Соблюдать требования законодательства об охране окружающей среды обязаны компании как промышленного сектора, так и сферы услуг. Данное правило в полной мере относится и к необходимости разрабатывать проект нормативов образования "мусора" и лимитов на его размещение.
А вы не мусорите?
Правовые основы деятельности предприятий в "отходной" сфере регулируются Законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ (далее - Закон N 89-ФЗ). Согласно статье 11 и пункту 3 статьи 18 данного нормативного акта все юрлица и ПБОЮЛ, которые осуществляют деятельность в области обращения с отходами, должны разрабатывать проект нормативов их образования и лимитов на размещение (ПНООЛР). Между тем среди компаний непроизводственной сферы зачастую бытует заблуждение, что на них данное требование экологического законодательства не распространяется. В этом смысле показательным является решение ФАС Поволжского округа от 11 июня 2008 г. по делу N А57-19610/07-45.
Предметом рассмотрения судей стало постановление о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя за ведение деятельности без проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. При этом коммерсант пытался убедить арбитров в своей невиновности, приводя следующие аргументы:
- он не выпускает какой-либо продукции, а осуществляет реализацию моторного топлива;
- он не имеет объекта размещения отходов - специального сооружении;
- бытовые отходы не размещаются, а значит, при их образовании отсутствует возможность нанести сколько-нибудь значительный вред окружающей среде и здоровью человека.
Тем не менее на служителей Фемиды подобные доводы не произвели никакого впечатления. Они указали, что нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются законодательством с целью прогнозировать объемы "мусора" и с учетом этого обеспечивать его переработку и захоронение (ст. 24 Закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ). При этом обязанность разрабатывать соответствующие проекты Закон N 89-ФЗ возлагает на все субъекты, в процессе деятельности которых образуются любые виды отходов. Данный нормативный акт, подчеркнули они, регулирует порядок обращения с отходами, возникающими не только в процессе производства продукции, но и при любой другой деятельности.
К аналогичным выводам судьи пришли и в постановлениях ФАС Поволжского округа от 5 июня 2008 г. N А 57-20892/07-5, Северо-Кавказского округа от 13 февраля 2008 г. N А 32-21547/2007-3/423-105АЖ, Московского округа от 27 сентября 2007 г. N КА-А 40/9722-07, Центрального округа от 29 мая 2007 г. N А08-9161/06-13. Причем даже то обстоятельство, что фирма только-только создана, вряд ли спасет ее от штрафа, поскольку каждое предприятие, приступившее к обращению с отходами, обязано иметь соответствующую документацию (постановление ФАС Поволжского округа от 22 марта 2007 г. N А65-15411/06-СА3-32).
Таким образом, сам факт образования в ходе предпринимательской деятельности каких-либо отходов, как то: остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров, утративших свои потребительские свойства (ст. 1 Закона N 89-ФЗ), накладывает на фирму обязанность разрабатывать ПНООЛР. За неисполнение оной компания может быть привлечена к ответственности по статьям 8.1 Кодекса об административных правонарушениях. За подобный проступок гражданам придется расстаться с суммой от 1000 до 2000 рублей, должностным лицам - от 2000 до 5000 рублей. Юридическим лицам и вовсе придется "выложить" от 20 000 до 100 000 рублей.
Что за зверь ПНООЛР?
Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утверждены постановлением правительства от 16 июня 2000 г. N 461. Согласно данному документу при составлении ПНООЛР следует руководствоваться Методическими указаниями, которые утверждает Ростехнадзор (приказ Ростехнадзора от 19 октября 2007 г. N 703, далее - Методические указания).
Как правило, при разработке проекта большинство компаний прибегает к услугам специализированных институтов, способных квалифицированно выполнить этот вид работ. Тем не менее ничто не мешает фирме озаботиться данной проблемой самостоятельно. К слову сказать, для представителей непроизводственной сферы предусмотрена возможность разработки проекта по упрощенной (декларативной) форме (п. 6 Методических указаний). Распространяется такой подход на тех, у кого:
- образующиеся отходы имеют лишь V, IV и III класс опасности, единственное исключение сделано для люминесцентных ламп (I класс);
- суммарное количество отходов не превышает 150 т в год;
- масса отходов III класса опасности не превышает 5% от общей массы образующихся отходов;
- отдельно предусмотрен порядок сбора и экологически безопасного размещения люминесцентных ламп.
Упрощенная форма проекта не требует планирования мероприятий по снижению объема отходов и их размещения. Этот документ, помимо титульного листа и содержания, должен включать лишь пять разделов:
- общие сведения об индивидуальном предпринимателе или юридическом лице;
- сведения о хозяйственной и иной деятельности, в результате осуществления которой образуются отходы;
- сведения об отходах;
- расчет и обоснование годовых нормативов образования отходов;
- предложения по лимитам на размещение отходов;
- приложения.
Составленный проект необходимо подать на рассмотрение в Ростехнадзор. Если нормы проекта обоснованны, управление выдаст предприятию разрешение, устанавливающее перечень и количество отходов предприятия, которые допустимы к размещению. При этом соответствующие лимиты устанавливаются сроком на пять лет, но фирмы и предприниматели должны ежегодно их подтверждать. В случае изменения объемов загрязнения окружающей среды компаниям придется озаботиться разработкой нового ПНООЛР.
Еще раз о последствиях
Обратите внимание, что помимо риска подвергнуться штрафу, отсутствие утвержденных Ростехнадзором нормативов образования отходов и лимитов на их размещение несет компании и другие неприятности. Дело в том, что они используются при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду. Так, при наличии лимитов и при условии их соблюдения предприятие использует ставку в пределах установленных нормативов, соответствующую классу опасности отхода. Если же таковые не утверждены, весь объем отходов компании считается сверхнормативным и расчет "грязных" платежей производится с повышающим коэффициентом, равным 5.
Налоговый учет
Расходы по оплате услуг сторонних организаций по разработке лимитов организация безбоязненно может учесть в налоговых расходах на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса. Такую точку зрения не раз высказывал Минфин (письма Минфина от 18 августа 2008 г., от 4 сентября 2007 г. N 03-03-06/4/127). Однако по мнению финансистов, признавать подобные затраты в налоговом учете необходимо равномерно в течение срока действия ПНООЛР. Иными словами, списание соответствующих расходов затягивается на пять лет. Ускорить этот процесс может лишь потребность в разработке новых лимитов. В этом случае, отметили финансисты в письме N 03-03-06/2/105, разницу между общей стоимостью старого ПНООЛР и уже учтенными затратами на него можно единовременно признать в расходах.