Наше предприятие зарегистрировано одним учредителем, форма налогообложения . УСНО. Организация планирует открыть филиал предприятия в другом городе. Объясните, пожалуйста, каков порядок регистрации обособленного подразделения фирмы (филиала)? Какие необходимо предоставить документы в ИФНС по месту открытия филиала, и по месту нахождения головного предприятия?
Согласно положениям Налогового Кодекса РФ, плательщики единого налога при УСН, открывая филиал или представительство, обязаны перейти на общий режим с начала того отчетного периода, в котором произошло подобное событие (пп. 1 п. 3 ст. 346.12 и п. 4 ст. 346.13 НК РФ).
Кроме того, филиал и представительство в обязательном порядке должны быть указаны в учредительных документах организации.
Однако понятие "обособленное подразделение", приведенное в ст. 11 НК РФ, шире понятия "филиал" или "представительство". Так, под обособленным подразделением понимается любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Если обратиться к ст. 40 Трудового кодекса РФ, можно также прийти к выводу, что филиал и представительство не единственные разновидности обособленных подразделений (в этой статье в том числе сказано: "Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях").
Таким образом, несмотря на то, что в гражданском законодательстве РФ отсутствует прямое указание на возможность создания организацией обособленных подразделений не в форме филиалов или представительств, это допускается как налоговым, так и трудовым законодательством. Заметим: указанная выше трактовка понятия "обособленное представительство" в целом не противоречит и гражданскому законодательству.
Для организаций, применяющих УСН, возможность создания обособленного подразделения, не имеющего статуса филиала или представительства, означает, что при открытии подобного подразделения они не лишаются права на применение УСН. То есть, если не упоминать в уставе фирмы об обособленном подразделении, не утверждать соответствующего положения и не назначать руководителя, такое подразделение можно считать обособленным, и в данном случае ограничения, предусмотренные пп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, на них не распространяются. Аналогичного мнения придерживаются как арбитражные суды (см. Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.07.2004 N А74-462/04-К2-Ф02-2841/04-С1, ФАС Дальневосточного округа от 09.02.2005 N Ф03-А51/04-2/4009 и ФАС Северо-Западного округа от 30.10.2003 N А42-969/03-23), так и контролирующие органы (см. Письмо Минфина России от 23.01.2006 N 03-01-10/1-14 и, например, Письмо УФНС России по г. Москве от 26.10.2006 N 18-11/3/93988@).
Для постановки на учет по месту нахождения обособленного подразделения организации следует в течение одного месяца со дня его создания подать заявление по форме N 1-2-Учет (утверждена Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826@) в налоговый орган по месту нахождения этого подразделения (ст. 83 НК РФ). Заявление подписывает должностное лицо, имеющее право действовать от имени российской организации без доверенности, например директор организации.
Обратите внимание, что в соответствии с Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826@, которым утверждены формы документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц, право подписи заявления предоставлено также уполномоченному представителю организации. Если заявление подписано уполномоченным представителем организации, в нем необходимо указать фамилию, имя, отчество уполномоченного представителя организации, его ИНН (при наличии) и номер контактного телефона, а также вместе с заявлением представить в налоговый орган копию надлежащим образом оформленной доверенности, подтверждающей его полномочия на подписание указанного заявления от имени организации.
К заявлению прилагаются копии свидетельства о постановке организации на учет в налоговом органе по месту ее нахождения и документов, подтверждающих создание обособленного подразделения. Копии представляются в одном экземпляре и должны быть заверены в установленном порядке (п. 1 ст. 84 НК РФ).
В течение пяти дней после представления всех необходимых документов налоговый орган согласно абз. 2 п. 2 ст. 84 НК РФ обязан осуществить постановку организации на учет по месту нахождения обособленного подразделения и в тот же срок выдать соответствующее уведомление по форме N 1-3-Учет.
Одновременно в инспекцию по месту нахождения головной организации следует направить сообщение по форме N С-09-3, утвержденной Приказом ФНС России от 17.01.2008 N ММ-3-09/11@ "Об утверждении форм сообщений налогоплательщиками сведений, предусмотренных пунктами 2, 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации".
