ФНС России утвердила новый порядок "электронного" взаимодействия с налогоплательщиками. Как намерены налоговики систематизировать эти отношения и чем это грозит компаниям?
Порядок во всем
ФНС решила навести порядок в отношениях с многочисленными компаниями и налогоплательщиками, представляющими налоговую отчетность по "электронке", выпустив приказ от 18 декабря 2009 года N ММ-7-6/691@, а точнее, "Порядок регистрации участников электронного документооборота" (далее - Порядок).
Обратите внимание, что теперь предусмотрено представление в электронном виде не только налоговой, но и бухгалтерской отчетности (п. 1 приказа ФНС от 18 декабря 2009 г. N ММ-7-6/691@).
Сразу отметим, что введение в действие Порядка вызывает некоторые сомнения. То есть на данный момент он, увы, не действует. Но это "радостное" событие может вот-вот случиться. Итак, постараемся понять, когда именно.
Пункт 2 приказа определяет, что введение в действие Порядка произойдет одновременно с введением в промышленную эксплуатацию программного обеспечения. Эти программы должны обеспечивать Методические рекомендации, утвержденные еще раньше приказом ФНС от 2 ноября 2009 года N ММ-7-6/534@. Отметим, что и в ноябрьском приказе налоговиков сроки перехода программного обеспечения к промышленной эксплуатации не указаны, поэтому новые правила на сдачу, например, налоговой декларации по НДС явно никак не влияют. Возможный срок внедрения Порядка в жизнь - до 18 февраля 2010 года, так как именно к этой дате подразделения ФНС должны доработать программы и создать сеть доверительных удостоверяющих центров (ДУЦ).
Еще в течение года будет проходить регистрация налогоплательщиков в качестве новых абонентов системы. Участниками системы согласно новому приказу станут юридические и физические лица. Однако индивидуальные предприниматели, которые имеют самостоятельный статус (ст. 11 НК РФ), в Порядке не поименованы.
Трудности передачи
Заметим, что Порядок предоставляет налоговикам право на абсолютно законных основаниях не принять налоговую декларацию. Это им позволит сделать так называемая "компрометация ключа" электронной цифровой подписи (раздел 1 Порядка). Само по себе прекращение действия ключа в случае его разглашения - нормальная практика. Но в Порядке одним из оснований компрометации является: "возникновение подозрений на утечку информации или ее искажение в системе конфиденциальной связи". Причем, скорее всего, сомнения возникнут у налогового органа и станут поводом для признания декларации неполученной. В тексте приказа никак не конкретизировано, когда и почему может зародиться такое подозрение в утечке данных.
Чем может обернуться для организации упомянутое выше подозрение налоговиков, наглядно иллюстрирует пункт 3 статьи 76 Налогового кодекса. В случае непредставления организацией декларации в течение 10 дней после установленного срока ИФНС заблокирует банковский счет. Открыть его обязаны на следующий день после подачи декларации. Но правда жизни говорит об обратном: реальный (и еще довольно быстрый!) срок разблокировки счета - не менее недели.
Лишняя встреча
Ранее в приказе МНС России от 2 апреля 2002 года N БГ-3-32/169 не предусматривалось какое-либо дополнительное общение с налоговиками для тех, кто решил сдать декларацию по "электронке".
Если прежде достаточно было обратиться к спецоператору, то теперь необходима регистрация в налоговой. При первичной регистрации в Системе придется потрудиться. Так, необходимо подать письменное заявление (на бумаге или в электронном виде) в ИФНС. Причем подавать заявления нужно во все те инспекции, в которые вы собираетесь отправлять декларации. Далее ИФНС выдает вам соответствующий ключ либо отказ в заверении заявления. Основания для отказа в Порядке не прописаны, то есть остаются на усмотрение налогового инспектора. Чем может грозить налогоплательщикам такая правовая лазейка в пользу налоговиков, нетрудно догадаться.
Если проблем с регистрацией в качестве абонента в Системе не возникло, вам выдали работоспособный ключ и у инспектора нет подозрений в ненадежности системы, - компании открыта дорога в светлое электронное будущее.