Налоговики сэкономят на скрепках
Надежда Иванова, заместитель главного редактора "УНП"
Финансовый кризис добрался и до налоговой службы. ФНС разослала по региональным управлениям письмо о том, что в связи со сложившейся экономической ситуацией и решениями, принятыми Правительством РФ и Минфином России, лимиты бюджетных обязательств на 2009 год в целом уменьшены. Московское налоговое управление отреагировало на эту плохую для госведомств новость своими антикризисными мерами. А именно порекомендовало инспекциям "уделить особое внимание определению приоритетных направлений расходования канцелярских товаров".
Понять это распоряжение можно так: ручки, скрепки и бумагу теперь будут распределять не по мере необходимости, а сообразно важности работы того или иного отдела инспекции.
Правда пока, судя по нашим расспросам, экономия на скрепках в инспекции не началась и никто там использованный с одной стороны лист бумаги в принтер не вставляет. Но это неудивительно, ведь еще не определены те самые "приоритетные направления". Ну ничего. Скоро в отделы выездных проверок или возмещения НДС все остальные будут ходить на поклон за карандашами.
Если серьезно, то финансирование ФНС по обновленному федеральному бюджету на 2009 год действительно собираются заметно сократить. Как, впрочем, и других ведомств - даже силовикам. Причем по степени сокращения расходов налоговая служба - среди самых "урезанных". Если применить здесь тот же чиновничий критерий приоритетности, что же получается - налоговая служба к таковым не причислена? На первый взгляд это странно: на кого надеяться бюджету, который испытывает дефицит, как не на взыскателей налогов. Но видно, надежда не настолько велика. В данном случае правительство руководствуется не бюрократической, а скорее коммерческой логикой. Предприниматель не станет вкладывать в проект больше, чем из него можно выжать. Власти понимают, что как сейчас ни оснащай налоговые, как ни автоматизируй, собираемость налогов в ближайшее время будет падать.
А так хоть на скрепках, да сэкономим.
________________________________________________________
КС РФ: правила о повторных проверках нарушают сразу десять статей Конституции
ГЛАВНОЕ В СТАТЬЕ
Если есть решение суда, новые доначисления неправомерны Что еще не могут налоговики при повторных проверках, решит арбитраж
Вероника Григорьева, корреспондент "УНП"
Конституционный суд существенно ограничил возможности налоговиков манипулировать повторными выездными проверками. А именно использовать право на повторную проверку как возможность взять реванш, когда компания отбилась от доначислений в суде.
На минувшей неделе Конституционный суд (реквизиты постановлению не присвоены) признал не соответствующими Конституции абзацы 4 и 5 пункта 10 статьи 89 Налогового кодекса, позволяющие налоговикам проводить проверки в порядке контроля за действиями нижестоящей инспекции. Судьи решили, что они нарушают сразу десять статей Основного закона. Однако КС РФ признал недействительными названные абзацы лишь в части, в которой они позволяют налоговикам пренебрегать вступившими в законную силу решениями арбитражных судов.
НАПОМНИМ. Решение КС принято с подачи ООО "Варм" из Омска. Местное налоговое управление назначило ему повторную выездную проверку, после того как претензии по первой проверке арбитражные судьи признали незаконными. "Контролеры" вновь доначислили обществу налогов на сумму более 2 млн рублей по тем же самым основаниям, и компании пришлось опять пройти все инстанции в суде.
Одновременно суд рекомендовал законодателям установить "понятные и прозрачные критерии выбора налогоплательщика" для повторной выездной проверки, чтобы налоговики не могли использовать их как возможность свести счеты с неуступчивой компанией.
Как сообщил "УНП" директор ООО "Варм" Антон Мотос, суд разрешил все вопросы, поставленные перед ним компанией. "Но насколько широко смогут применять это постановление остальные налогоплательщики - вопрос остался открытым", - считает Антон Мотос.
Эти опасения разделяют Сергей Шаповалов, партнер ЮК "Налоговая помощь", и Наталья Фиш, юрист-эксперт по налоговой практике КПЦ "Юрконсул". Дело в том, что Конституционный суд запретил доначисления при повторной проверке, только если они основаны на тех же самых обстоятельствах. Но что такое "новое обстоятельство"? Все теперь будет зависеть от трактовки, которую дадут постановлению КС РФ арбитражные суды. "С определенностью пока можно сделать только один вывод: автоматически будут отменяться решения налоговиков, которые один в один повторяют то, что было уже рассмотрено судом", - убежден Сергей Шаповалов.
Также не ясно, по какому пути пойдет арбитражная практика в тех ситуациях, когда нижестоящая инспекция проиграла дело из-за формальных нарушений. "На мой взгляд, если нижестоящий налоговый орган проиграл суд из-за нарушения процедуры проверки, то суд будет на стороне налоговиков", - считает Наталья Фиш.
Более оптимистично настроены Дмитрий Ширяев, ведущий консультант по праву ООО "ФинЭкспертиза", и Андрей Цыб, специалист по налогообложению ЮК "ВЕГАС-ЛЕКС". Они полагают, что это решение признает неконституционными все повторные проверки вышестоящего налогового органа, проведенные после вступления в силу судебного решения. Тем не менее Андрей Цыб не исключает, что у налоговиков смогут назначить повторную проверку на стадии судебного процесса.
________________________________________________________
Еще пять самых обсуждаемых новостей недели
Максим Иванов, корреспондент "УНП"
1. ФНС надеется, что бороться со схемами поможет общественность
Разрабатывать предложения по совершенствованию налогового законодательства и помогать в этом нелегком деле специалистам ФНС, формировать налоговую культуру населения, осуществлять контроль за деятельностью налоговиков и проводить экспертизу их налоговых инициатив отныне будет Общественный совет при центральном аппарате ФНС России. О его создании стало известно на прошлой неделе после публикации на сайте налоговой службы приказа от 19.12.08 N ММ-3-4/675@. Судить о том, справится ли новая структура с возложенными на нее задачами, достаточно сложно. В рядах совета числится известный бизнесмен, представители общественных объединений - и ни одного специалиста в области налогообложения.
2. Материнский капитал в 2009 году будет больше запланированного
Размер материнского капитала, установленный на 2009 год в сумме 299 731,25 рубля (Федеральный закон от 24.11.08 N 204-ФЗ), может увеличиться до 313 000 рублей. Соответствующие поправки в закон о федеральном бюджете внесены в правительство. Об этом сообщил председатель Правления Пенсионного фонда РФ Антон Дроздов.
3. Генпрокуратура надеется остановить регистрацию однодневок
Генпрокуратура предлагает ужесточить порядок регистрации компаний с целью остановить поток создания однодневок, сообщил замначальника Управления по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики Генпрокуратуры Александр Яцев. Подготовкой соответствующих поправок уже занимается созданная при ведомстве рабочая группа.
4. Президент Дмитрий Медведев обещает "посткризисное" снижение НДС
К обсуждению вопроса снижения ставки НДС власти вернутся "сразу после кризиса". Такое заявление сделал президент Дмитрий Медведев. И хотя надеяться на скорое восстановление "докризисной" собираемости налогов не приходится, Медведев пообещал, что "работа по снижению налогового бремени будет продолжена". Причем "в ближайшей перспективе". Если верить президенту, глава Минфина Алексей Кудрин явно лукавит, утверждая, что "потенциал снижения налогов в России исчерпан".
5. Судьба ЕСН решена, но ставки страховых взносов под вопросом
Возможно, что запланированный размер страховых взносов, которые компании будут отчислять в фонды после упразднения ЕСН, пересмотрят в сторону уменьшения. Об этом сообщила глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова. Между тем сам вопрос реформы налога решен "окончательно" - законопроекты, предусматривающие с 1 января 2010 года переход на уплату страховых взносов скоро поступят на рассмотрение в правительство. Скорректированы могут быть лишь ставки взносов. Возрастет ли в итоге налоговая нагрузка на бизнес до 34 процентов, как планировалось изначально, или повышение будет не столь значительным, станет известно в ближайшие две недели
________________________________________________________
На выездных проверках милиция будет появляться реже
Вероника Горячева, обозреватель "УНП"
Как нам стало известно, ФНС России письменно наказала инспекциям привлекать к выездным налоговым проверкам милицию и делать это строго по мотивированному запросу. За нарушение порядка ответственность будут нести лично руководители региональных налоговых управлений. По мнению инспекторов и юристов, повышенное внимание руководства к мотивированным запросам приведет к значительному снижению количества совместных проверок.
Налоговая служба мотивировала свои указания тем, что злоупотребления правом привлекать силовиков к налоговым проверкам вызвали недовольство Генеральной прокуратуры РФ - она направила в ФНС представление об устранении нарушений. Действительно, есть только четыре законные причины, по которым милиция может участвовать в выездной налоговой проверке (они приведены в пункте 9 совместного приказа МВД России N 76, МНС России N АС-3-06/37 от 22.01.04). До сих пор почти всегда в запросах о необходимости привлечения налоговиков фигурировало одно и то же основание - "необходимость содействия в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья" проверяющих. "Некоторые налогоплательщики очень грубые, нам без поддержки никак нельзя", - посетовали в выездном отделе одной из инспекций столицы.
Но понятно, что если и были в истории случаи, когда представители компании оказывали сопротивление инспекторам, то они единичны. Это подтверждает Денис Щекин, партнер юридической компании "Пепеляев, Гольцблат и парнеры". На самом деле милиционеров привлекают в основном для устрашения. Но теперь, когда налоговым управлениям "сверху" предписано очень внимательно следить за достоверностью мотивировки в запросе, инспекторам будет гораздо сложнее обосновывать необходимость привлечения силовиков.
Между тем милиционеры и сами не в восторге от совместной работы. "У правоохранителей достаточно собственных полномочий и знаний, чтобы работать без посторонней помощи", - заявили нам в одном из управлений по налоговым преступлениям. Однако налоговые инспекторы считают, что милиционерам просто не нужны "лишние глаза и уши" и поэтому они жалуются в прокуратуру на то, что их привлекают без серьезных на то оснований.
Так или иначе, а разлад между двумя ведомствами на руку налогоплательщикам.
КСТАТИ. Управление ФНС России по г. Москве разослало в территориальные инспекции письмо, в котором запретило допускать милиционеров на комиссии (зарплатные, убыточные и др.) без санкции УФНС: мол, носят исключительно внутриведомственный характер. В других региональных управлениях нам подтвердили, что также не допустят силовиков к участию в их внутренних комиссиях.
________________________________________________________
Работа с программой от ФНС по заполнению справок 2-НДФЛ требует осторожности
Максим Иванов, корреспондент "УНП"
Федеральная налоговая служба разместила на своем официальном сайте (www.nalog.ru) новую версию программы "Налогоплательщик 2008" (версия 12.42 от 13.03.09). Мы протестировали программу - делимся впечатлениями.
Создатели "Налогоплательщика 2008" стараются привлечь пользователей тем, что программа условно бесплатна и официально рекомендована ФНС России. Однако бесплатная версия, которая выложена на сайте, сильно урезана по функционалу. Фактически она пригодна только для работы по формированию справок по форме 2-НДФЛ. Чтобы в полном объеме работать с другими модулями - ведение налоговых карточек (1-НДФЛ), персонифицированный учет для ПФР, составление деклараций по ЕСН, ведение бухучета по ЕСН, программу нужно зарегистрировать. Регистрация программы для небольших компаний (до 50 сотрудников) обойдется в 5800 рублей плюс 2900 рублей за каждое последующее обновление. Для более крупных предприятий (до 500 человек) цена возрастает в два раза.
При старте программы требуется ввести данные компании-работодателя (наименование, адрес, ИНН и т. п.), сформировать учетную запись работника и после этого ввести данные о его доходах и вычетах. И тут выясняется неприятная особенность бесплатной версии программы: она не рассчитывает автоматически общую сумму доходов, вычетов и не считает сумму налога. Все это нужно делать вручную.
Причем при вводе рассчитанных значений нужно быть внимательным. Если пользоваться цифровой частью клавиатуры (правый блок клавишей), то иногда вместо ввода цифр курсор перепрыгивает в соседнее поле (например, из поля "Исчисленный налог" в поле "Удержано всего"). Если это не отслеживать, то справка может быть составлена с ошибками.
Правда, готовую справку можно проверить на наличие ошибок. Но такое впечатление, что этот контроль сделан для галочки. Например, он не отслеживает исчисленную сумму налога, то есть не сопоставляет ее с помесячным доходом и сделанными вычетами.
Но гораздо больше проблем со стабильностью работы программы. В 9 случаях из 10 она зависает после контроля справки 2-НДФЛ на ошибки. При этом аварийный выход из программы (через "Диспетчер задач" или путем перезагрузки) опасен. После одного из них при повторном запуске программы исчезли все введенные данные о налоговых вычетах.