Минфин разработал, согласовал с Правительством РФ и разместил на своем официальном сайте в сети Интернет Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов (далее - налоговая политика 2010 - 2012). Они одобрены Правительством РФ 25.05.2009.
Первая часть документа посвящена описанию и анализу антикризисных поправок к налоговому законодательству за 2008 - 2009 годы. Мы ее подробно рассматривать не будем, а познакомим читателей с основными положениями второй части налоговой политики 2010 - 2012.
Следует иметь в виду, что комментируемый документ не носит нормативного характера для налогоплательщиков. Это лишь информация о планах законотворцев. Причем планы, которые относятся к определенным периодам, могут быть воплощены раньше или, наоборот, позже. Кроме того, налоговая политика 2010 - 2012 освещает лишь предложения Минфина, а ведь у нас есть и другие источники поступления законодательной инициативы.
Налог на прибыль
При формировании антикризисных поправок к законодательству было уделено много внимания изменению начисления амортизации для целей исчисления налога на прибыль. В комментируемом документе отмечено, что на сегодня используется устаревшая система амортизации, принятая еще во времена СССР, поэтому ее постоянно приходится подправлять. В планах значится изменение подхода к классификации основных средств на группы и к определению норм амортизации.
Предполагается разработать налоговые нормы, препятствующие минимизации налогообложения путем реорганизации фирм (например, направления прибыли на погашение убытков присоединяемых убыточных организаций). В 2010 году законодатель, возможно, займется определением уровня процентов по заемным средствам, уменьшающих налоговую базу. К ним попытаются "пристроить" правила определения рыночной цены (ст. 40 НК РФ), которые сейчас актуальны только для товаров, работ, услуг. Будут рассмотрены разные варианты указанных уровней процентов опять же с целью предотвращения минимизации налогообложения (особенно популярной при наличии аффилированных организаций) за счет предоставления займов вместо участия в уставном капитале. При этом не исключено введение для предельного уровня налоговых расходов на уплату долговых процентов коэффициента 2 к ставке рефинансирования ЦБ РФ (сейчас этот коэффициент равен 1,5 согласно Федеральному закону от 26.11.2008 N 224-ФЗ, но действие поблажки пока запланировано только до 31.12.2009).
В комментируемом документе уделено большое внимание планам конкретизации порядка налогообложения операций по выдаче займов ценными бумагами. Если новации заодно коснутся векселей, то вначале хотелось бы увидеть решение этого вопроса в гражданском законодательстве. Ведь выдача взаймы векселей гражданским законодательством не предусмотрена.
Для сближения налогового и бухгалтерского учета планируется отказаться от переоценки авансов, выраженных в иностранной валюте, а также от применения метода ЛИФО при оценке материально-производственных запасов и ценных бумаг (в бухгалтерском учете метод ЛИФО уже упразднен). Для розничной торговли, возможно, расширят перечень расходов, связанных, в частности, с учетом естественной убыли, расходов на униформу продавцов, убытков от неизбежного мелкого воровства неустановленными покупателями при открытой раскладке товаров и др. С 2010 года планируется уточнить определения объектов обслуживающих производств и хозяйств, а также критериев признания этими субъектами убытков (ст. 275.1 НК РФ).
Налог на добавленную стоимость и акцизы
В 2009 году был введен порядок принятия покупателем к вычету "авансового" НДС, который доставил налогоплательщикам больше хлопот, чем пользы. С ним (и, очевидно, с введенными недавно Постановлением Правительства РФ от 26.05.2009 N 451 в порядок оформления счетов-фактур поправками) будут разбираться с учетом негативной практики. Есть также мысли о введении "отрицательных" счетов-фактур. Вновь возникла тема электронных счетов-фактур, но пока на уровне пилотного проекта. Обсуждается снижение претензий к мелким огрехам в заполнении счетов-фактур.
Не исключено выделение некоторых операций, облагаемых НДС по ставке 0%, для которых возмещение налога будет разрешено до окончания камеральной проверки документов, подтверждающих право на применение нулевой ставки.
К сожалению, о больном для многих налогоплательщиков вопросе - раздельном учете НДС - сказано мало... и не о том, что болит по-настоящему. Чиновников больше заботят проблемы такого учета у клиринговых организаций, участвующих в биржевых операциях.
Принятие к вычету акцизов попытаются увязать с нормативными актами (ГОСТами, ТУ и т.п., согласованными с федеральными органами исполнительной власти), в которых должно быть предусмотрено использование подакцизного сырья в производстве продукции. Предполагается введение индексации акцизных ставок (ускоренной индексации - для табачных изделий).
Налог на доходы физических лиц и единый налог на недвижимость
Большое количество новшеств следует ожидать в отношении НДФЛ. Для "физиков" хотят упростить декларацию и сочинить более доходчивую инструкцию по ее заполнению. Планируется как-то (пока непонятно, как) индексировать суточные по командировкам. Чиновники намерены увеличить активность граждан на рынке ценных бумаг. Для этого нормотворцы собираются усовершенствовать законодательство по налогообложению их операций с ценными бумагами. Предлагается ввести институт предварительного резидентства физического лица с момента его приезда на территорию Российской Федерации. А НДФЛ, начисленный по ставке 13%, нужно будет в случае чего пересчитывать. Неконкретно сформулирован тезис о расширении льгот по НДФЛ (будет доработана ст. 217 НК РФ, в которой эти льготы установлены).
Перед тем как заменить земельный налог и налог на имущество физических лиц единым налогом на недвижимость, законодателю и ведомствам предстоит большая работа по нормативному урегулированию порядка кадастрового учета. Ориентировочный срок для подготовки проекта поправок к Налоговому кодексу по этому налогу - 2010 год.
