Специальные режимы налогообложения призваны облегчить налоговое бремя малого предпринимательства, в том числе инициировать развитие каких-либо направлений бизнеса, как это, например, реализуется посредством единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Столичные законодатели убеждены, что в Москве поощрение необходимо бизнесу по распространению наружной рекламы. Меняемся именами? Виды деятельности, которые могут быть переведены на "вмененку", определены пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса. Однако конкретные приоритетные направления бизнеса на той или иной территории определяются непосредственно представительными органами муниципальных районов, городских округов, законодательными органами государственной власти городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга. А значит, именно на этом уровне определяется и необходимость применения "вмененки" к тому или иному бизнесу. По мнению московских властей, в столице достаточно ЕНВД лишь по одному виду предпринимательства. Так, с нового года вступил в силу Закон г. Москвы от 29 октября 2008 г. N 53, согласно которому на территории столицы вводится "вмененка" для деятельности по распространению наружной рекламы с использованием рекламных конструкций. Справедливости ради надо сказать, что данный спецрежим для рекламной "наружки" применялся в столице и раньше. Стоит лишь вспомнить действовавший до конца прошлого года Закон города Москвы от 24 ноября 2004 г. N 75 "О едином налоге на вмененный доход для деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы". Что же послужило причиной издания нового закона? Прежде всего необходимо обратить внимание на изменившееся наименование вида "вмененной" деятельности. Если раньше под спецрежим подпадали распространение и размещение наружной рекламы, то нынче "вмененкой" признается распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций. Разумеется, подобная метаморфоза - не инициатива столичных властей. Перемена имени вызвана соответствующими изменениями пункта 10 статьи 364.26 Налогового кодекса, виновником которых стал Закон от 22 июля 2008 г. N 155-ФЗ. Таким образом, с начала 2009 года под ЕНВД в столице подпадает только деятельность по распространению наружной рекламы с использованием рекламных конструкций. При этом в силу преобразившихся "вмененных" норм Налогового кодекса под данным видом бизнеса понимается предпринимательская деятельность по распространению "наружки", осуществляемая владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований Закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе". Причем в качестве владельца в данном случае может выступать не только непосредственный хозяин подобного технического устройства, но и лицо, обладающее правом его использования на основании договора с собственником. Иными словами, арендатор рекламных конструкций. Следует обратить внимание, что деятельность владельца по передаче наружных приспособлений для рекламы в аренду на ЕНВД не переводится (письмо Минфина РФ от 30 октября 2008 г. N 03-11-05/264). Следовательно, если собственник осуществляет два вида деятельности (по распространению рекламы на наружных конструкциях и по сдаче их в аренду), то "вмененкой" является только первый. Логично, что предоставление во временное пользование должно облагаться в общеустановленном порядке или единым налогом при УСН (письмо УФНС по г. Москве от 14 февраля 2007 г. N 18-11/3/13710). Необходимо также учесть, что "вмененным" распространением рекламы является "пропаганда" товаров, работ и услуг третьих лиц, а не своего бизнеса. Ведь в последнем случае не возникает отдельной предпринимательской деятельности. Об этом неоднократно говорили ведомственные чиновники (письма Минфина от 11 июня 2008 г. N 03-11-04/ 3/268 и от 18 января 2008 г. N 03-11-05/07). Таким образом, установка рекламной вывески на своем здании на ЕНВД не переводится. Кроме того, необходимо определиться, что же именно понимается под рекламной конструкцией. Согласно статье 346.27 Налогового кодекса к данной категории относятся щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, воздушные шары, аэростаты и иные технические средства стабильного территориального размещения. Главное, чтобы эти конструкции были смонтированы и расположены на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, либо на остановочных пунктах движения общественного транспорта. Кстати говоря, давая разъяснения относительно необходимости перевода на уплату ЕНВД с начала 2009 года, специалисты финансового ведомства