Среднесписочная численность работников нашей организации за 2007 год превысила 100 человек, поэтому, согласно налоговому законодательству, отчетность необходимо сдавать в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Но наша организация является режимным объектом и работает с секретными данными, поэтому из-за возможности утечки информации не проводит интернет. При этом в самой налоговой отчетности секретной информации не содержится. Ранее бухгалтеры сдавали отчетность на бумажном носителе и на дискете. Как поступить сейчас?
Раков Д., начальник финансовой службы, Г. СОЛНЕЧНОГОРСК
Действительно, в соответствии с п. 3 ст. 80 НК РФ, начиная с 2008 года налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации в электронном виде, если иной порядок не предусмотрен законодательством РФ. Согласно информации, указанной в тексте вопроса, налоговая отчетность не содержит секретной информации, следовательно, рассматриваемый случай не подпадает "под исключение из общего правила"1.
В данной ситуации есть как минимум два пути решения проблемы. Для начала рассмотрим более простой способ, не требующий особенных усилий и времени.
Для отправки отчетности в электронном виде необходимы компьютер со специально установленной программой и интернет. Программа устанавливается посредством заключения договора с оператором связи на любой компьютер, который в дальнейшем может быть подключен к интернету. При этом необязательно, чтобы компьютер находился именно в офисе компании, поэтому программу можно установить на ноутбуке или домашнем компьютере. Сформированные для отчетности данные могут быть перенесены на него через любой носитель информации (флеш-карту, диск и пр.). Для подключения к интернету можно использовать в том числе и беспроводные каналы связи, например систему wi-fl, предлагаемую в торговых центрах, кафе и ресторанах (кстати, во многих из них подключение является бесплатным). Убедить руководство в необходимости приобретения ноутбука можно, сославшись на письмо Минфина России от 24.12.07 N 03-01-13/9-269, которое в свою очередь было доведено до всех нижестоящих налоговых инспекций письмом ФНС России от 09.01.08 N ЧД-6-25/2@). Опираясь на него, ФНС считает возможным оштрафовать организацию за представление налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) "неустановленным" способом, считая это неисполнением обязанности налогоплательщиком.
Второй способ требует больше времени и затрат. Анализируя положения ст. 80 НК РФ (в частности, пп. 3 и 4 ст. 80 НК РФ), следует обратить внимание на следующие требования:
- при определенных условиях налоговая отчетность должна сдаваться "в электронном виде" (п. 3 ст. 80 НК РФ);
- декларации могут быть сданы лично, через представителя, направлены по почте или по телекоммуникационным каналам связи (п. 4 ст. 80 НК РФ);
- порядок представления налоговой декларации в электронном виде определяется Минфином России (п. 4 ст. 80 НК РФ).
Однако Минфин России, разрабатывая указанный порядок ("представления отчетности в электронном виде") увязал указанное понятие с "телекоммуникационными каналами связи", выйдя тем самым за пределы своих полномочий, ведь Кодекс не ставит между этими двумя понятиями знак равенства. Более того, само понятие "сдачи отчетности в электронном виде" Кодексом не детализировано.
Получается, что сдавать отчетность в электронном виде можно и на дискете. Но велика вероятность того, что в таком виде она не будет принята инспекцией. Инспектор может оштрафовать организацию по ст. 119 НК РФ, ссылаясь на рекомендации Минфина России. В этом случае стоит обратиться в суд, который в схожих ситуациях (например, в случае подачи декларации в устаревшей форме1) неоднократно вставал на сторону налогоплательщика.
Согласно позиции суда, ответственность по ст. 119 НК РФ возникает лишь в случае непредставления декларации в срок. В свою очередь глава 16 НК РФ, устанавливающая ответственность налогоплательщиков, не содержит ответственности за подачу декларации "не в том виде" или "не в установленном порядке". Более того, можно сослаться на положения ст. 6 НК РФ, в соответствии с которой нормативно-правовой акт о налогах и сборах не может возлагать на налогоплательщика дополнительные (не предусмотренные НК РФ) обязанности и противоречить Налоговому кодексу.
Конечно, обращаться в суд или нет - решать вам. Весьма вероятно, что в ближайшее время начнет формироваться судебная практика по данному вопросу. Однако на сегодня даже Минфин, высказываясь относительно возможности привлечения налогоплательщика к ответственности, говорит, что делать это надо "с учетом правоприменительной практики", тем самым как бы заранее сомневаясь в правомерности своей позиции.