налогу на прибыль отчетного (налогового) периода доход, образовавшийся у нее в связи с таким получением в соответствии со ст. 250 НК РФ. В случае же последующей реализации безвозмездно полученных от сервисной организации деталей сторонним организациям организация-производитель отражает выручку от их реализации в составе доходов для целей исчисления налога на прибыль. При этом оснований для уменьшения полученного дохода для целей налогообложения не имеется.
Разъяснения подготовлены на основании официального письма УМНС России по г. Москве исх. ≤ 26-12/51421 от 18.09.2003, подписанного заместителем руководителя Управления МНС России по г. Москве советником налоговой службы Российской Федерации I ранга Ю.А. Мавашевым.
В организации работают иностранные граждане, как на постоянной основе, так и на условиях временных трудовых договоров. Просьба разъяснить порядок начисления ЕСН и пенсионных взносов в отношении выплат указанным гражданам. Учитываются ли взносы в ПФР при назначении пенсии указанным работникам? Согласно ст. 8 Федерального закона от 31.12.2001 ≤ 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" с 1 января 2003 года утратила силу норма п. 2 ст. 239 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в соответствии с которой освобождались от уплаты единого социального налога (далее - ЕСН) налогоплательщики, указанные в пп. 1 п. 1 ст. 235 Кодекса, с подлежащих налогообложению выплат и иных вознаграждений, выплачиваемых в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, в случае, если такие иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации или условиями договора с работодателем не обладают правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь, осуществляемую соответственно за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, фондов обязательного медицинского страхования - в части, зачисляемой в тот фонд, на выплаты из которого данный иностранный гражданин или лицо без гражданства не обладает правом. Таким образом, с 1 января 2003 года норм, определяющих особенности обложения ЕСН выплат, производимых в пользу иностранных граждан, в Кодексе не содержится, то есть обложение ЕСН данной категории граждан должно производиться в общеустановленном порядке. Следует отметить, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, нежели предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. При отсутствии соответствующего международного договора должны применяться нормы законодательства Российской Федерации. Таким образом, налог в части, зачисляемой в фонды обязательного медицинского страхования, начисляется в порядке, установленном действующим законодательством: на все выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиком-организацией в пользу иностранных граждан по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам. В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работодатель должен осуществлять обязательное социальное страхование в порядке, установленном федеральными законами. Действие указанного положения распространяется на работодателей и работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях, регулируемых ТК РФ. Из содержания указанного нормативного акта следует, что социальное страхование распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих по трудовым договорам, независимо от времени их нахождения на территории Российской Федерации и соответственно на оплату труда (выплаты), производимую этим работникам, начисляется ЕСН, зачисляемый в Фонд социального страхования Российской Федерации. На выплаты, производимые не по трудовым договорам, постоянно проживающим, временно проживающим или временно пребывающим на территории Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства ЕСН в части, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации, не начисляется. По порядку исчисления ЕСН в федеральный бюджет и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование необходимо отметить следующее. Пунктом 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 ≤ 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон ≤ 167-ФЗ) определено, что застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с указанным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, в частности, если они работают по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору. Право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется в случае уплаты страховых взносов в соответствии с Законом ≤ 167-ФЗ. В соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 ≤ 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации": временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание; постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство; временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание. Иностранные граждане, осуществляющие на территории Российской Федерации трудовую деятельность в соответствии с действующим российским законодательством, могут обладать правом на обязательное пенсионное страхование. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 17.12.2001 ≤ 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Учитывая изложенное, возможна уплата страхователями страховых взносов за иностранных физических лиц и лиц без гражданства, как постоянно проживающих, так и временно проживающих на территории Российской Федерации в установленном законодательством порядке. При отнесении иностранных граждан, временно проживающих на территории Российской Федерации, к застрахованным лицам на работодателя распространяется обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за данную категорию работников, включая граждан государств - участников СНГ. По вопросу отнесения к застрахованным лицам иностранных граждан, временно проживающих на территории Российской Федерации, следует обращаться в органы Пенсионного фонда Российской Федерации. В соответствии с п. 2 ст. 243 Кодекса сумма ЕСН (сумма авансового платежа по ЕСН), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Законом ≤ 167-ФЗ. При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму ЕСН (сумму авансового платежа по ЕСН), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период. Таким образом, в случае если иностранные граждане, временно проживающие на территории Российской Федерации, не будут признаны застрахованными лицами, то работодатели, производящие выплаты и иные вознаграждения в пользу указанной категории граждан, не должны осуществлять уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и, следовательно, в связи с отсутствием права на применение налогового вычета ЕСН в части, зачисляемой в федеральный бюджет, следует уплачивать в размере 28% (с учетом права на регрессию). За постоянно проживающих, а также временно проживающих, признанных Пенсионным фондом Российской Федерации застрахованными лицами, ЕСН в федеральный бюджет уплачивается за вычетом взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование.
Разъяснения подготовлены на основании официального письма УМНС России по г. Москве исх. ≤ 28-11/66816 от 01.12.2003, подписанного заместителем руководителя Управления МНС России по г. Москве советником налоговой службы Российской Федерации I ранга А.А. Глинкиным. |
|