Комиссии, на которые налоговики вежливо приглашают представителей компаний, чей уровень зарплат не дотягивает до минимального размера оплаты труда, уже стали притчей во языцех. Инспекторы считают, что в таких ситуациях у них есть весомый повод доначислить "жадным" организациям "зарплатные" налоги. Однако совсем недавно ФНС несколько остудила пыл своих нижестоящих коллег.
Правило, предписывающее работодателям оплачивать ежемесячный труд персонала при полностью отработанном периоде в размере не менее одного МРОТ, закреплено в статье 133 Трудового кодекса. Той же нормой предусмотрено, что минимальный размер оплаты труда устанавливается на всей территории страны и не может быть ниже величины прожиточного минимума. Между тем в действительности федеральный МРОТ пока не дотягивает до данного показателя. Так, с 1 января 2009 года минимальная заработная плата составляет 4330 рублей, причем в эту величину включаются всевозможные компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. Для сравнения: прожиточный минимум на душу населения лишь за III квартал 2008 года равен 4630 рублям, а для трудоспособного населения - и вовсе 5017 рублям (ст. 1 Закона от 24 июня 2008 г. N 91-ФЗ, постановление правительства от 24 февраля 2009 г. N 151). В то же время коммерческим предприятиям при установлении зарплат своим сотрудникам следует ориентироваться на "минималку", закрепленную непосредственно в их регионе. Согласно статье 133.1 Трудового кодекса, региональным соглашением, заключаемым трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в субъекте Федерации, может быть установлен местный нижний предел заработной платы. Правда, пересматривать федеральный минимум в сторону уменьшения в данном случае нельзя, разрешено лишь увеличивать его с учетом "социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в регионе". Текст достигнутого комиссией соглашения обязательно должен быть опубликован региональными властями в официальном источнике. В таком случае повышенная "минималка" будет действовать для всех компаний, зарегистрированных в данном регионе. Не распространяется она лишь на организации, финансируемые из федерального бюджета. Впрочем формально за коммерческими фирмами также оставлено право отказаться от выплаты зарплаты, исходя из повышенного МРОТ. Но сделать это довольно непросто. Если работодатель в течение 30 календарных дней со дня публикации регионального соглашения не представит в уполномоченный орган мотивированный письменный отказ, то будет считаться, что он согласен ему следовать. Те, кто решится пойти наперекор общим правилам, должны будут присовокупить к своему отказу протокол консультаций со своим профсоюзом и предложения по срокам повышения заработка до предусмотренного размера. Копия этих документов поступит в соответствующее региональное ведомство по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства. Власти также вправе пригласить упорствующего работодателя для отдельной консультации с представителями трехсторонней комиссии. При этом отказаться от участия в такой "беседе" предприниматель не может. Трудовые показатели для налогов Как известно, от величины заработной платы, выплачиваемой компаниями, напрямую зависит размер поступлений в бюджет и внебюджетные фонды в виде НДФЛ, ЕСН и взносов на обязательное пенсионное страхование (ст. 209, п. 1 ст. 236 НК, п. 2 ст. 10 Закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ). А потому вполне понятно, что компании с заниженным уровнем ФОТ привлекают особое внимание налоговиков, расценивающих сей факт как свидетельство выплаты основной части заработка "в конверте". При этом ревизоры, естественно, ориентируются прежде всего на законодательно определенные МРОТ и прожиточный минимум, или даже на сведения о среднеотраслевой величине зарплат. И если показатели по компании не дотягивают до этих цифр, она автоматически попадает в зону риска, как, кстати, и в том случае, если осмелится дать отказ на присоединение к региональному соглашению о минимальной заработной плате, о котором говорилось ранее. Однако следует помнить, что один лишь факт выплаты заработка в размере, меньшем, чем величина, к примеру, прожиточного минимума, еще не позволяет налоговикам доначислять налоги и выписывать штрафы за их неуплату. На весах правосудия Согласно пункту 4 статьи 226 Налогового кодекса работодатель как налоговый агент своих сотрудников обязан удержать начисленную сумму НДФЛ непосредственно из доходов работников при их фактической выплате. Согласно пункту 1 статьи 236 Налогового