Бланки даром
Один из методов борьбы - потребовать с налоговиков то, что те должны делать по закону. Так, например, согласно пункту 4 статьи 32 и пункту 2 статьи 80 Налогового кодекса, они обязаны бесплатно предоставлять бланки налоговых деклараций.
Для этого надо отправить в налоговую письмо с просьбой выдать бланки. Иногда налоговики действительно их высылают, но чаще всего письма остаются без ответа. Что будет, если просьбы о бланках примут массовый характер, предположить трудно.
Некоторые особо рисковые фирмы, не получая бланки деклараций, вообще их не сдают или сдают с опозданием. В одних налоговых на это закрывают глаза, в других - штрафуют. Если фирма откажется платить, налоговики обратятся в суд. Вероятнее всего суд примет сторону чиновников. Например, именно так поступил Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в постановлении от 18 февраля 2002 г. ≤ А19-9432/01-21-42-Ф02-176/ 02-С1. Он указал, что "непредоставление бланков не влияет на обязанность налогоплательщиков представлять в установленные законодательством сроки налоговые декларации".
Сейчас вопрос о бесплатных бланках стал особенно актуальным. Это связано с появлением новых форм налоговых деклараций со штрихкодами. В связи с этим бухгалтеров интересует: можно ли брать бланки, например, из справочно-правовой системы или их надо покупать? И как в последнем случае реализовать право на бесплатные бланки?
По словам Александра Долженкова, начальника отдела организации ввода информации департамента налогового контроля МНС, штрихкоды ввели для того, чтобы налоговые декларации можно было сканировать. Поэтому фирма должна сдавать первый экземпляр декларации, то есть распечатанный впервые, а не размноженный на ксероксе. Иначе декларацию не будет считывать сканер. Правда, процесс сканирования налажен пока лишь в Волгограде. На очереди - Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и Нижний Новгород. Так что, если в вашей инспекции сканеров пока нет, налоговики скорее всего не расстроятся, получив декларацию без штрихкодов.
Кроме того, г-н Долженков сказал, что МНС обязало все инспекции бесплатно выдавать фирмам декларации. Правда, это не означает, что вам дадут бумажные бланки: столько бумаги у налоговиков нет. Принесите дискету, и формы деклараций запишут на нее. Если же в этой малости вам откажут, Александр Долженков посоветовал жаловаться.
Жалобы
Существует несколько учреждений, в которые можно "настучать" на нерадивых налоговиков.
Начинают, как правило, с руководителя налоговой инспекции. На этом уровне можно решить небольшие проблемы и недоразумения. Например, вам нагрубил инспектор, у вас не приняли декларацию, отказали в консультации или не дают справку.
Если вы не найдете у руководителя должного понимания, пожалуйтесь на него в вышестоящее налоговое управление или сразу в МНС. Обращаться в МНС даже лучше: вашей жалобе уделят особое внимание. Кроме того, есть вероятность, что в следующий раз местные чиновники поостерегутся с вами связываться.
Налоговики боятся проверок прокуратуры, даже слово "прокурор" они обычно произносят вполголоса. Если вы жаждете крови, можно пожаловаться и туда. Иногда достаточно просто намекнуть о своем намерении инспектору, чтобы он начал вести себя совершенно по-другому.
Последний вариант - это суд. Причем ответчиком можно указать как налоговую инспекцию в целом, так и конкретное должностное лицо (п. 49 постановления ВАС от 28 февраля 2001 г. ≤ 5). Обычно фирмы делают это с единственной целью: проучить неугодного чиновника.
Если налоговики довели вас до предела, можно пожаловаться сразу во все инстанции - закон этого не запрещает.
Личный контакт
Объявив налоговикам "холодную войну", лучше избегать любого личного контакта с чиновниками. Можно общаться с ними исключительно по почте и реагировать только на письменные обоснованные требования.
У такой позиции множество плюсов. Во-первых, налоговикам приходится как-то аргументировать "просьбы", тогда как в разговоре они заявляют "нам нужно", ничем свои слова не подкрепляя. Во-вторых, у вас всегда будет официальный документ, который вы можете обжаловать. И в-третьих, требования налоговиков в письменном виде намного скромнее.
Если фирме самой что-то нужно получить от проверяющих (например, справку об отсутствии задолженности или сверку расчетов с бюджетом), то заявить об этом также лучше в письменной форме. Укажите, что вам надо, и попросите, чтобы вам ответили, к кому и когда явиться. Не нужно ходить по кабинетам налоговой и уговаривать чиновников вам помочь.
Также можно использовать свое право на письменные разъяснения налогового законодательства (подп. 2 п. 1 ст. 21 НК). Запросы в инспекцию позволяют не только сэкономить деньги на аудиторов и консультантов, но и получить защиту от штрафов. Даже если официальный ответ будет неправильным, можете смело ему следовать, так как от налоговой ответственности в этом случае ваша фирма освобождается (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК).
Запросы можно посылать как в свою налоговую, так и в вышестоящее управление, и в само министерство. Довольно часто бухгалтеры отправляют запросы и туда, и туда. Это не возбраняется, но ответит вам скорее всего кто-то один.