Налог на добычу полезных ископаемых и водный налог
В отношении НДПИ намечены подвижки в налогообложении поставок угля. В частности, идет речь о введении коэффициента-дефлятора, а также необычного налогового вычета, связанного с затратами добывающего предприятия на обеспечение техники безопасности.
В 2009 году продолжится работа по введению новых правил для водного налога, однако индексацию его ставок пока собираются отложить до 2011 года.
Специальные налоговые режимы
Законодатель будет ужесточать условия применения спецрежимов, для того чтобы ими могли воспользоваться только реальные "малыши". Возможно, наконец-то "выстрелит" Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", который пока к Налоговому кодексу почти не имеет отношения.
Спецналоги (ЕСХН, УСНО, ЕНВД) предполагается закрепить за бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами. Для ЕНВД планируется введение ограничений по выручке, дабы "вмененкой" занимался только микробизнес, а также отмена коэффициента базовой доходности К1. Для "упрощенки" в 2010 году хотят ввести лимит доходов за 9 месяцев 2009 года - 45 млн руб. и отменить коэффициенты-дефляторы. Угрожают принять меры по предотвращению дробления крупного бизнеса на много мелких спецрежимников, применяющих УСНО. Законотворцы поработают также над усовершенствованием "патентной упрощенки". Для ЕСХН конкретные плановые мероприятия не обозначены. Но в аналитической части по результатам уже принятых налоговых мер говорится о необходимости ограничения доступа крупных сельхозтоваропроизводителей к этому спецрежиму и о проблемах "малышей"-аграриев, связанных с необходимостью вести одновременно бухгалтерский и налоговый учет.
Налоговое администрирование
Большой блок комментируемого документа посвящен планам совершенствования налогового администрирования. Предполагается расширить перечень оснований для предоставления отсрочки (рассрочки) уплаты налогов. В действующей на сегодня редакции ст. 64 НК РФ одним из условий предоставления отсрочки является угроза банкротства просителя отсрочки, которая может возникнуть в результате единовременного погашения бюджетных долгов. Что это такое - хотят определить с помощью "методички". Очевидно, писать ее поручат ФНС. Налоговый инвестиционный кредит для организаций, занимающихся НИОКР, хотят увеличить с 30 до 100% стоимости оборудования, приобретенного просителем этого кредита. Возможно, законодатель позаботится о резидентах новых особых экономических зон и расширит для них перечень оснований для предоставления инвестиционного налогового кредита, а также увеличит его сроки.
С 2009 года в часть первую НК РФ введен новый порядок досудебного урегулирования налоговых споров. Отдельные прямо поименованные в п. 1 ст. 101.2 НК РФ виды решений инспекции нельзя обжаловать в суде, минуя вышестоящий налоговый орган. Согласно п. 3 ст. 140 НК РФ решение по апелляционной жалобе налогоплательщика принимается в течение одного месяца со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов, но не более чем на 15 дней. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.
Минфин предложил повысить эффективность указанной процедуры. Для этого, по мнению чиновников, нужно продлить сроки рассмотрения жалоб в случае представления налогоплательщиком ранее не представлявшихся документов.
Зато в качестве компенсирующего "пряника" рассматривается возможность установления правил подачи уточненной декларации с уменьшением налога к уплате в бюджет за периоды, заходящие за пределы глубины налоговой проверки. На сегодня глубина налоговой проверки составляет три календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ).
Информация для строителей
Ряд пространных предложений Минфина связан с серьезнейшей проблемой строителей, которая имеет глубокие социальные последствия. Речь идет о навязывании местными властями строителям при заключении инвестиционного договора на возведение объектов жилой и нежилой недвижимости (чаще всего это случается при выделении под строительство земельного участка) обременения в виде "добровольного" обязательства застройщиков дополнительно за свой счет (в конечном итоге за счет инвесторов) построить инженерные коммуникации и (или) объекты социальной инфраструктуры, а потом подарить их городу, муниципалитету и т.п. Поскольку Минфин совершенно справедливо предлагает усовершенствовать в связи с данной проблемой не только налоговое, но и гражданское, земельное, градостроительное и др. законодательство, то представляется, что данная проблема будет решена не так скоро, как это запланировано. Впрочем, по этому вопросу конкретные сроки в документе и не обозначены.
Еще про налоги и сборы
На январь 2010 года намечен тот шаг законодателя, в целесообразности которого сомневаются многие налогоплательщики. Планируется заменить ЕСН страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Среди мер по усовершенствованию гл. 25.3 "Государственная пошлина" названо, в частности, разграничение полномочий федеральных органов государственной власти, а также подведомственных им ФГУ и ФГУП по совершению юридически значимых действий, за которые взимается госпошлина, и по оказанию сопутствующих государственных услуг.
В отношении транспортного налога с 2010 года предложено разрешить введение ставок налога в зависимости от года выпуска транспортного средства, а также от его экологического класса. Вилку транспортного налога планируется серьезно раздвинуть: средние ставки налога - удвоить, а органам власти субъектов РФ разрешить уменьшать минимальный уровень налоговых ставок не в пять, а в десять раз.
В комментируемом документе затронута и тема благотворительности, правда, без конкретизации сроков (применяются выражения типа "в перспективе целесообразно рассмотреть вопрос"). Здесь обсуждается тема льгот по НДФЛ и налогу на прибыль для участников благотворительных акций - физических и юридических лиц. В качестве одного из условий получения некоммерческими, в том числе благотворительными, организациями соответствующего статуса предложено проведение ими ежегодного независимого аудита для подтверждения целевого использования средств.
В рамках совершенствования налога на имущество обещано рассмотреть вопрос о целесообразности временного освобождения от налогообложения организаций вновь вводимых объектов транспортной инфраструктуры, строительство которых осуществлялось в том числе за счет средств федерального бюджета.