Пенсионный фонд готовится к проведению проверок страхователей. Начал он с организационных вопросов. С этой целью и выпущены два документа, призванные пояснить территориальным органам на местах, как проводить проверки. Это Распоряжение от 11.05.2010 N 127р (далее - Рекомендации) и Распоряжение от 05.05.2010 N 120р (далее - Методические рекомендации). Их анализ показывает, что в значительной степени они просто повторяют нормы Закона о страховых взносах*(1). Но есть и дополнения. На них мы и остановимся.
В пункте 1.3 Рекомендаций сказано, что выездная проверка проводится на основании решения территориального органа ПФР. Это указание практически повторяет норму ч. 2 ст. 35 Закона о страховых взносах. Не стоит, однако, забывать, что согласно ч. 3 ст. 33 Закона о страховых взносах территориальные органы ПФР и территориальные органы ФСС обязаны проводить выездные проверки плательщиков страховых взносов. Закон почти не конкретизирует, как это должно происходить, лишь требует, чтобы данные органы согласовывали свои ежегодные планы проведения выездных проверок.
Очевидно, что проверяющие каким-то образом должны согласовать между собой непосредственно момент начала проверки по месту нахождения проверяемых и прибыть туда одновременно, иначе требование ч. 3 ст. 33 Закона о страховых взносах о совместном проведении проверок может остаться пустым звуком.
Тем не менее перед началом проведения проверки контролеры предъявят страховщику сразу два экземпляра решения о проведении выездной проверки: по форме 9-ПФР (проверяющие из Пенсионного фонда) и по форме 9-ФСС (проверяющие из ФСС). Эти формы утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N 957н.
Проводить выездную проверку ПФР рекомендует не чаще чем один раз в три года (п. 1.5 Рекомендаций). Однако такая рекомендация не совсем точна. Ведь из нее следует, что территориальный орган может проводить проверки страхователя и чаще. Но это противоречит ч. 10 ст. 35 Закона о страховых взносах, которая категорична: выездная проверка плательщика страховых взносов проводится органом контроля за уплатой страховых взносов не чаще чем один раз в три года.
Оснований для проведения более частых выездных проверок в законе не предусмотрено, за исключением случаев реорганизации или ликвидации организации (ч. 20 ст. 35 Закона о страховых взносах).
Также неопределенно ПФР высказался о периоде, за который может быть проведена проверка (п. 5.1 Рекомендаций). Однако и в этом случае Закон о страховых взносах предельно четок: может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении выездной проверки (ч. 9 ст. 35).
В разделе VI Рекомендаций, касающемся сроков проведения выездной проверки, их составители несколько раз употребляют слово "целесообразно", по нашему мнению, безосновательно, так как соответствующие нормы Закон о страховых взносах регламентирует вполне однозначно, не давая возможности трактовать их с позиций какой-либо целесообразности.
Исходя из п. 5.1 Рекомендаций, можно понять, что территориальные органы ПФР будут, как правило, назначать проверки таким образом, чтобы они охватывали календарные года полностью, проверять менее четырех расчетных периодов календарного года не рекомендуется.
Первое предложение п. 5.1 Рекомендаций может показаться неясным. Более четко то же самое сказано в ч. 18 ст. 35 Закона о страховых взносах: общий срок приостановления проведения выездной проверки не может превышать шесть месяцев.
Интерес вызывает список документов, которые могут потребовать проверяющие во время выездной проверки страховых взносов. Он приведен в п. 7.1 Рекомендаций. На наш взгляд, он несколько чрезмерен с точки зрения проверок начисления и уплаты именно страховых взносов. Но следует учитывать, что в соответствии с ч. 22 ст. 35 Закона о страховых взносах при проведении выездной проверки у плательщика страховых взносов могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном ст. 37 данного закона.
Тем не менее напомним, что согласно ч. 21 ст. 35 Закона о страховых взносах плательщику страховых взносов вменяется в обязанность обеспечение возможности ознакомления должностных лиц органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящих выездную проверку, с документами, связанными именно с исчислением и уплатой страховых взносов.
Кстати, забегая вперед, отметим, что это же подчеркивается в п. 2.3 Методических рекомендаций.
Специалисту территориального органа ПФР рекомендуется в случае необходимости вызывать на основании письменного уведомления плательщиков страховых взносов для дачи пояснений по вопросам уплаты (перечисления) ими страховых взносов (п. 7.3 Рекомендаций). Это корреспондирует пп. 3 ч. 1 ст. 29 Закона о страховых взносах, где указано, что органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право вызывать на основании письменного уведомления плательщиков страховых взносов для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) ими страховых взносов либо с проверкой правильности уплаты страховых взносов, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства РФ о страховых взносах.
Форма уведомления должна соответствовать форме, приведенной в приложении 11 к Приказу Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N 957н.
Обратите внимание! В настоящее время в Государственной думе рассматривается законопроект N 342098-5. Он, в частности, предусматривает, что органы контроля вправе будут вызывать плательщиков страховых взносов для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) ими страховых взносов либо с проверкой правильности уплаты страховых взносов только в случаях, если представленные плательщиками взносов сведения являются неполными или носят противоречивый характер. Очевидно, что неполноту или противоречивость сведений необходимо будет обосновать.
В свою очередь, плательщики страховых взносов обязаны представлять упомянутые документы (пп. 4 ч. 2 ст. 28 Закона о страховых взносах).
Обращает на себя внимание предоставление территориальному органу ПФР в конкретных случаях возможности определять суммы страховых взносов, подлежащие уплате (перечислению) плательщиком страховых взносов, расчетным путем на основании имеющейся у него информации о плательщике страховых взносов, а также данных об иных аналогичных плательщиках страховых взносов.
В пункте 8.5 Рекомендаций уточняется, что при направлении акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой рабочий день с даты отправки заказного письма. В данном случае воспроизводится норма ст. 38 Закона о страховых взносах, в которой, однако, отсутствует слово "рабочий". Но о дополнении закона здесь речи не идет, так как согласно ч. 6 ст. 4 Закона о страховых взносах срок, определенный днями, исчисляется для целей применения этого закона в рабочих днях, если для каких-либо ситуаций срок специально не установлен в календарных днях.
В пункте 9.2 Рекомендаций сказано о десятидневном сроке, в течение которого руководитель территориального органа ПФР (его заместитель) должен рассмотреть акт выездной налоговой проверки и принять решение по данному акту и представленным возражениям к нему. Не следует забывать, что ч. 1 ст. 39 Закона о страховых взносах допускает продление названного срока, но не более чем на один месяц. Возможные мотивы такого продления нигде не указываются.
Лицо, в отношении которого проводилась проверка, должно быть извещено о времени и месте рассмотрения материалов проверки. В пункте 9.3 Рекомендаций подчеркивается, что это необходимо сделать письменно.
В Методических рекомендациях интерес вызывают разъяснения об ответственности, которая наступает за непредставление или неполное представление расчетов по страховым взносам. Так, уточняется, что, если расчеты не представлялись в течение более одного отчетного периода, штраф назначается за каждый пропущенный отчетный период.
Сумма, с которой взыскивается штраф в таких ситуациях, в Методических рекомендациях несколько отличается от суммы, указанной в ч. 1 ст. 46 Закона о страховых взносах: это сумма, начисленная за отчетный период, а не сумма, подлежащая уплате (доплате) на основе не представленного в срок расчета.
Напомним, что согласно ч. 2 ст. 10 Закона о страховых взносах отчетным и периодами признаются I квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год. Получается, что если руководствоваться Методическими рекомендациями, то при расчете штрафа, например, за полугодие необходимо взять за базу всю сумму начисленных за полугодие взносов (с начала календарного года). Если же делать правильно, то есть по Закону о страховых взносах, то в сумму для расчета штрафа нужно включить лишь взносы, начисленные к доплате за II квартал, дополнительно к взносам, начисленным за I квартал. Можно констатировать, что составителям Методических рекомендаций в данном случае лучше было бы просто воспроизвести норму Закона о страховых взносах.
Так как согласно ч. 1 ст. 46 Закона о страховых взносах штраф за непредставление расчета не может составлять менее 100 руб., уточнено, что за непредставление нулевого расчета, то есть если сумма начисленных страховых взносов отсутствует (равна нулю), штраф назначается именно в размере 100 руб.
Однако отметим, что в соответствии с ч. 2 ст. 46 Закона о страховых взносах непредставление плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов в течение более 180 календарных дней по окончании установленного данным законом срока представления такого расчета влечет взыскание штрафа в размере 30% суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, и 10% суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц начиная с 181-го календарного дня, но не менее 1000 руб. То есть по истечении данных сроков за непредставление нулевой декларации будет наложен штраф в размере не 100, а 1000 руб.
В Методических рекомендациях обращается внимание на то, что ст. 47 Закона о страховых взносах может быть применена только в случае доначисления страховых взносов при обнаружении ошибок или совершения плательщиком страховых взносов других неправомерных действий. То есть, если плательщик страховых взносов не допустил в расчете ошибок, но не уплатил суммы, подлежащие уплате по данному расчету, к ответственности, предусмотренной названной статьей, он не привлекается.
Примечательно и указание в Методических рекомендациях на то, что ст. 47 Закона о страховых взносах не применяется даже в случае занижения суммы страховых взносов из-за неправомерных действий плательщика, если имеется возникшая ранее переплата по тому же виду страхования.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".