В июле 2010 года принят Федеральный закон *(1), вносящий большое количество поправок в часть 1 Налогового кодекса. Некоторые нововведения вступают в силу с 1 января 2011 года, но большинство начнет действовать со 2 сентября текущего года и будет распространяться на правоотношения, возникшие с начала 2010 года.
Поправки, которые внес Закон N 229-ФЗ, коснулись многих аспектов взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов. Например, внедрения электронного документооборота между этими субъектами налоговых отношений, изменения порядка предоставления отсрочек либо рассрочек по уплате налогов, пеней и штрафа, инвестиционного налогового кредита. Также значительные изменения были внесены в главу 16 Налогового кодекса, предусматривающую ответственность за налоговые правонарушения. Подробнее о них читайте на с. 38.
Дорогу электронному документообороту!
Организации использовали электронные документы в своей деятельности и раньше. С вступлением в силу Закона N 229-ФЗ сфера их применения расширилась. Измененная статья 23 Налогового кодекса теперь предусматривает, что компании могут направлять в инспекции не только лично, через своего представителя, по почте, но и в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи*(2) следующие сообщения:
- об открытии или о закрытии счетов;
- обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях;
- обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ;
- обо всех обособленных подразделениях на территории РФ, через которые прекращается деятельность этой организации;
- о реорганизации и ликвидации компании.
При этом в случае предоставления указанных сообщений в электронном виде они должны быть заверены электронной цифровой подписью лица, представившего их, либо его представителя.
Согласно измененной редакции статьи 32 Налогового кодекса налоговый орган вправе передать организации акт совместной сверки в электронном виде. Это необходимо сделать в течение следующего дня после дня его составления*(3).
Таким же образом налоговики могут теперь передать компании и налоговое уведомление*(4).
В связи с расширением электронного документооборота изменилось понятие "налоговая декларация". В новой редакции статьи 80 Налогового кодекса оно означает следующее:
Налоговый кодекс Российской Федерации
Статья 80
Кроме того, при сдаче декларации (расчета) в электронном виде копия документа, подтверждающего полномочия представителя на ее (его) подписание, теперь может быть представлена таким же образом*(5).
Порядок постановки и снятия с учета организаций, в том числе иностранных, подробно прописан в статьях 83 и 84 Налогового кодекса. Напомним, что ранее такие положения содержала статья 144. С вступлением в силу Закона N 229-ФЗ данная норма отменена.
Отсрочка (рассрочка) по уплате налога или сбора
Существенные изменения внесены в главу 9 Налогового кодекса. Согласно новой редакции статьи 61 Кодекса организация, претендующая на изменение срока уплаты налога или сбора, вправе одновременно с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по ним подать в инспекцию заявление о предоставлении инвестиционного налогового кредита*(6).
В статью 64 Кодекса внесены следующие изменения. Уточнено, кому может быть предоставлена отсрочка либо рассрочка по уплате налога.
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ
Статья 1
Данная норма теперь содержит положение, ограничивающее сумму отсрочки (рассрочки). Так, она не может превышать стоимости чистых активов организации, если отсрочка (рассрочка) компании предоставляется по одному из следующих оснований:
- причинение организации ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
- угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) общества в случае единовременной уплаты им налога;
- производство и (или) реализация товаров, работ или услуг компанией носит сезонный характер;
- наличие оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, установленных таможенным законодательством РФ.
Заявление о предоставлении отсрочки и рассрочки организация подает в уполномоченный орган (копию которого в пятидневный срок со дня его подачи в указанный орган направляет в налоговый орган по месту своего учета).
К нему должны быть приложены следующие документы:
- справка налоговой инспекции по месту учета организации о состоянии ее расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;
- справка налоговой инспекции по месту учета общества, содержащая перечень всех открытых ему счетов в банках;
- справки банков о ежемесячных оборотах денег за каждый месяц из предшествующих подаче данного заявления 6 месяцев по счетам компании в банках, а также о наличии расчетных документов, помещенных в картотеку неоплаченных, либо об их отсутствии в таковой;
- справки банков об остатках денег на всех расчетных счетах организации;
- перечень контрагентов общества - дебиторов с указанием цен договоров, заключенных с ними, и сроков их исполнения, а также копии самих договоров;
- обязательство компании, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый график погашения организацией задолженности;
- документы, подтверждающие наличие оснований изменения срока уплаты налога*(7). К ним относятся, в частности, заключение о факте наступления обстоятельств непреодолимой силы, акт оценки причиненного компании в результате этого ущерба. Данные документы должны быть составлены органом власти либо организацией, уполномоченными в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций*(8). Отметим, что статья 64 Налогового кодекса в старой редакции такого перечня документов не содержала.