указывают, что в силу измененных норм Кодекса во "вмененную" категорию попадает размещение также и на временных ограждениях. В письме от 25 декабря 2008 г. N 03-11-04/3/571 Минфин указал о необходимости применения ЕНВД к размещению наружной рекламы на щитах, расположенных на ограждениях объектов строительства, ремонта и реконструкции (с полной версией этого документа вы можете ознакомиться в справочной правовой системе КонсультантПлюс). "Вмененные" коэффициенты Налогоплательщики, переведенные на ЕНВД, рассчитываются с бюджетом исходя из законодательно установленной базовой доходности за месяц, а не из фактически полученных ими дохода или прибыли. При этом для разных видов бизнеса предусмотрены различные критерии - площадь, количество работников и другие. Для распространения наружной рекламы с использованием рекламных конструкций в качестве физического показателя установлена площадь информационного поля в квадратных метрах. Что же касается базовой доходности, пунктом 3 статьи 346.29 главного налогового закона его значение для этого вида деятельности разнится в зависимости от способа воспроизведения информации на технических средствах: - распространение "наружки" на конструкциях (за исключением рекламных конструкций с автоматической сменой изображения и электронных табло) - 3000 рублей в месяц; - с автоматической сменой изображения - 4000 рублей; - посредством электронных табло - 5000 рублей. Вот и получается, что "вмененщики" должны рассчитываться с казной не по фактическим результатам деятельности, а исходя из некоего усредненного значения дохода, который они могли бы получить с учетом имеющихся у них площадей. Для того, чтобы хоть как-то нивелировать такую усредненность, законодательство предусматривает корректирующие коэффициенты - К1 и К2. Первый из коэффициентов К1, так называемый коэффициент-дефлятор, призван привести расчетные показатели к динамике цен в стране и ежегодно устанавливается Министерством экономического развития (ст. 346.27 НК, распоряжение Правительства от 25 декабря 2002 г. N 1834-р). Так, значение коэффициента-дефлятора К1 на 2009 год приведено в приказе Минэкономразвития от 12 ноября 2008 г. N 392 и равняется 1,148. Из смысла норм Налогового кодекса в редакции, действующей с начала 2009 года, видно, что К1 должен ежегодно увеличиваться. Дело в том, что в свежем варианте статьи 346.27 Кодекса законодатели предусмотрели правила его расчета: посредством перемножения коэффициентов применяемого в предшествующем периоде и учитывающего изменение потребительских цен в прошлом календарном году. При этом никаких оговорок, кто именно должен осуществлять такое перемножение - министры или сами налогоплательщики - Кодекс не содержит. Дабы разрешить столь обидные противоречия, ведомства указали, что в 2009 году для расчета единого налога на вмененный доход нужно использовать значение 1,148, в то время как новый порядок расчета К1, учитывающий изменения, внесенные в главу 26.3 Кодекса Законом N 155-ФЗ, будет применяться при определении размера коэффициента-дефлятора на 2010 год (письма ФНС России от 18 декабря 2008 г. N ШС-6-3/943 и Минфина от 29 декабря 2008 г. N 03-11-04/3/579). Что касается К2, то данный коэффициент призван учитывать совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе место осуществления бизнеса, площадь наружной рекламы с любым способом нанесения изображения, информационного поля электронных табло и наружной рекламы с автоматической сменой изображения. Данный показатель устанавливается местными властями. Что и сделали столичные власти в Законе N 53. В соответствии со статьей 2 данного нормативного акта для столичных "вмененщиков" предусмотрены несколько вариантов значений К2 (см. таблицу).
Зоны | Площадь информационного поля одной стороны рекламной поверхности | До 36 кв. метров включительно | Свыше 36 кв.метров | 1 | 0,90 | 0,32 | 2 | 0,90 | 0,32 | 3 | 0,45 | 0,16 | 4 | 0,27 | 0,09 | 5 | 0,18 | 0,06 | 6 | 0,14 | 0,05 | 7 | 0,09 | 0,03 |
Обратите внимание, что в целях исчисления единого налога на вмененный доход Москва поделена на 6 зон. При этом чем ближе к центру столицы распространяется реклама, тем выше значения К2, а соответственно, больше сумма налога, подлежащая перечислению в бюджет. Отдельной строкой в Законе N 53 прописан К2, предусмотренный для тех налогоплательщиков, которые осуществляют деятельность по распространению социальной или представляющей особую общественную значимость рекламы с использованием рекламных конструкций. Для них коэффициент К2 составляет 0,005. |
|