В КоАП РФ внесены некоторые изменения, направленные на установление ответственности проверяющих органов при проверках хозяйствующих субъектов, а также на смягчение ответственности для последних за допущенные нарушения, выявленные при проверках.
Одним из видов административных наказаний является предупреждение. Однако до сих пор оно применялось недостаточно широко, так как не было однозначно ясно, в каких ситуациях это возможно. Например, в Постановлении ФАС ДВО от 23.01.2009 N Ф03-6398/2008 суд высказал мнение, что предупреждение как мера административного наказания применяется только при совершении административных правонарушений, не представляющих значительную общественную опасность и не повлекших причинения значительного вреда.
К сведению. Постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения исполняется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, путем вручения или направления копии постановления в соответствии со ст. 29.11 КоАП РФ.
Теперь в ст. 3.4 КоАП РФ поясняется, что представляет собой предупреждение как мера административного наказания. К тому же сфера его применения значительно расширена. Например, теперь если налогоплательщик нарушил установленные законодательством о налогах и сборах сроки представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, то к нему вместо прежнего обязательного наложения на его должностных лиц административного штрафа в размере от 300 до 500 руб. может быть применено предупреждение. Выбор, разумеется, за контролирующими органами.
Также вместо того, чтобы "ударить рублем", чиновники могут вынести предупреждение в таких случаях, как:
- осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) (ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ);
- продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением требований технических регламентов и санитарных правил (ст. 14.4 КоАП РФ);
- продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники (ст. 14.5 КоАП РФ);
- нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы (ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ);
- нарушение правил продажи отдельных видов товаров (ст. 14.15 КоАП РФ);
- нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе (п. 1 ст. 15.3 КоАП РФ);
- нарушение установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации (ст. 15.4 КоАП РФ).
Конечно, надо обратить внимание на то, что предупреждение может быть вынесено только в том случае, если нарушение совершено впервые. Если за подобное нарушение уже выносилось предупреждение или применялось наказание, связанное с уплатой штрафа, предупреждение назначать нельзя. Так или иначе, по нашему мнению, данные поправки существенно увеличили пресловутую коррупционную составляющую при применении КоАП РФ. Ведь организации вместо того, чтобы заплатить штраф в размере до 40 000 руб. за неиспользование ККТ, может оказаться гораздо проще рассчитаться с чиновником суммой, например, в четыре раза меньшей, и никак не оформлять ее, а тот (в качестве ответного жеста) ограничится вынесением предупреждения.
Тем более что неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей, обойдется теперь должностным лицам проверяемой организации в два раза дороже (внесены изменения в ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ).
С другой стороны, в новой ст. 19.6.1 КоАП РФ как баланс установлены меры административной ответственности для должностных лиц органов государственного контроля (надзора) за нарушения законодательства при его проведении. В их число также входит предупреждение, а выносить его, как и применять другие меры ответственности, предусмотренные в данной статье, имеют право судьи (изменена ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).
Следует учитывать, что дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.6.1 КоАП РФ, возбуждается прокурором. Соответствующее изменение внесено в ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ.
Стоит заметить также, что предупреждение может теперь выноситься за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде. Данная норма включена в ст. 19.7 КоАП РФ.
Эта статья до сих пор не распространялась на ч. 4 ст. 14.28, ст. 19.7.1, 19.7.2, 19.7.3, 19.7.4, 19.8, 19.19 НК РФ, а теперь еще и на новую ст. 19.7.5, которая устанавливает ответственность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за нарушение установленного порядка представления уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности. Соответствующие дела рассматриваются в суде (изменена ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ). Протоколы о таких административных правонарушениях в соответствии с изменением, внесенным в ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ (добавлен п. 92), составляют должностные лица федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление приема и учета указанных уведомлений.
Напомним, что согласно п. 3-5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности", такими федеральными органами в лице их территориальных органов являются:
- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
- Федеральное медико-биологическое агентство;
- Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.
Все указанные изменения вступают в силу с момента опубликования данного закона (на момент выхода журнала он еще не был опубликован).