К форме N С-09-3 следует приложить копии документов, подтверждающих создание обособленного подразделения.
В качестве документов, подтверждающих создание обособленного подразделения, организация может представить копии распоряжения (приказа) о его создании и т.п.
Постановка на учет и снятие с учета осуществляются бесплатно. Основание - п. 6 ст. 84 НК РФ.
За нарушение срока постановки на учет обособленного подразделения в налоговом органе (уклонение от постановки) предприятию грозят санкции, установленные ст.ст. 116, 117 НК РФ, ст. 15.3 КоАП РФ.
"Аудиторский центр Санкт - Петербурга"
*****
Сотрудник организации с 2007 года проходит обучение в ВУЗе. Ему предоставляется налоговый вычет. Однако, форма 3-НДФЛ за 2007 год в налоговую инспекцию не сдавалась. Как можно исправить эту ситуацию, если в настоящий момент готовятся к сдаче сведения за 2008 год?
Ваш сотрудник имеет право на социальный налоговый вычет в размере сумм потраченных на оплату своего обучения в образовательных учреждениях, но не более 50000 рублей в 2007 году. В пункте 2 статьи 219 НК РФ определен порядок предоставления налоговых вычетов. Социальные налоговые вычеты предоставляются на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче налоговой декларации в налоговый орган налогоплательщиком по окончании календарного года.
На основании пункта 7 статьи 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика по его письменному заявлению, которое может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Таким образом, для получения налогового вычета за 2007 год ваш сотрудник должен подать в налоговый орган декларацию по форме 3-НДФЛ за указанный год в настоящее время.
Генеральный директор Лазопуло М.Л. Аудиторская фирма "Шерма-аудит"
*****
Сотрудник организации вступил в долевое строительство. Были внесены денежные средства. В процессе застройки сотрудник остался не удовлетворен ходом строительства. Он принял решение выйти из этого долевого строительства, однако в договоре об этом ничего не сказано. Каким образом можно вернуть вложенные денежные средства и выйти из этого долевого строительства, если эти условия не указаны в договоре?
Из существа вопроса непонятно, что именно не устраивает участника долевого строительства и есть ли, вообще, основания для одностороннего расторжения, в связи с существенным нарушением застройщиком каких-либо условий договора.
Частью 1 статьи 9 Федерального закона N 214-ФЗ от 30.12.2004 г. ²Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ⌡ (далее по тексту ФЗ N 214) оговаривается, в каких случаях участник долевого строительства в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора, а именно:
1) неисполнения застройщиком обязательства по передаче объекта долевого строительства в установленный договором срок;
2) неисполнения застройщиком обязанностей, предусмотренных частью 2 статьи 7 настоящего Федерального закона;
Примечание:
Частью 2 статьи 7 ФЗ N 214, предусмотрено, что в случае, если объект долевого строительства построен (создан) застройщиком с отступлениями от условий договора и (или) указанных в части 1 настоящей статьи обязательных требований, приведшими к ухудшению качества такого объекта, или с иными недостатками, которые делают его непригодным для предусмотренного договором использования, участник долевого строительства, если иное не установлено договором, по своему выбору вправе потребовать от застройщика:
(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 111-ФЗ)
1) безвозмездного устранения недостатков в разумный срок;
2) соразмерного уменьшения цены договора;
3) возмещения своих расходов на устранение недостатков.
3) существенного нарушения требований к качеству объекта долевого строительства;
4) нарушения застройщиком обязанностей, предусмотренных частью 3 статьи 15.1 настоящего Федерального закона;
5) в иных установленных федеральным законом или договором случаях.
(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 111-ФЗ)
Частью 1.1 статьи 9 ФЗ N 214, оговаривается в каких случаях по требованию участника долевого строительства договор может быть расторгнут в судебном порядке, а именно:
1) прекращения или приостановления строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в состав которых входит объект долевого строительства, при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что в предусмотренный договором срок объект долевого строительства не будет передан участнику долевого строительства;
2) существенного изменения проектной документации строящихся (создаваемых) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в состав которых входит объект долевого строительства, в том числе существенного изменения размера объекта долевого строительства;
3) изменения назначения общего имущества и (или) нежилых помещений, входящих в состав многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости;
4) в иных установленных федеральным законом или договором случаях.
Таким образом, если со стороны застройщика нет никаких нарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 9 ФЗ N 214, а также отсутствуют обстоятельства, предусмотренные ч. 1.1 ст. 9 указанного закона, то оснований для одностороннего расторжения договора у участника долевого строительства нет.
В случае расторжения договора по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 9 ФЗ N 214, застройщик, в течение двадцати рабочих дней со дня расторжения договора, а в случае расторжения договора по основаниям, предусмотренным ч. 1.1 указанной статьи, в течение десяти рабочих дней со дня расторжения договора, обязан возвратить участнику долевого строительства денежные средства, уплаченные им в счет цены договора, а также уплатить проценты на эту сумму за пользование указанными денежными средствами в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства по возврату денежных средств, уплаченных участником долевого строительства. Указанные проценты начисляются со дня внесения участником долевого строительства денежных средств или части денежных средств в счет цены договора до дня их возврата застройщиком участнику долевого строительства. Если участником долевого строительства является гражданин, указанные проценты уплачиваются застройщиком в двойном размере. Если в течение соответствующего установленного срока участник долевого строительства не обратился к застройщику за получением денежных средств, уплаченных участником долевого строительства в счет цены договора, и процентов на эту сумму за пользование указанными денежными средствами, застройщик не позднее дня, следующего за рабочим днем после истечения указанного срока, обязан зачислить денежные средства и проценты за пользование денежными средствами в депозит нотариуса по месту нахождения застройщика, о чем сообщается участнику долевого строительства (часть 2 статьи 9 ФЗ N 214).
Согласно ч. 4 ст. 9 ФЗ N 214, в случае одностороннего отказа одной из сторон от исполнения договора договор считается расторгнутым со дня направления другой стороне уведомления об одностороннем отказе от исполнения договора. Указанное уведомление должно быть направлено по почте заказным письмом с описью вложения.
Заместитель генерального директора Шишков Д.В. правовое бизнес-бюро "Граф Маевский"
*****
МРОТ на сегодня составляет 4 330 рублей. Может ли сотрудник в организации иметь оклад ниже МРОТ, но получать всевозможные надбавки, премии, которые в совокупности будут превышать МРОТ? Если да, то какими нормативными документами этот факт регламентируется?
Согласно статьи 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно статьи 135 ТК РФ заработная плата - система оплаты труда, включающая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования.
Система оплаты труда, принимаются работодателем и фиксируются трудовым или коллективным договором.
Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Следовательно, если сотрудник в организации иметь оклад ниже МРОТ, но получает всевозможные надбавки, премии, которые в совокупности превышают за месяц МРОТ, то заработная плата Вашего сотрудника превышает минимальный размер оплаты труда.
Если же работнику (по его заявлению и по соглашению с работодателем - ст. 93 ТК РФ, или по инициативе работодателя, но с согласия работника - ст. 73 ТК РФ) установлено неполное рабочее время, то никаких гарантий относительно минимального размера оплаты труда законодатель не предусматривает.
Это прямо следует из текста ст. 93 ТК РФ: при работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ.
Таким образом, если работнику установлено неполное рабочее время, то размер оплаты труда за полностью отработанный месяц может оказаться меньше, чем минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом.
Юраудит "Меркурий"
*****
В организации надлежащим образом была проведена процедура сокращения численности/штата работников в связи с производственной необходимостью (снижение объема работ, было спрогнозировано падение объема работ в дальнейшем). В этой связи с 01.01.2009 года определенное количество человек было уволено. Но после 01.01.2009 года объем работ начал расти, в связи с чем появилась производственная необходимость в новых сотрудниках. Скажите, пожалуйста, в течение какого срока работодатель не имеет права вводить должности/вакансии после их сокращения? Был ли в ранее действующем законодательстве установлен шестимесячный срок запрета в приеме новых работников после сокращения? Подскажите, можем ли мы ввести новую единицу в штатном расписании с 1 мая, если 20 апреля мы ее сократили (уволили одного человека), а 25 апреля другой работник написал заявление об увольнении по собственному желанию, таким образом одна единица освободилась?
В законодательстве РФ нет прямого запрета на ввод в штатное расписание ранее сокращенных должностей.
Штатное расписание определяет потребность в персонале. Поэтому когда потребности меняются, то работодатель выносит решение о расширении штата либо, наоборот, о сокращении. Вот почему каких-то нормативов, через какое время можно вновь вводить в штатное расписание ²сокращенные⌡ должности, не установлено (если где-то прочитаете, что можно это делать только через 6 месяцев, то это правило сложилась в судебной практике, но не на законодательном уровне).
Поэтому ничто, по сути, не мешает Вашему предприятию уже сейчас вновь увеличить штатную численность и (или) вернуть упраздненные должности.
Соответственно можно принять на работу новых сотрудников.
Обратите внимание: возможно, сокращая штат одного подразделения, работодатель увеличивает штатную численность другого. Эти события лучше разнести по времени хотя бы на один день. Особенно если должностные обязанности и квалификационные требования сокращаемых и вводимых должностей пересекаются. С формальной точки зрения день увольнения считается последним днем работы (ч. 3 ст. 84.1 ТК РФ). Значит, и в последний день работодатель обязан предложить работнику вакантную должность, в том числе из числа только введенных. Если работодатель этого не сделает, то у бывшего работника появляется возможность в судебном порядке оспорить законность процедуры увольнения.
Однако обращаем Ваше внимание, что по делам о восстановлении на работе работник имеет право подать заявление в районный суд в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки (ст. 392 ТК РФ).
С уверенностью можно сказать, что суд примет решение в пользу работника. Об этом, например, свидетельствует Определение Судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 23.05.2007 N 33-1597, которая отменила решение суда первой инстанции и направила дело на новое рассмотрение. Разрешая спор, суд первой инстанции не учел, что после увольнения работника, на следующий день у работодателя начало действовать новое штатное расписание, в соответствии с которым численность работников не только не уменьшилась, а увеличилась, а также увеличился фонд оплаты труда. При этом в штатном расписании появились новые должности и были введены дополнительные единицы существовавших ранее должностей.
Таким образом, реально, без рисков получить судебные иски, вновь ввести в штатное расписание сокращенную должность возможно только через 2 - 3 месяца, когда будет выплачено последнее пособие в случае, если сокращенный сотрудник не устроится на работу (в районах Крайнего Севера и приравненных к ним срок увеличивается до 6 месяцев). Если вы возьмете на такую должность другого человека, а сокращенный об этом узнает, то он может смело идти в суд и докажет, что его неправомерно сократили.
Аудитор Сапарина И.В. "Объединенная Консалтинговая Группа"
*****
В 1 квартале 2009 года у организации ЗАО не было реализации (доходов). Были "прямые расходы" - зарплата, ЕСН, ПФР, амортизация, основные средства, которые из-за отсутствия реализации отнесены на расходы будущих периодов (счет 97). Были косвенные расходы - аренда помещения, хоз. расходы и внереализационные расходы - РКО и налог на имущество, по решению учредителя отнесены за счет нераспределенной прибыли прошлых лет (счет 84). Налог на прибыль отсутствует. Надо ли заполнять какие-либо разделы декларации по налогу на прибыль или ее сдавать "пустую"?
Если в отчетном периоде организация получила убыток, она все равно должна подать декларацию.
Если у организации отсутствуют доходы и расходы, учитываемые в целях налога на прибыль, а также эта организация не осуществляет операции, в результате которых происходит движение денежных средств на ее счетах в банках или в кассе, то она не подает декларацию по налогу на прибыль, а подает единую (упрощенную) декларацию, форма которой утверждена Приказом Минфина России от 10 июля 2007 г. N 62Н.
В вашем случае, если мы правильно поняли из вопроса, организация осуществляла операции, в результате которых происходило движение денежных средств на ее счетах в банках или в кассе, при этом доходы и расходы, учитываемые в целях налога на прибыль, отсутствовали. В таком случае, эта организация должна подготовить ²пустую⌡ декларацию по налогу на прибыль, заполнив титульный лист, подраздел 1.1 раздела 1 и лист 02 декларации по налогу на прибыль.
"МИРАУДИТ КОНСАЛТИНГ"