Saldo.ru

Публикации

22 июня 2018, Пятница
Мастер-СальдоSaldo.ru: Бухгалтерский сервер Вход для своих
Стань своим на Saldo.ru
Забыли пароль?

Вы здесь: Saldo.ru / Бухгалтерские новости / Публикации

Публикации

Просим вас ставить ваши оценки опубликованным материалам


Версия для печати 
Шрифт:
К.А.ГАНОВИЧО
Материал предоставлен журналом "Бухгалтерия и банки"

О применении ККТ

Жизнь не такая простая, как кажется. Она значительно проще. Но проще ещё не значит единообразнее. Каждый несёт свой жизненный опыт.
После прочтения статьи А. Сперанского"Правовые риски. Вопросы столкновения и защиты прав" 1 мне, в силу ряда обстоятельств, вспомнилось, как году эдак в 1993-94-м мы ездили в Рязань покупать для банка ККМ"Ока" и там же заказывали печатный штамп для неё. Вот такие воспоминания пробудил во мне пример 1.
Если вернуться к предыстории вопроса с ККМ, то их применение в банках было возможно, а иногда и обязательно со времён оных.
Так, ещё в Инструкции Госбанка СССР от 10 декабря 1987 г. ≤ 23 было указано, что"при совершении в вечерних кассах операций без бухгалтера-контролёра кассир принимает деньги с использованием контрольного аппарата. Имеющаяся в кассе печать изымается.

У вечерней кассы помещается объявление о том, что выдаваемые вносителям денег квитанции снабжаются проставленным на контрольном аппарате оттиском штампа с указанием суммы взноса. В объявлении должно быть указано, что квитанции без подписи кассира и оттиска штампа контрольного аппарата, а также с исправленными или проставленными в оттиске штампа суммами и датами от руки являются недействительными. Образец оттиска помещается в объявлении".

Так что банки использовали ККМ"издревле". Позднее, в 1997 году, в Инструкции ЦБ РФ ≤ 56 появилось требование применять контрольно-кассовые аппараты по операциям по приёму коммунальных и других платежей. Кассовый работник должен был проставлять на квитанции, возвращаемой клиенту, оттиск штампа контрольно-кассового аппарата или выдать квитанцию, выполненную в форме распечатки печатающего устройства компьютера.
"Ленты контрольно-кассовых машин по платежам заведующий кассой подписывает и направляет вместе с извещениями операционному работнику для оформления приходного кассового ордера".
Хочется обратить внимание уважаемого читателя, что под словами о платежах"и другие" можно понимать что угодно. Но если мы обратимся к Общероссийскому классификатору и внимательно его изучим, то сделаем вывод, что"и другие" практически почти равно"все" (см., например, ОКУН, позиция ≤ 101 200).
Положение ≤ 199-П, принятое в 2002 году взамен положения ≤ 56-П, принципиально ничего не изменило.
На пути применения банками ККМ тогда встал фактический запрет на совершение этих операций. Так, правительство Москвы своими решениями разрешало принимать коммунальные платежи от населения только уполномоченным на то банкам по отдельному разрешению.
Система была устроена так, что ни банк, ни плательщик не возражали против проведения операции, но получатель платежа эти средства не принимал - они откредитовывались обратно.Одной из причин была затруднительность идентификации платежа. Понятно, что по взаимному согласию оговаривался формат, в котором банк должен был предоставлять информацию получателю платежа. Это важно при большом количестве операций. Технически проблема подготовки данных по формату не стоила и выеденного яйца, всё дело было в политике.Будучи отрезанными от этих операций, большинство банков и не применяли ККМ, так как последние нужны только при совершении этих операций. Однако это не означает, что они не должны были применять ККМ, если бы эти операции совершали.
А какую же технику тогда надо было применять? И на это есть ответ: указанную в государственном реестре ККМ. Реестр доводился письмами Госналогслужбы, а позднее МНС России, а для всеобщего ознакомления был вывешен на сайте Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам (да и поныне находится там же с учётом всех изменений и дополнений). Заметим и то, что в состав ГМЭК входит и представитель Банка России.
Банк России в своих письмах неоднократно подтверждал необходимость применения ККМ.Так, в одном из писем ЦБ РФ пишет:"В соответствии с решением Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам (протокол от 2 декабря 1999 г. ≤ 6/54-99) приём денег кредитными организациями за коммунальные и другие платежи производится в порядке, установленном соответствующим нормативным актом Банка России, с использованием контрольно-кассовых машин или программно-технических средств, обеспечивающих реализацию требований, предъявляемых к контрольно-кассовым машинам.Использование кредитными организациями программно-технических средств, обеспечивающих реализацию требований, предъявляемых к контрольно-кассовым машинам, при осуществлении денежных расчётов с населением при оказании услуг предусмотрено Положением Банка России от 9 октября 2002 г. ≤ 199-П"О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации". Указанные программно-технические средства должны быть внесены в Государственный реестр контрольно-кассовый машин, используемых на территории Российской Федерации, и подлежат регистрации в налоговых органах".
Что касается других операций, кроме переводов, то от применения ККМ банки спасала некая неопределённость в их применении, а позднее было выпущено постановление правительства. Так, в пункте 12 постановления от 7 августа 1998 г. ≤ 904 было указано, что"оформление кассовых операций осуществляется в соответствии с порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утверждаемым Центральным банком Российской Федерации". Банки не освобождались от применения ККМ, просто список операций и порядок их оформления были отданы на откуп ЦБ РФ.
Центральный же банк другие операции в своих документах не указывал.
Сыр-бор, поднявшийся из-за необходимости применения ККМ при валютообменных операциях, закончился тем, что ГМЭК по ККМ на заседании 23 августа 1994 года приняла решение допустить при осуществлении денежных расчётов с населением по операциям с валютой использование уполномоченными банками наряду с ККМ документа установленной формы. Естественно, банки использовали справку установленного образца, а не ККМ.
Это было связано с тем, что справка применялась для целей валютного контроля (письмо ЦБ РФ ≤ 122). Позже, в 1995 году, Банк России письмом ≤ 156 запретил использование ККМ при валютообменных операциях. Справка как основной документ фигурирует в разных положениях Банка России, например в ≤ 62 о командировочных, порядке ≤ 508 по осуществлению переводов и др.
Так мы потихоньку и добрались до 2003 года с его Законом ≤ 54-ФЗ.