Кроме того, теперь по требованию уполномоченного органа компания должна направить ему документы об имуществе, которое может быть предметом залога, либо поручительство*(9). Решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) уплаты налога принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня получения заявления от общества*(10) (до 2 сентября текущего года этот срок был равен 1 месяцу).
Важен и тот момент, что на региональном и местном уровнях теперь могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки уплаты не только региональных и местных налогов, но также пеней и штрафов.
Инвестиционный налоговый кредит
Налоговым кодексом установлено, что инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу (одному или нескольким) с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов*(11). Основания следующие:
- проведение компанией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ (НИОКР) либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами и (или) повышение энергетической эффективности производства товаров, выполнения работ, оказания услуг;
- осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;
- выполнение обществом особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению;
- выполнение организацией государственного оборонного заказа;
- направление организацией инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности, в том числе многоквартирных домов, и (или) относящихся к возобновляемым источникам энергии, и (или) относящихся к объектам по производству тепловой энергии, электрической энергии, имеющим коэффициент полезного действия более чем 57 процентов, и (или) иных объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность*(12).
Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся плательщиком: налога на прибыль, налога на имущество и земельного налога. Срок предоставляемого кредита может быть установлен от одного года до 5 лет.
Внесенные изменения в статью 67 Налогового кодекса увеличивают сумму инвестиционного налогового кредита с 30 до 100 процентов стоимости приобретенного компанией оборудования, используемого, в частности, для повышения эффективности производства, проведения НИОКР или технического перевооружения собственного производства*(13). Кроме того, решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита принимается теперь уполномоченным органом в течение 30 дней со дня получения заявления от общества*(14), а не одного месяца, как это было раньше.
Списание долгов
Закон N 229-ФЗ полностью изменил редакцию статьи 59 Налогового кодекса. Она получила также новое название - "Признание недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание" вместо "Списание безнадежных долгов по налогам и сборам". Теперь в ней предусмотрены случаи, когда это признание возможно, в частности:
- ликвидация организации - в части задолженности, не погашенной по причине недостаточности имущества фирмы и (или) невозможности погашения долгов учредителями (участниками) компании в установленных пределах и порядке;
- принятие судом акта, согласно которому налоговая инспекция утрачивает возможность взыскания задолженности в связи с истечением установленного срока ее взыскания, в том числе вынесение судом определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании долга*(15).
Измененная норма содержит также перечень органов власти, которые могут принимать решения о признании задолженности безнадежной. В него входят налоговые органы по месту нахождения организации либо по месту ее учета и таможенные органы.
Кроме того, региональные и местные органы власти могут теперь устанавливать дополнительные основания признания задолженности безнадежной по региональным и местным налогам.
*(1) Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ (далее - Закон N 229-ФЗ)
*(2) подп. "г" п. 4 ст. 1 Закона N 229-ФЗ
*(3) подп. "а" п. 7 ст. 1 Закона N 229-ФЗ
*(4) п. 13 ст. 1 Закона N 229-ФЗ
*(5) подп. "г" п. 29 ст. 1 Закона N 229-ФЗ
*(6) п. 17 ст. 1 Закона N 229-ФЗ
*(7) подп. "д" п. 20 ст. 1 Закона N 229-ФЗ
*(8) подп. "е" п. 20 ст. 1 Закона N 229-ФЗ
*(9) подп. "е" п. 20 ст. 1 Закона N 229-ФЗ
*(10) подп. "ж" п. 20 ст. 1 Закона N 229-ФЗ
*(11) п. 1 ст. 66 НК РФ
*(12) п. 1 ст. 67 НК РФ
*(13) подп. "а" п. 21 ст. 1 Закона N 229-ФЗ
*(14) подп. "в" п. 21 ст. 1 Закона N 229-ФЗ
*(15) п. 14 ст. 1 Закона N 229-ФЗ