Организация применяет общую систему налогообложения. Организация заключила государственный контракт на выполнение внутренних реставрационных работ на объекте культурного наследия. Вправе ли организация не начислять НДС на выполненные работы?
В соответствии с пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению реализация на территории РФ ремонтно-реставрационных, консервационных и восстановительных работ, выполняемых при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций (за исключением археологических и земляных работ в зоне расположения памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; строительных работ по воссозданию полностью утраченных памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; работ по производству реставрационных, консервационных конструкций и материалов; деятельности по контролю за качеством проводимых работ).
Согласно п. 6 ст. 149 НК РФ операции указанные в ст. 149 НК РФ не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой на основании законодательства РФ.
Таким образом, организация, выполняющая работы, относящиеся к деятельности по реставрации объектов культурного наследия (что должно быть документально подтверждено), и имеющая лицензию на данный вид деятельности, вправе применять налоговое освобождение согласно пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ.
Аудитор М.Брудкова
*****
Обязан ли индивидуальный предприниматель на ЕНВД вести кассовую книгу? Какие журналы обязательны к ведению на этом спецрежиме?
В соответствии с п. 5 ст. 346.26 налогоплательщики обязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленный в соответствии с законодательством РФ. Учет кассовых операций осуществляется согласно Порядку ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденному Решением Совета директоров Центрального банка РФ от 22 сентября 1993 г. N 40 "Об утверждении Порядка ведения кассовых операций в РФ".
Однако данный Порядок ведения кассовых операций (в том числе ведения кассовой книги) установлен для юридических лиц. Для ИП, применяющих специальные налоговые режимы, ведение кассовой книги не предусмотрено. Это изложено в Письме МНС России от 15.09.2004 N 33-0-11/581.
По мнению ФНС России, изложенному в Письме от 04.03.2005 N 22-3-13/293 "О применении контрольно-кассовой техники", не имеется правовых оснований для освобождения организаций и ИП, перешедших на уплату ЕНВД, от применения контрольно-кассовой техники (в том числе контрольно-кассовых машин).
При осуществлении расчетов наличными денежными средствами, а также расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг организации и ИП в соответствии с п. 1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ должны применять контрольно-кассовую технику.
Согласно п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ организации и ИП в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. То есть возможность неприменения ККТ при условии выдачи бланков строгой отчетности предоставлена ИП только в случае осуществления наличных денежных расчетов с населением. При наличных денежных расчетах с юридическими лицами применение ККТ обязательно.
О необходимости применения ККТ индивидуальными предпринимателями говорится в Письме Центробанка России от 17.07.2006 N 08-17/2540, которое содержится в качестве приложения в Письме ФНС России от 30.08.2006 N ММ-6-06/869@ "О Письме Банка РФ от 17.07.2006 N 08-17/2540".
Аудитор М.Брудкова
*****
Может ли организация при смене главного бухгалтера изменять план счетов?
В соответствии со ст. 6 Закона ²О бухгалтерском учете⌡ принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением руководителя учреждения и применяется последовательно из года в год.
Вместе с учетной политикой утверждаются рабочий план счетов бухгалтерского учета.
Изменение учетной политики организации может производиться, в том числе, в случае разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета, которые предполагают более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации (например, использование другой бухгалтерской программы).
Таким образом, организация имеет возможность изменить план счетов, хотя сама смена главного бухгалтера не является основанием для такого изменения.
"МИРАУДИТ КОНСАЛТИНГ"
*****
Организация работает на ЕНВД. Нужно ли при сдачи баланса, заполнять первую и вторую форму?
Согласно Федеральному закону от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" организация, переведенная на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не освобождена от обязанности ведения бухгалтерского учета и обязана представлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность на общих основаниях.
При составлении и представлении бухгалтерской отчетности следует руководствоваться нормами, предусмотренными законом N 129-ФЗ.
Согласно ст. 13 закона N 129-ФЗ заполнение первой и второй форм бухгалтерской отчетности является обязательным.
"МИРАУДИТ КОНСАЛТИНГ"
*****
Строительная организация заключила с Администрацией СПб инвестиционный договор на ремонт аварийного жилья. В рамках исполнения договора организация в сентябре 2008 г. приобрела у физ. лица квартиру S=50 м2 за 2 млн. руб. и передала ее городу для расселения аварийной квартиры. После проведения работ по устранению аварийности, выполненных частично самой организацией, частично с привлечением специализированных субпод-подрядчиков, организация по акту передачи от Администрации СПб в декабре 2008 г. получила в собственность квартиру S=100 м2. Затраты на устранение аварийности, ремонт полученной квартиры и прочие расходы (справки, госпошлины и др.) составили 800 тыс. руб. Затем отремонтированная квартира в мае 2009 г. была продана физ. лицу за 4 млн. руб. Основной вид деятельности организации - ремонтно-строительные работы. На каком счете и как формируется себестоимость полученной по инвестиционному договору квартиры S=100 м2 (на сч. 08, 20, 41, 43 или др.)? Как расценивать проведение части ремонта собственными силами организации (для собственного потребления или как расходы по основному виду деятельности)? Необходимо ли и на какую дату восстанавливать суммы НДС, уплаченные исполнителям и поставщикам со стоимости материалов для ремонта квартиры, субподрядных работ и некоторых услуг по оформлению квартир (оценка, справки, паспорта), которые предъявлялись к вычету по счетам-фактурам исполнителей и поставщиков по мере принятия к учету материалов, выполнения работ и оказания услуг, если доля расходов на ремонт квартиры в отчетных периодах не превышала 5% от общей величины расходов организации? Как формируется финансовый результат от продажи квартиры, если подобная сделка является разовой?
Из Вашего вопроса следует, что Ваша организация в рамках инвестиционного проекта выполняла только функции подрядчика. Инвестором Ваша организация не являлась.
За выполнение функций подрядчика с Вами рассчитались не денежными средствами, а имуществом (квартирой).
Исходя из общего правила статьи 567 ГК РФ, к договору мены применяются соответственно правила о купле-продаже. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен.
Таким образом, Ваша организация является покупателем квартиры, а администрация продавцом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 38 НК РФ товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.
Так как квартира приобретена Вами не для использования в производственной деятельности, а для продажи, то она является товаром и подлежит учету на счете 41 ²Товары⌡.
Из Вашего вопроса следует, что частью Ваших расходов при приобретении квартиры являлись затраты по оформлению ее в собственность (получение неких справок, оплата госпошлины).
В соответствии с пунктом 6 Положения по бухгалтерскому учету ²Учет материально-производственных запасов⌡ ПБУ 5/01 фактической себестоимостью материально-производственных запасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов.
К фактическим затратам на приобретение материально-производственных запасов относятся, в том числе:
суммы, уплачиваемые в соответствии с договором продавцу;
затраты по доведению материально-производственных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях;
иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материально-производственных запасов.
Таким образом, стоимость приобретенной для продажи квартиры складывается из себестоимости реализованных Вами подрядных работ, затрат по оформлению квартиры в собственность и т.п.
Так как квартира (имущество) оприходуется как товар, то расходы по ее улучшению (ремонт, устранение аварийности) являются затратами на предпродажную подготовку.
В бухгалтерском учете данные затраты учитываются в составе расходов на продажу по дебету счета 44 ²Расходы на продажу⌡, что сопровождается следующими бухгалтерскими записями:
Дебет 44, Кредит 10 - отражено списание материалов;
Дебет 44, Кредит 70 (69, 68) - отражена зарплата рабочих, занятых ремонтом.
Суммы, накопленные на счете 44, списываются в дебет счета 90 ²Продажи⌡.
Оснований для восстановления НДС, уплаченного при осуществлении перечисленных затрат, и принятого к вычету, у Вас нет.
В бухгалтерском учете финансовый результат (прибыль или убыток) формируется исходя из реализации продукции (работ, услуг), основных средств и иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям в отчетном периоде. При этом, не имеет значения с какой периодичностью и частотой (разово или регулярно) осуществляются те или иные операции.
По отдельной торговой операции финансовый результат не определяется.
Кольцов Ю.В."ЮВК-Аудит"
*****
Наша организация находится на УСН. В собственности организации имеется земельный участок. Сейчас на этот участок нашелся покупатель-физическое лицо. Попадает ли продажа участка под ЕНВД? Придется ли вести раздельный учет?
Нет, не попадает, т.к. продажа земельного участка не относится к розничной торговле, т.к. в соответствии со ст. 346.27 НК РФ розничной торговлей является предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами. Земельный участок не является товаром, а является амортизируемым имуществом.
Генеральный директор Лазопуло М.Л. Аудиторская фирма "Шерма-аудит"