ДОХОДЫ ТСЖ
Письмо Минфина РФ от 27.04.2010 N 03 05 05 02/28
В очередной раз финансисты подчеркнули, что ТСЖ не учитывает в составе доходов только поступления, указанные в ст. 251 НК РФ: вступительные, членские взносы, пожертвования, а также отчисления на формирование резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу его членами. Эти суммы не нужно вписывать в графу 4 раздела 1 ²Доходы и расходы⌡ книги учета доходов и расходов организаций и ИП, применяющих УСНО.
Однако, отметили чиновники, суммы платежей собственников жилья за жилищнокоммунальные услуги, поступающие на счет организации, должны учитываться в составе ее доходов. Если ТСЖ применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, то платежи на оплату коммунальных услуг (например, плата за счет, горячую и холодную воду, вывоз мусора и т. п.) одновременно с отражением их в доходной части ТСЖ принимает к вычету в составе расходов, так как они перечисляются соответствующим организациям, оказывающим эти услуги (см. также Письмо УФНС по г. Москве от 18.02.2010 N 1615/017557.2).
ТСЖ ДОСТРАИВАЕТ ДОМ
ПИСЬМО УФНС ПО Г. МОСКВЕ ОТ 29.12.2009 N 1615/138777
В данном письме специалисты УФНС по г. Москве разъяснили порядок налогообложения средств, собираемых товариществом, созданным в строящемся доме и применяющим УСНО, в виде целевого взноса на время достройки многоквартирного дома. Чиновники указали, что такая деятельность ТСЖ, как контроль за завершением строительства (прописана в уставе), не является основной для товарищества, поэтому не подтверждает целевой характер сборов денежных средств с будущих собственников квартир. Следовательно, полученные денежные средства должны учитываться в доходах ТСЖ на основании ст. 346.15 НК РФ.
Делая такой вывод, чиновники опирались на положения ЖК РФ (собственники должны вносить ТСЖ обязательные платежи за содержание и ремонт общего имущества, за коммунальные услуги, размер которых определяется на основании сметы доходов и расходов), а также Федерального закона от 30.12.2004 N 214ФЗ ²Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ⌡ (до подписания застройщиком и участником долевого строительства передаточного акта именно застройщик обязан нести бремя содержания помещения, а не будущие собственники).
РЕЗЕРВ НА РЕМОНТ ТСЖ
Письмо УФНС по г. Москве от 18.02.2010 N 1615/017557.1
Московские налоговики ничего не добавили к написанному в НК РФ по поводу порядка формирования резерва на ремонт ТСЖ, отчисления в который не облагаются налогом на прибыль на основании п. 2 ст. 251 НК РФ. Чиновники привели выдержки из пп. 1 п. 2 ст. 251 и ст. 324 НК РФ, но оставили за кадром тот факт, что общее имущество, резерв на ремонт которого формируется, не является ни основными средствами, ни амортизируемым имуществом ТСЖналогоплательщика, что ставит под сомнение саму возможность применять на практике названные нормы в их совокупности.
ЛЬГОТА ПО НДС И НЕЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ
Письмо Минфина РФ от 21.05.2010 N 03 07 07/29
В прошлом номере журнала мы опубликовали мнение сотрудника финансового ведомства о возможности применения льгот, предусмотренных пп. 29 и 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, управляющей организацией в отношении реализации услуг и работ собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме.
Аналогичным образом оказание услуг (выполнение работ) для юридических лиц - собственников жилых и нежилых помещений в много
квартирном доме не является препятствием для освобождения операций от обложения НДС. Именно об этом говорится в рассматриваемом разъяснении. Добавим, что в нем Минфин вновь подчеркнул: от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются операции по реализации вышеуказанных работ (услуг), осущест
вляемые в том числе управляющими организациями по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих работ (услуг) у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).
Ранее аналогичное разъяснение было дано в Письме от 30.04.2010 N 03 07 07/21.
УЧЕТ НДС ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ЛЬГОТЫ
Письмо Минфина РФ от 19.05.2010 N 03 07 07/26
Если управляющая организация и ТСЖ применяют налоговые льготы, предусмотренные пп. 29 и 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, то суммы НДС по коммунальным услугам, работам (услугам) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме не подлежат вычету и включаются управляющими организациями и ТСЖ в стоимость приобретения работ (услуг). Эти суммы, согласно разъяснениям Минфина, учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности и отражаются на счетах бухгалтерского учета в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов.
РАЗЪЯСНЕНИЯ ПЛЕНУМОВ ВС РФ И ВАС РФ
Постановление Пленума ВС РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010
Рассматриваемый документ издан в целях обеспечения единообразного применения судами законодательства о возникновении, прекращении и защите права собственности и других вещных прав. Обратим внимание на некоторые положения, актуальные для отрасли ЖКХ.
Право хозяйственного ведения. Судьи подчеркнули, что право хозяйственного ведения на недвижимое имущество возникает только с момента его государственной регистрации (акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием либо договора о приобретении имущества достаточно только в отношении движимого имущества). Собственник, передав во владение унитарному предприятию имущество, не вправе распоряжаться им независимо от наличия или отсутствия согласия такого предприятия.
Права на земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома. Судьи окончательно определили, что какихлибо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется. Однако, если земельный участок еще не сформирован и не прошел кадастровый учет, земля под домом находится в собственности публичноправового образования, которое не вправе ею распоряжаться, в то время как собственники помещений в доме могут владеть и пользоваться такой землей в целях эксплуатации многоквартирного дома. Если орган власти сформировал земельный участок, разработал документацию по планировке территории, издал решение о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка, в результате чего право на земельный участок возникло у третьих лиц, собственники помещений вправе оспорить в судебном порядке это право.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ ПОД ДОМОМ
Письма Минэкономразвития РФ от 07.04.2010 N Д231207, от 01.04.2010 N Д231105
Право собственности возникает с момента проведения кадастрового учета (после 01.03.2005) либо с даты вступления в силу ЖК РФ (если участок был сформирован и прошел кадастровый учет ранее). Государственная регистрация права собственности на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, носит право подтверждающий, а не правоустанавливающий характер и проводится по желанию правообладателей. Следовательно, только с моментом возникновения права собственности, а не с моментом его государственной регистрации связано возникновение у собственников помещений такой обязанности, как уплата земельного налога.
При этом действующим законодательством не предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по уведомлению собственников помещений в многоквартирном доме о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, входящего в состав общего имущества такого дома.
Получается, что собственникам помещений, исчисляющим налог самостоятельно (организациям и индивидуальным предпринимателям), целесообразно интересоваться, поставлен ли соответствующий земельный участок на кадастровый учет, в целях своевременного исполнения обязанностей налогоплательщика.