ПРИКАЗ ФНС России от 14.10.2008 N ММ-3-2/467@ "О внесении изменений в приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок"
Разработан новый 12-й критерий, на основании которого налогоплательщик будет включаться в план выездных проверок.
Налогоплательщик может самостоятельной оценить риски быть включенным в план выездных проверок по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности.
Налоговые органы включают в план выездных проверок следующих налогоплательщиков:
1. Налоговая нагрузка которых ниже среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности);
2. Которые отражают в бухгалтерской или налоговой отчетности убытки на протяжении нескольких налоговых периодов (осуществление организацией финансово-хозяйственной деятельности с убытком в течение 2-х и более календарных лет);
3. Которые отражают в налоговой отчетности значительные суммы налоговых вычетов за определенный период (доля вычетов по НДС от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89 процентов за период 12 месяцев);
4. У которых опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации (несоответствие темпов роста расходов по сравнению с темпом роста доходов по данным налоговой отчетности с темпами роста расходов по сравнению с темпом роста доходов, отраженными в финансовой отчетности);
5 У которых выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ;
6. Которые неоднократно приближались к предельному значению установленных Налоговым кодексом величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы;
7. Индивидуальные предприниматели, которые отражают суммы расхода, максимально приближенные к сумме его дохода, полученного за календарный год (доля профессиональных налоговых вычетов, заявленных в налоговых декларациях физических в общей сумме их доходов превышает 83 процента);
8. У которых финансово-хозяйственная деятельность построена на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели) (обстоятельства указаны в постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53);
9. Которые не представляют пояснения на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности;
10. Которые неоднократно снимались с учета и ставились на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами);
11. У которых наблюдается значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
Новым 12-м критерием является и включение в план выездных налоговых проверок налогоплательщиков, которые ведут финансово-хозяйственную деятельность с высоким налоговым риском.
При оценке вышеуказанных показателей налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличие необоснованной налоговой выгоды.
Обстоятельства, повышающие риск признания сделки сомнительной.
Дополнительно повышают такие риски одновременное присутствие следующих обстоятельств:
- контрагент, имеющий вышеуказанные признаки, выступает в роли посредника;
- наличие в договорах условий, отличающихся от существующих правил (обычаев) делового оборота (например, длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты, несопоставимые с последствиями нарушения сторонами договоров штрафными санкциями, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями и т.п.);
- отсутствие очевидных свидетельств (например, копий документов, подтверждающих наличие у контрагента производственных мощностей, необходимых лицензий, квалифицированных кадров, имущества и т.п.) возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг;
- приобретение через посредников товаров, производство и заготовление которых традиционно производится физическими лицами, не являющимися предпринимателями (сельхозпродукция, вторичное сырье (включая металлолом), продукция промысла и т.п.);
- отсутствие реальных действий плательщика (или его контрагента) по взысканию задолженности. Рост задолженности плательщика (или его контрагента) на фоне продолжения поставки в адрес должника крупных партий товаров или существенных объемов работ (услуг);
- выпуск, покупка/продажа контрагентами векселей, ликвидность которых не очевидна или не исследована, а также выдача/получение займов без обеспечения. При этом негативность данного признака усугубляет отсутствие условий о процентах по долговым обязательствам любого вида, а также сроки погашения указанных долговых обязательств больше трех лет;
- существенная доля расходов по сделке с "проблемными" контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика, при этом отсутствие экономического обоснования целесообразности такой сделки при одновременном отсутствии положительного экономического эффекта от ее осуществления и т.п.
Соответственно, чем больше вышеперечисленных признаков одновременно присутствуют во взаимоотношениях налогоплательщика с контрагентами, тем выше степень его налоговых рисков.
Рекомендации по избежанию признания сделки сомнительной.
Налогоплательщикам, по самостоятельной оценке которых риски высоки и желающим снизить или полностью исключить указанные риски, рекомендуется:
- исключить сомнительные операции при расчете налоговых обязательств за соответствующий период;
- уведомить налоговые органы о мерах, предпринятых ими для снижения данных рисков (уточнении налоговых обязательств), для возможности своевременного учета откорректированных налоговых обязательств данных налогоплательщиков при отборе объектов для проведения выездных налоговых проверок.
Уведомление производится путем подачи в налоговый орган уточненных налоговых деклараций по налогам за те периоды, в которых осуществлялась деятельность с высоким налоговым риском.
Для идентификации цели подачи данной уточненной декларации налогоплательщикам предлагается одновременно с уточненной декларацией представлять пояснительную записку по рекомендуемой форме.
В аналогичном порядке налогоплательщик может задекларировать уточненные налоговые обязательства, возникшие в результате принятия мер по снижению налоговых рисков при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности с применением способов, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды.
Налоговый орган, получивший уточненные декларации, а также представленную вместе с ними пояснительную записку, проводит камеральную проверку. При проведении камеральных проверок указанных уточненных деклараций с представленной к ним пояснительной запиской дополнительные документы у налогоплательщика не истребуются.
Факт подачи налогоплательщиком уточненной декларации с целью снижения (исключения) рисков налоговые органы учитывают в процессе отбора объектов для проведения выездных проверок (или корректировки уже утвержденных планов выездных проверок) в сочетании с другими критериями.
В случае наличия у налогового органа информации о ведении деятельности с признаками нарушений налогового законодательства в отношении налогоплательщика, заявившего о мерах, предпринятых им для снижения рисков, решение о назначении выездной проверки принимается только после предварительного согласования с ФНС России.
Критерий N 12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.
При оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, налогоплательщику рекомендуется исследовать следующие признаки:
- отсутствие личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;
- отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
- отсутствие документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
- отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей;
- отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.). При этом негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации (например, в СМИ, наружная реклама, Интернет-сайты и т.д.) о других участниках рынка (в том числе производителях) идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам;
- отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (общий доступ, официальный сайт ФНС России www.nalog.ru).
Наличие подобных признаков свидетельствует о высокой степени риска квалификации подобного контрагента налоговыми органами как проблемного (или "однодневки"), а сделки, совершенные с таким контрагентом, сомнительными.