Разъяснением налогового законодательства Минфин России занимается давно. Для практической работы его письма представляют большой интерес - ведь финансовое ведомство дает ответы на актуальные вопросы, которые далеко не всегда находят отражение в нормативно-правовых актах. Правда, налогоплательщиков волнует правовой статус таких разъяснений. Попробуем разобраться, письма Минфина России - это рекомендации или что-то большее?
Отвечать на запросы налогоплательщиков - прямая обязанность этого ведомства*(1). Вот оно и разъясняет применение норм налогового законодательства.
На сегодня сформировалась большая база писем Минфина. Они касаются не только вопросов налогообложения, но порядка взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков. Относиться к этому творчеству можно по-разному.
Так, в постановлении от 16.01.2007 N 12547/06 Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ указал, что письма Минфина не отвечают критериям нормативного правового акта, а потому не могут иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц. Следовательно, содержащиеся в них положения не могут рассматриваться в качестве устанавливающих обязательные для налоговых органов правила поведения, подлежащие неоднократному применению при осуществлении ими функций налогового контроля. Соблюдения этих правил налоговые органы не вправе требовать и от налогоплательщиков (налоговых агентов).
Минфин считает, что его письма выполняют информационно-разъяснительную, координирующую отношения между налоговым органом и налогоплательщиками функцию, и не обязывает ими руководствоваться*(2).
Однако следует помнить, что выполнение рекомендаций Минфина может быть обстоятельством, исключающим вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения*(3).
То есть можно предположить, что в спорной ситуации суды будут на стороне налогоплательщика, а значит, ему не грозят налоговые санкции.
А как быть с уплатой пеней? Пени не начисляются на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти в пределах его компетенции*(4).
Таким образом, налогоплательщик не должен платить ни штрафы, ни пени.
Увы, на практике все сложнее. Казалось бы, все очень просто: следует найти письмо, в котором финансовый орган разъясняет практическое применение конкретной налоговой нормы, и следовать его рекомендациям. Но, во-первых, НК РФ устанавливает дополнительные требования к письмам Минфина (сроки выдачи, случаи освобождения налогоплательщиков от налоговой ответственности и т.д.). Во-вторых, нормы Налогового кодекса, посвященные получению письменных разъяснений от финансового ведомства, содержат много пробелов и неточностей. Например, как быть с тем, что в них не раскрывается понятие "неопределенный круг лиц", нет идентифицирующих признаков указанного определения, а также не установлена мера ответственности финансового органа за несоблюдение сроков подготовки разъяснений? Что делать, если законодательно не определены источники, где субъекты налоговых правоотношений могут ознакомиться с письмами, да и правовой статус самих разъяснительных актов неоднозначен.
С практической точки зрения ценными для налогоплательщика, освобождающими его от пеней и ответственности*(5), могут быть только те письма Минфина, которые адресованы конкретно ему (как ответ на вопрос о применении норм НК РФ) и подписаны уполномоченным должностным лицом.
Письменные разъяснения, используемые по аналогичному вопросу другими налогоплательщиками, помогут им выработать свою позицию по конкретной ситуации, но не всегда освобождают от налоговых санкций в случае, если им впоследствии начислили налоги. То есть налогоплательщики могут принимать любое разъяснение Минфина, ранее подготовленное по чужому конкретному запросу, только под свою собственную ответственность, даже если их ситуация аналогична той, что рассматривается в используемом налогоплательщиками письме.
Бывает, что налогоплательщики не согласны с полученными разъяснениями Минфина России. Тогда ничто не препятствует им руководствоваться нормами НК РФ в понимании, отличающемся от трактовки, предложенной Минфином.
Итак, письма Минфина не содержат правовых норм или общих правил, обязательных для налогоплательщика. Но при определенных условиях их выполнение может спасти его от начисления пеней и штрафов.
*(1) ст. 34.2 НК РФ
*(2) письма Минфина России от 20.07.2009 N 03-01-11/4-176, от 27.05.2009 N 03-02-08/43, от 08.04.2009 N 03-02-08/28, от 14.03.2009 N 03-03-07/22, от 27.03.2009 N 03-02-08-22, от 30.01.2009 N 03-05-05-02/04, от 12.01.2009 N 03-02-08-3
*(3) пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ
*(4) п. 8 ст. 75 НК РФ
*(5) п. 8 ст. 75, пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