кодекса объектом налогообложения по ЕСН признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физлиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам. Налоговой базой при этом является сумма таких выплат вне зависимости от их формы (п. 1 ст. 237 НК). База для расчета взносов на ОПС в силу пункта 2 статьи 10 Закона N 167-ФЗ совпадает с базой по ЕСН. Таким образом, в каждом из приведенных случаев просматривается общее правило: НДФЛ, ЕСН и пенсионные взносы рассчитываются и уплачиваются только с фактически начисленных работникам выплат, а не с тех, которые должны бы быть. Кроме того, контролеры вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиком в бюджет, расчетным путем только в случаях, предусмотренных подпунктом 7 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса: - если компания отказалась допустить инспекторов к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых ею для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения; - если фирма в течение более двух месяцев не представляет ревизорам необходимые для расчета налогов документов; - если в организации отсутствует учет доходов и расходов или объектов налогообложения, либо такой учет ведется с нарушением установленного порядка, которое привело к невозможности исчислить налоги. Данный перечень оснований для определения сумм налогов расчетным методом является закрытым, и выплата заработной платы ниже каких-либо показателей в нем не предусмотрена. Конечно, как указывают, ссылаясь на арбитражную практику, специалисты ФНС в письме от 28 июля 2006 г. N ВЕ-6-04/742@, в случае доказанности недобросовестных действий общества, направленных на уклонение от уплаты налогов, контролеры вправе определить суммы НДФЛ и ЕСН расчетным путем, а также доначислить пени и штрафы по статьям 122 и 123 Налогового кодекса. Однако для этого как минимум необходимо доказать, что фактически на руки сотрудники компании получают больше денег, чем указано в трудовых договорах с ними. Данные выводы подтверждаются и арбитражной практикой. В большинстве своем судьи не находят выплату фирмой заработной платы ниже прожиточного минимума достаточным основанием для применения налоговиками расчетного метода определения налогов. Об этом, в частности, свидетельствует постановление ФАС Московского округа от 13 марта 2008 года N КА-А41/1566-08 по делу N А41-К2-7916/07. Аналогичные выводы содержит постановление ФАС Поволжского округа от 30 мая 2008 года по делу N А55-539/08, от 17 августа 2007 года по делу N А72-1058/2007-16/25. Арбитры обращают внимание ревизоров и на то обстоятельство, что сам по себе "заниженный" ФОТ еще не свидетельствует о получении персоналом, помимо заработка, иных сокрытых от налогов доходов. И если других доказательств у инспекции нет, то и доначисление налогов, и привлечение к ответственности неправомерны (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 30 октября 2008 г. N Ф04-6627/2008(15063-А45-25); ФАС Дальневосточного округа от 7 июня 2006 г. и 31 мая 2006 г. N Ф03-А73/06-2/1783). А судьи ФАС Поволжского округа в постановлении от 26 июня 2008 года по делу N А65-30791/2007-СА1-42 и вовсе указали, что взятый на вооружение налоговиками способ расчета налоговой базы по НДФЛ (исходя из прожиточного минимума) привел к тому, что уплачивать данный налог налоговому агенту пришлось бы за счет собственных средств. А это противоречит требованиям пункта 9 статьи 226 Налогового кодекса. Инструкция "сверху" Итак, очевидно, что если у налоговиков нет в кармане иных козырей кроме выплаты заработка персоналу в размере ниже прожиточного минимума, отбиться от их претензий не так уж сложно. Однако сама необходимость прибегать к помощи арбитров уже предполагает немало потраченных сил и времени. Впрочем, на помощь налогоплательщикам в данном случае пришел не кто-нибудь, а сама Федеральная налоговая служба. В письме от 19 марта 2009 года N 3-6-04/66 представители ФНС напомнили младшим коллегам, что даже выплата заработной платы в размере, меньшем, чем законодательно установленный МРОТ, а не то что прожиточный минимум, не является налоговым правонарушением. Поэтому привлечь в такой ситуации компанию к ответственности по статье 122 Налогового кодекса, то есть за неуплату налога, инспекторы не вправе, что также означает неправомерность с их стороны и любых доначислений, основанных лишь на одном имеющемся факте. Максимум, что можно сделать в данном случае, пояснили чиновники, - подать сигнал своим коллегам из Роструда о нарушении компанией трудового законодательства. |
|