Иногда бухгалтеры пишут налоговикам не только с целью прояснить спорные вопросы, но и желая отомстить. Мол, вы меня мучаете, а я - вас. Поступая так, они, конечно, получают моральное удовлетворение, но оказывают себе и своим коллегам медвежью услугу: ответов на действительно важные вопросы придется ждать очень долго.
Право выбора
Не стоит забывать и о своем праве сдавать бухгалтерскую отчетность и налоговые декларации так, как вам удобно. По закону делать это можно на бумажных бланках или в электронном виде (п. 2 ст. 80 НК, п. 6 ст. 13 и п. 5 ст. 15 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. ≤ 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"). Причем, если вы решили сдавать отчетность на бумаге, можно отнести ее в налоговую инспекцию лично, а можно отправить по почте.
Казалось бы, все просто и понятно. Но налоговики, желая облегчить себе работу, требуют сдавать отчетность исключительно в электронном виде - на дискете (с бумажным вариантом в качестве приложения). В противном случае чиновники отчетность у фирмы не принимают, тем самым совершая сразу три ошибки.
Во-первых, они нарушают нормы Налогового кодекса и закона о бухучете, согласно которым налоговики "не вправе отказать в принятии отчетности". Во-вторых, лишают фирму законного выбора. А в-третьих, путают термины и называют отчетность, которая записана на дискету, электронной, хотя отчетность в электронном виде передается в инспекцию по электронной почте и не требует бумажного дубликата (приказ МНС от 2 апреля 2002 г. ≤ БГ-3-32/169).
Решить эту проблему просто: принесите отчетность без дискеты. Если вам категорично откажут, идите к начальнику отдела или руководителю инспекции и напомните о своих правах. Как правило, этого достаточно, чтобы справедливость восторжествовала.
Впрочем, можно в налоговую инспекцию вообще не ходить, а отправить отчетность по почте. Но и в этом случае могут возникнуть определенные сложности.
В Налоговом кодексе и в законе о бухучете сказано, что декларацию и отчетность можно направить "в виде почтового отправления с описью вложения". Если отправлять заказное письмо, опись нужно заверять самим: почта такую услугу не оказывает. Проверяющие, как правило, совершенно не обращают внимания на такие мелочи, проблемы могут возникнуть лишь в том случае, если ваш отчет потеряется. Доказать, что вы его действительно посылали, будет очень сложно.
Чтобы получить опись вложения, заверенную почтой, посылать отчетность надо ценным письмом. Но этот вариант имеет свои недостатки: за ценным письмом налоговики должны идти на почту, но далеко не во всех инспекциях это делают - и отчетность фирмы через какое-то время возвращается обратно.
Найти выход можно и из этой ситуации: до поры до времени хранить отчетность, которая вернулась, у себя. Когда налоговики вспомнят о фирме или ей самой что-то понадобится от чиновников (например, справка об отсутствии задолженности), бухгалтер относит все письма в инспекцию. Скорее всего их молча примут, опасаясь выговора начальства.
Немного сложнее экспортерам: к налоговой декларации они должны прикладывать множество документов. В этом случае не обойтись без бандероли, что, конечно же, не всем по вкусу. Поэтому нужно либо дублировать отчет на дискету, либо следовать схеме, указанной выше, и идти к руководству инспекции.
Существует еще одна проблема. В некоторых налоговых инспекциях требуют, чтобы фирмы в обязательном порядке перешли на электронную отчетность. Не на дискетах, а как полагается: используя интернет, специальную программу, цифровую подпись и т. д. В этом случае у вас есть три аргумента в свою пользу: Налоговый кодекс, закон о бухгалтерском учете и приказ МНС от 2 апреля 2002 г. ≤ БГ-3-32/169. В любом из этих документов черным по белому написано, что электронная отчетность - это право фирмы, но не обязанность.
Хотите копии? Пожалуйста...
Особая тактика поведения существует и на случай выездной проверки. Ведь именно в этот период налоговики проявляют свои самые "лучшие" качества. Например, они могут по нескольку раз в день вручать бухгалтеру требования о представлении тех или иных документов, а потом требовать еще и их копии. Хорошо, если выборочно, но очень часто они просят копировать практически все, чтобы еще раз просмотреть бумаги в инспекции.
Бороться с этим просто: сделайте копии всех документов, но прежде всего тех, которые проверяющим меньше всего нужны, начиная с бумаг о качестве товара, сертификатов и прочей ерунды, которая не имеет к налогам никакого отношения. Затем сшейте все это в стопки листов по 300 каждая. При этом документы разложите так, чтобы было сложно определить, к какому договору или периоду они относятся. Чтобы проверяющим жизнь медом не казалась, часть бумаг можно положить вверх ногами. Получив такие копии, налоговики в следующий раз хорошо подумают, прежде чем что-то просить.
Практически так же можно поступить и в том случае, если чиновники просят привезти документы для проверки в инспекцию. Пусть налоговики получат от вас столько документов, чтобы их попросту негде было разместить. Обычно в таком случае проверки заканчиваются довольно быстро.