Что нового внёс этот документ? Он обязал применять ККТ при расчётах не только с физическими, но и с юридическими лицами.

В законе, как и раньше в постановлениях правительства о ККМ, дана отсылка, что применение ККТ в банках определяет Банк России, на него же возложена обязанность контролировать деятельность банков в этой сфере.

Однако из закона выпал блок, касающийся порядка постановки на учёт и регистрации ККТ, применяющейся банками. Раньше этим занимались налоговые органы. Кто же это должен делать теперь? В связи с тем что регистрация ККТ связана с инсталляцией фискальной памяти и получением пароля к ней, было бы странным, если бы фискализацию осуществлял налоговой орган и у него хранились бы пароли, а проверку проводил Банк России, не зная этого пароля или запрашивая его у фискалов. Скорее всего это функция ЦБ РФ. Притом функция новая и ранее Банку России не известная. Под неё нет ни методик, ни опыта, ни людей.
Закон обязал использовать только фискализированную технику и дал организациям и ведомствам полгода на исполнение этого требования. Налоговики категорически отказываются проводить регистрацию ККТ банков, ссылаясь на то, что это должен делать Банк России.Для банков эти полгода пролетели бесплодно. Никаких указаний о порядке применения ККТ пока от Банка России нет, хотя проекты подготовлены давно. Ходят слухи и о наборе людей в специальное подразделение ЦБ РФ, которое будет заниматься этими вопросами.
Итак, что мы имеем в сухом остатке на начало 2004 года? По отдельным операциям банков должна применяться ККТ. И внесение изменений в Положение ≤ 199-П, уточнивших формулировки, ничего особо нового в вопрос не привнесло. В связи с тем что нового реестра ККМ/ККТ нет, должен применяться старый, но никем не отменённый. Фискализацию техники провести не удастся, так как фискалы от этого отказались (у меня имеется письмо из 44-й ИМНС на эту тему), а Банк России указания о том, кто и как это делает, пока не выпустил.Стоит особо отметить, что в соответствии со статьёй 14.5 КоАП РФ"продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин - влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трёхсот до четырёхсот минимальных размеров оплаты труда.

Однако, как неоднократно отмечалось, КоАП не предусматривает ответственность и за неправильное применение ККМ.


Голосов: 0 Средний бал: 0
Оцените статью: