В комментируемом Письме Минфина РФ от 22.05.2009 N 03-03-06/1/339 рассмотрен один из самых часто задаваемых и спорных вопросов: может ли организация при исчислении налога на прибыль в состав расходов включать затраты работника на проезд на такси до аэропорта (железнодорожного вокзала) при направлении в командировку и при возвращении из нее?
Согласно ст. 168 ТК РФ при направлении сотрудника в служебную командировку работодатель обязан возместить ему:
- расходы по проезду;
- расходы по найму жилого помещения;
- дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);
- иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.
Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.
Согласно пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, следующие расходы налогоплательщика на командировки:
- на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;
- на наем жилого помещения. По этой статье подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, на обслуживание в номере, на пользование рекреационно-оздоровительными объектами);
- на суточные или полевое довольствие;
- на оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;
- на консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы.
Что касается включения затрат работника на проезд на такси в налогооблагаемую базу по прибыли, то сотрудники финансового ведомства ранее в своих письмах были против учета таких затрат при исчислении налога на прибыль. Свою позицию они основывали на том, что согласно п. 12 Инструкции N 62*(1) командированному работнику оплачиваются расходы по проезду транспортом общего пользования (кроме такси) к станции, пристани, аэропорту, если они находятся за чертой населенного пункта (письма Минфина РФ от 10.05.2006 N 03-03-04/2/138, от 26.01.2005 N 03-03-01-04/2/15).
На сегодняшний день позиция финансистов изменилась - теперь они высказываются в пользу организаций-налогоплательщиков и разрешают включать расходы на такси по доставке сотрудников в аэропорт (на железнодорожный вокзал) и обратно в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по прибыли. Обязательным условием является только то, что эти расходы должны быть документально подтверждены и экономически обоснованы. Об этом сказано в комментируемом письме, а также в письмах Минфина РФ от 12.05.2008 N 03-03-06/2/47, от 19.12.2007 N 03-03-06/4/880, от 22.05.2007 N 03-03-06/2/82, от 13.04.2007 N 03-03-06/4/48, УФНС по г. Москве от 19.12.2007 N 28-11/121388.
Также отметим, что в Положении о командировках*(2), которое начало действовать с 25.12.2008, не содержится оговорки по поводу ограничения проезда к месту командировки и обратно на такси. Кроме этого, согласно п. 1 ст. 789 ГК РФ и гл. 5 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта*(3) легковое такси относится к транспорту общего пользования. Значит, к транспорту общего пользования следует относить общественный пассажирский транспорт, осуществляющий регулярные рейсы по маршрутам (трамвай, троллейбус, автобус, маршрутное такси), метрополитен, а также легковое такси.
В комментируемом письме Минфин еще раз обращает внимание на то, что расходы на такси до аэропорта и обратно должны быть документально подтверждены и экономически обоснованы, при этом обязанность проверки экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов возложена на налоговые органы. Однако нередки случаи, когда налоговая инспекция исключает такие расходы из налогооблагаемой базы по прибыли и требует доначислить и уплатить налог на прибыль. Организации, не согласные с такими требованиями, обращаются в суд. Как показывает арбитражная практика, судьи часто встают на сторону налогоплательщиков. Так, в Постановлении ФАС ПО от 19.12.2007 N А72-2117/2007 (Определением ВАС РФ от 16.05.2008 N 3269/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС) отмечено, что в соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы организации на командировки, в частности на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы, а НК РФ не конкретизирует, каким именно транспортом командированный сотрудник вправе добираться к месту командировки и обратно; значит, расходы на проезд работника на такси в аэропорт при направлении в служебную командировку как внутри страны, так и за ее пределами могут быть включены в состав прочих расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.
В Постановлении ФАС ЗСО от 02.04.2008 N Ф04-2260/2008(3201-А45-40) суд указал, что возможность использования в командировке такси предусмотрена положением о возмещении расходов, связанных со служебными командировками, а значит, налогоплательщик правомерно включил в состав расходов затраты командированного работника на оплату такси. Аналогичное мнение высказали судьи в Постановлении ФАС МО от 11.12.2007 N КА-А40/12690-07, указав на то, что расходы на проезд к аэропорту, станции, пристани оплачивались командированному сотруднику согласно положению о работе с подотчетными лицами, утвержденному генеральным директором, которое не содержит ограничений для проезда на такси. Соответственно, налогоплательщик правомерно признал понесенные расходы в качестве командировочных (пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Те же выводы содержатся в постановлениях ФАС СЗО от 27.04.2007 N А05-11584/2006-31, ФАС ВВО от 04.04.2005 N А29-1590/2004а, ФАС СЗО от 02.02.2005 N А56-17467/04.
Итак, из всего сказанного выше вытекает следующее: для того чтобы избежать споров с налоговой инспекцией или отстоять свою позицию в суде, организации необходимо:
- в коллективном договоре или локальном нормативном акте определить порядок и размеры возмещения расходов организации на проезд работника на такси в аэропорт при направлении в служебную командировку (Письмо УФНС по г. Москве от 19.12.2007 N 28-11/121388);
- не забыть о документальном подтверждении расходов. Фактическую оплату услуг такси необходимо подтвердить чеком ККТ (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт") - приложить его к авансовому отчету;
- экономически обосновать расходы. Аргументировать это можно, например, так: работник не успеет выполнить командировочное задание вовремя, если опоздает на железнодорожный вокзал (аэропорт), так как аэропорт или вокзал находится за чертой населенного пункта (или добраться до них иначе, чем на такси, невозможно из-за позднего отъезда (прибытия), когда общественный транспорт не ходит; или работник имеет плотный график работы, а в движении общественного транспорта возможны сбои).
В подтверждение экономической обоснованности расходов на такси в каждом конкретном случае рекомендуем организации составлять бухгалтерскую справку.
...............................................
*(1) Инструкция Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 N 62 "О служебных командировках в пределах СССР".
*(2) Постановление Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 "Положение об особенностях направления работников в служебные командировки".
*(3) Утвержден Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ.