АГЕНТСКАЯ СХЕМА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
Письмо Минфина РФ от 20.10.2010 N 03 11 06/2/160
Минфин продолжает информировать управляющие организации о том, что в части оказания коммунальных услуг они могут позиционировать себя в качестве посредников, действующих в интересах собственников помещений в многоквартирном доме. В этом случае в состав налогооблагаемых доходов при применении как общей системы налогообложения, так и УСНО входит только сумма агентского вознаграждения, которая традиционно включается в размер платы за содержание и ремонт общего имущества. Однако агентская схема не безупречна. Ее применение требует педантичного соблюдения разнообразных "условностей": начиная от требований, предъявляемых к содержанию посреднического договора, заключенного с собственниками помещений, и заканчивая требованиями относительно даты заключения этого договора. Подробнее о нюансах перехода на посреднические взаимоотношения с собственниками помещений в части обеспечения их коммунальными ресурсами читайте
на стр. 24.
ПРАВО ОБЩЕЙ ДОЛЕВОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК
Письмо Минэкономразвития РФ от 27.08.2010 N Д233403
По мнению сотрудников Минэкономразвития, сформированному с учетом положений федеральных законов от 29.12.2004 N 189ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", от 21.07.1997 N 122ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также судебной практики, право общей долевой собственности на земельный участок, занятый многоквартирным домом, возникает с даты постановки этого участка на государственный кадастровый учет. Относительно государственной регистрации права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, включая земельный участок, в письме отмечено, что таковая носит правоподтверждающий, а не правообразующий характер и осуществляется в заявительном порядке. Следовательно, как только земельный участок сформирован, каждый собственник помещений многоквартирного дома становится его полноправным собственником (в соответствующей доле). Данное обстоятельство порождает возникновение обязанности у собственников помещений в части уплаты земельного налога, что, кстати, подтверждено Минфином в Письме от 30.12.2009 N 03 05 05 02/88. Принятие описанного выше порядка возникновения прав собственности на земельный участок и обязанностей по уплате земельного налога не мешает финансовому ведомству вводить в заблуждение ТСЖ в части необходимости исчисления и уплаты земельного налога в бюджет. Так, в Письме Минфина РФ от 19.05.2010 N 03 05 06 02/48 указывается, что основанием для взимания земельного налога является документ, подтверждающий право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования. Следовательно, до переоформления права пользования земельным участком в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме в установленном порядке (прекращение права у ТСЖ и возникновение права собственности у собственников помещений) плательщиком земельного налога в отношении земельного участка признается ТСЖ. О том, что ТСЖ не относится к категории плательщиков земельного налога по определению (не является собственником земельного участка, не обладает правами постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения), неоднократно сообщалось на страницах нашего журнала.
ПРИМЕНЕНИЕ ЛЬГОТЫ ПО НДС
Письмо Минфина РФ от 16.11.2010 N 03 07 11/437
В прошлом номере журнала в статье Е. В. Емельяновой "Договор между ТСЖ и управляющей организацией" была затронута весьма интересная тема . правовой статус договора, на основании которого ТСЖ привлекает управляющую организацию к оказанию услуг и выполнению работ, связанных с управлением многоквартирным домом. Напомним, что автор, проанализировав ситуацию, пришел к выводу: такой договор не является договором управления. В Письме Минфина РФ от 16.11.2010 N 03 07 11/437 данная ситуация тестируется на возможность применения управляющей организацией льготы по НДС согласно пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ при осуществлении операций в рамках такого договора. В нем финансисты указывают, что в силу ЖК РФ организация признается управляющей только при осуществлении управления многоквартирным домом по договору управления многоквартирным домом. Получается, что, осуществляя операции по договору возмездного оказания услуг (выполнения работ), заключенному с ТСЖ или ЖСК, управляющая организация не выступает в качестве таковой по данному договору. Согласно приведенной аргументации применять освобождение от обложения НДС в отношении работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) в рамках такого договора (отличного от договора управления многоквартирным домом), финансисты считают неправомерным.
КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ НА СРЕДСТВА ФОНДА И ИСЧИСЛЕНИЕ НДС
Письмо Минфина РФ от 25.10.2010 N 03 07 11/422
Содержание данного письма косвенно подтверждает вывод, сделанный в Постановлении ФАС ЦО от 16.06.2010 по делу N А363918/2009 (подробнее о данном деле читайте в N 8, 2010, статья Е. В. Емельяновой "Налоговая база по НДС . за вычетом бюджетных средств на ремонт"), о том, что НДС следует исчислять только со стоимости капитального ремонта, оплаченного самими собственниками помещений многоквартирного дома. В запросе налогоплательщика основной акцент сделан на том, что полученные им на проведение капитального ремонта средства Фонда полностью перечисляются подрядчику, применяющему УСНО. Минфин, отвечая на вопрос, следует ли в данной ситуации начислять НДС на весь объем работ, выполненных подрядчиком и оплаченных за счет средств Фонда, указал буквально следующее. В случае если денежные средства, получаемые организациями на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, в полном объеме перечисляются подрядчикам, эти денежные средства с оплатой товаров (работ, услуг), реализуемых данными организациями, не связаны и поэтому в налоговую базу по НДС не включаются. Кстати, еще один нюанс. Из контекста письма следует, что данные рекомендации служат руководством к действию для тех организаций, которые поименованы в ст. 20 Федерального закона от 21.07.2007 N 185ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищнокоммунального хозяйства" в качестве получателей средств Фонда, . ТСЖ, ЖСК и управляющих организаций.
ПРОЩЕНИЕ ДОЛГА ФИЗИЧЕСКОМУ ЛИЦУ
Письмо Минфина РФ от 13.11.2010 N 03 03 06/2/197
Если организация приняла решение простить физическому лицу долг, а также пени, штрафы или иные санкции, предусмотренные договором, ей необходимо учесть следующее. В результате прощения долга у физического лица возникает экономическая выгода, которая является доходом, подлежащим обложению НДФЛ, поскольку п. 1 ст. 210 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме. Что касается прощения пеней, штрафов или иных санкций, поводом для включения их величины в налогооблагаемый доход физического лица является признание их последним или присуждение к уплате величины данных санкций на основании решения суда, вступившего в законную силу. Таким образом, суммы штрафов, пеней или иных санкций за нарушение договорных обязательств, прощенных кредитором, являются доходом должника только в случае их признания или присуждения. Если должник не признал суммы штрафов, пеней или иных санкций за нарушение договорных обязательств или отсутствует судебное решение об их присуждении, у должника не возникает экономической выгоды в случае их прощения кредитором. Соответ
ственно, такие суммы не являются доходом должника и, как следствие, не подлежат обложению НДФЛ.
СРОК ПОДАЧИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПЕРЕХОДЕ НА УСНО
Письмо ФНС РФ от 02.11.2010 N ШС373/14713@
Налоговики считают, что пятидневный срок, установленный п. 2 ст. 346.13 НК РФ для уведомления инспекции вновь созданной организацией о своем намерении применять УСНО, является пресекательным. Таким образом, только те вновь созданные организации, которые направили в налоговый орган соответствующее заявление в срок, могут считаться перешедшими на УСНО. Если данная процедура налогоплательщиком нарушена, он не вправе применять УСНО с даты постановки на учет в налоговом органе и "по умолчанию" распознается налоговиками в качестве плательщика налога на прибыль. И это несмотря на то, что судьи из года в год утверждают обратное. Напомним, что внимание данной проблеме было уделено в прошлом номере журнала. Ознакомиться с альтернативным вариантом ее решения можно в статье М. О. Денисовой "Переход на УСНО" на стр. 17.
ИСПРАВЛЕНИЕ ОШИБОК В НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ
Письмо Минфина РФ от 05.10.2010 N 03 03 06/1/627
Согласно положениям п. 1 ст. 54 НК РФ налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за текущий налоговый (отчетный) период, если он выявил ошибки, относящиеся к прошлым периодам, которые привели к излишней уплате налога. Данное положение распространяется на ситуации по обнаружению факта невключения в расчет налоговой базы отдельных расходов. На это указано в рассматриваемом письме. Минфин подтвердил, что к излишней уплате налога на прибыль могут привести в том числе ошибочно не учтенные в момент возникновения расходы. Чиновники рекомендовали налогоплательщику осуществить перерасчет текущей налоговой базы с отражением в составе соответствующей группы (вида) расходов (расходы на оплату труда, амортизация, внереализационные расходы и т. д.) отчетного (налогового) периода суммы выявленных расходов (не учтенных своевременно). В письме также акцентировано внимание на том, что НК РФ не ограничивает срок перерасчета налоговой базы в случае выявления ошибок (искажений), приведших к увеличению налоговой базы и суммы налога. Однако заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога, в том числе вследствие перерасчета налоговой базы в связи с излишней уплатой налога, может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ).