Saldo.ru

Публикации

28 сентября 2024, Суббота
Мастер-СальдоSaldo.ru: Бухгалтерский сервер Вход для своих
Стань своим на Saldo.ru
Забыли пароль?

Вы здесь: Saldo.ru / Бухгалтерские новости / Публикации

Публикации

Просим вас ставить ваши оценки опубликованным материалам


Версия для печати 
Шрифт:
А.Г. Преображенская
Материал предоставлен журналом "Акты и комментарии для бухгалтера"

Комментарий к Федеральному закону от 28.11.2009 N 287-ФЗ

С 01.01.2010 вступит в силу Федеральный закон от 28.11.2009 N 287-ФЗ "О внесении изменений в статьи 149 и 162 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
Целью новшеств, введенных данным законодательным актом, является снижение размера платы за коммунальные услуги населению, а также за работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Во-первых, с 01.01.2010 от обложения НДС на территории РФ освобождаются операции по реализации коммунальных услуг управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами. Условием освобождения данных операций является приобретение последними коммунальных услуг непосредственно у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.
Во-вторых, от обложения НДС освобождаются операции по реализации работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) указанными налогоплательщиками, но только в том случае, если они приобретают такие работы (услуги) у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).
В-третьих, в соответствии с п. 3 ст. 162 НК РФ в налоговую базу по НДС с 01.01.2010 не включаются денежные средства, полученные указанными налогоплательщиками на формирование резерва на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Действительно, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения:
а) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений;
б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива*(1).
В силу п. 2, 3, 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004 N 188-ФЗ (в редакции от 23.11.2009) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, включает в себя:
- плату за содержание и ремонт жилого помещения, в которую входит плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- плату за коммунальные услуги, в которую входит плата за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В случае если исполнителями являются указанные выше налогоплательщики, согласно п. 15 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством РФ и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В заключение отметим, что уже в Решении Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству от 05.03.2009 N 52(5) "О проекте Федерального закона N 164297-5 "О внесении изменений в статьи 149 и 162 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" на стадии согласования поправок были сделаны некоторые замечания. В частности, было указано, что из положений ст. 260 и 324 НК РФ следует, что управляющие организации, товарищества собственников жилья и жилищные кооперативы не вправе создавать резервы на ремонт не принадлежащего им имущества. Резервы можно создавать только на ремонт основных средств организаций или арендуемых основных средств. При этом общее имущество в многоквартирном доме согласно статье 36 Жилищного кодекса РФ принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме и не относится ни к основным средствам товариществ собственников жилья или управляющих организаций, ни к арендуемым ими основным средствам.
Исходя из вышесказанного в целях применения указанных норм на практике потребуются дополнительные разъяснения законодателей.
Некоторые из замечаний, высказанных Комитетом по бюджету и налогам в Решении от 23.04.2009 "По проекту Федерального закона N 164297-5 "О внесении изменений в статьи 149 и 162 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (первое чтение), были учтены законодателями. Так, в целях освобождения от обложения НДС работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме могут приобретаться указанными выше налогоплательщиками не только у организаций, но и у индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).
В решении Комитета по бюджету и налогам также отмечено, что принятие законопроекта значительно сократит административные издержки управляющих организаций, упростит ведение ими бухгалтерского учета, а также избавит от необходимости оформления счетов-фактур, ведения книг покупок и книг продаж по приобретенным и реализованным коммунальным услугам. Кроме того, реализация предлагаемой законодательной меры позволит управляющим организациям не отвлекать средства, полученные от физических лиц и (или) организаций, на уплату НДС в бюджет в случае, если получение этих средств и реализация коммунальных услуг осуществляются в разных налоговых периодах.
Но некоторые замечания, изложенные в решении Комитета по бюджету и налогам, так и не были учтены. В частности, для целей налогообложения не было дано определение понятия "коммунальные услуги" и прочее.

*(1) Пункт 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491.


Голосов: 6 Средний бал: 3.67
Оцените статью: