- Что изменилось в порядке регистрации предприятия с тех пор, как начал действовать принцип "одного окна"?
- Принцип "одного окна" упростил процедуру регистрации. Если раньше бухгалтеры были вынуждены сами ходить по разным адресам, то теперь им достаточно посетить налоговую инспекцию, которая в свою очередь доведет до сведения всех внебюджетных фондов и органов государственной статистики информацию о фактах государственной регистрации или перерегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
- Однако многие предприниматели утверждают, что провести все документы через "одно окно" совсем не просто, и продолжают пользоваться старой системой постановки на учет.
- Такое положение обусловлено сложностями переходного периода. Изменения в законодательстве, связанные с процедурой госрегистрации, были подписаны только в декабре 2003 года. И конечно, нельзя ждать, что у всех вдруг появится нужное программное обеспечение, документы будут заполняться правильно. А кроме того, в столице очень много предприятий, более сорока налоговых инспекций. Было бы меньше - и проблем было бы меньше. Поэтому сейчас, к сожалению, бухгалтеры еще вынуждены самостоятельно сдавать нам документы.
- И часто предприятия обращаются напрямую к вам?
- Пока в половине случаев. Недавно, например, в некоторых налоговых инспекциях программа неправильно назвала одно из полей передаваемых данных по зарегистрированным предприятиям. В результате наша программа эти данные не приняла, и налоговикам пришлось вносить исправления и передавать их нам еще раз. А ведь не все предприятия могут и готовы ждать. Вот и приходится представителям организаций ходить в фонды и статуправление самостоятельно.
- Госкомстат выпускает специализированные формы наблюдения по зарплате, основным средствам, инвестициям... Все ли бланки бухгалтеру необходимо заполнять?
- Нет, не все. Мы же выпускаем порядка двухсот форм, так что по всем никто не отчитывается. А вообще каждой организации мы направляем письма, в которых напоминаем, какой документ и когда она должна представить в органы Госкомстата. С крупными предприятиями проще всего: они более дисциплинированны, а кроме того, реже меняют вид деятельности. Поэтому и пакет статистических форм, которые они должны представлять, годами не меняется. Малые же предприятия, которые периодически пробуют себя в различных сферах бизнеса, не только получают от нас письма, но и сами звонят: уточняют, когда и что следует сдавать.
- Как организации ориентируются - когда им сдавать статотчетность? Ведь специалисты госстатистики могут и не дозвониться до организации или письмо не дойдет из - за смены адреса.
- Какие формы статистической отчетности предприятие должно представлять в органы статистики - зависит прежде всего от вида деятельности предприятия, от формы собственности и др. Вновь зарегистрированному предприятию следует в первый раз обратиться в окружной отдел статистики, где оно получит полную информацию о формах статотчетности, которую обязано представлять в Госстатистику. В дальнейшем все изменения в перечне форм будут доводиться до предприятия по почте.
- Все же расскажите, какие формы обязаны сдавать в органы Госкомстата "упрощенцы" и "вмененщики"?
- Те же, что и остальные организации. Государственная статистика собирает социально - экономическую информацию, которая зависит не от системы налогообложения, а от вида деятельности. Единственное отличие для фирм, применяющих специальные налоговые режимы, заключается в том, что они, например, заполняют не все строчки или представляют ежемесячную отчетность с квартальной периодичностью. В частности, форму ≤ П - 3 "Сведения о финансовом состоянии организации" организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения (кроме малых предприятий и индивидуальных предпринимателей), заполняют не ежемесячно, а ежеквартально и не в полном объеме, а только раздел I "Показатели финансового состояния и расчетов" и раздел II "Доходы и расходы". Кстати, все формы и все инструкции по их заполнению есть на сайте Госкомстата www.gks.ru.
- Госкомстат и Минфин России утвердили коды показателей бухгалтерской отчетности, которые должны стоять уже в отчете за 2003 год. Фирма обязана их проставлять?
- Коды надо указывать обязательно. Их перечень приведен в совместном приказе от 14 ноября 2003 г. ≤ 475/102н. Правда, код ставится только если в строке есть показатель.
- Для чего в большинстве форм отчетности есть графы и для ОКВЭД, и для ОКОНХ?
- Сделано это потому, что на переход с ОКОНХ на ОКВЭД нам дано два года - 2003 - й и 2004 - й и в течение этого периода все разработки статистических данных ведутся по обоим классификаторам.
- Бухгалтеру нужно заполнять обе эти графы?
- Не обязательно, но желательно. Те предприятия, которые еще не знают своих кодов по ОКВЭД, в отчетности могут заполнить только графу ОКОНХ. Но если организации известны оба кода, то лучше привести и тот, и другой. В таком случае наш сотрудник может отследить ошибку (когда ОКВЭД и ОКОНХ противоречат друг другу) и исправить ее.
- Когда же у всех московских организаций появится код по ОКВЭД?
- Новый код присвоен уже всем предприятиям. Мы разослали организациям письма, сообщили, что им присвоены такие - то коды ОКВЭД. Другое дело, что при любой массовой работе не избежать технических ошибок, накладок. Поэтому предприятиям надо уточнить у нас свои новые коды. Кроме того, случается, что фирма сменила адрес и наши письма до нее не дошли... Впрочем, те бухгалтеры, которые серьезно относятся к своей работе, уже связались с нами и подтвердили свои коды ОКВЭД.
- А несерьезных много?
- Их в Москве порядка ста тысяч. На наши письма они не отреагировали.
- И что вы с ними будете делать?
- Ничего. Они сами придут к нам, когда у организации появятся проблемы.
- Какие, например?
- Чаще всего это связано с фондами, с налоговыми обстоятельствами, когда предприятию, например, надо доказать, что оно пять лет занималось таким - то видом деятельности. И если к нашим формам эта организация относилась серьезно, то у нее все в порядке и она сможет подтвердить свою правоту на основании статотчетности. А если организация присылала нам неверные данные, пять лет указывала неправильные коды, тогда проблемы решить ей не так просто.
- На какие из форм статотчетности вы бы порекомендовали нашим читателям обратить внимание?
- Форма ≤ 1 - предприятия "Основные сведения о деятельности предприятия". В ней раскрывается вся деятельность предприятия, кроме финансовой. Сложность же в том, что эта форма - сборная, отражает работу всех подразделений организации. И главный бухгалтер не может заполнить ее, не привлекая специалистов производственных отделов и филиалов. Между тем согласованность действий этих подразделений часто оставляет желать лучшего. Отсюда - неточности и даже ошибки при заполнении формы.
- Какие еще сложности возникают у вас с предприятиями?
- Некоторые предприятия отправляют нам по почте вместо заполненных форм чистые листы - мол, "отчитались". Хотя я не понимаю, на что они рассчитывают. Ведь одна квитанция о том, что письмо отправлено, ничего не доказывает. Нужна опись содержимого конверта.
- Предусмотрено ли наказание за то, что предприятие не представило отчетность?
- Да, существует административная ответственность. Это статья 13.19 КоАП РФ, согласно которой должностное лицо предприятия, не представившего статистическую отчетность, может быть оштрафовано в размере 30 - 50 МРОТ. Но вообще - то мы редко применяем санкции, поскольку заинтересованы, чтобы предприятия сами по доброй воле представляли нам достоверные сведения о своей деятельности.
Адреса и телефоны отделов государственной статистики г. Москвы
Наименование учреждения статистики | Адрес | Телефон |
Московский городской комитет Государственной статистики | ул. М. Юшуньская, д. 1, ст. метро "Каховская", | 319 - 86 - 54. |
Московский центральный окружной отдел государственной статистики | Покровский бульвар, д. 12/1, ст. метро "Тургеневская", | 917 - 74 - 26, 917 - 59 - 71 |
Московский северный окружной отдел государственной статистики | ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 31, корп. ≤ 3, ст. метро "Войковская" | 156 - 09 - 88, 150 - 92 - 95 |
Московский западный окружной отдел государственной статистики | ул. Ивана Франко, д. 8, корп. 2, ст. метро "Кунцевская | 440 - 76 - 05, 440 - 76 - 08 |
Московский южный окружной отдел государственной статистики | Чонгарский бульвар, д. 1, корп. 4, ст. метро "Варшавская" | 316 - 72 - 72, 110 - 44 - 56 |
Московский восточный окружной отдел государственной статистики | ул. Стромынка , д. 3, ст. метро "Сокольники" | 268 - 59 - 44, 268 - 58 - 20 |
Московский юго - западный окружной отдел государственной статистики | ул. Ивана Бабушкина, д. 23, корп. 2, ст. метро "Профсоюзная" | 124 - 82 - 88, 129 - 21 - 73 |
Московский юго - восточный окружной отдел государственной статистики | ул. Люблинская, д. 53, ст. метро "Текстильщики" | 350 - 02 - 66, 350 - 07 - 88 |
Московский северо - западный окружной отдел государственной статистики | ул. Свободы, д. 95, корп. 2, ст. метро "Планерная" | 944 - 25 - 00, 944 - 24 - 01 |
Московский северо - восточный окружной отдел государственной статистики | проспект Мира, д. 184, корп. 1, п. 4, ст. метро "ВДНХ" | 286 - 11 - 41, 282 - 45 - 80 |
Московский г. Зеленограда окружной отдел государственной статистики | г. Зеленоград, Центральный проспект, д. 1 | 535 - 16 - 46 |