Saldo.ru

Публикации

20 сентября 2018, Четверг
Мастер-СальдоSaldo.ru: Бухгалтерский сервер Вход для своих
Стань своим на Saldo.ru
Забыли пароль?

Вы здесь: Saldo.ru / Бухгалтерские новости / Публикации

Публикации

Просим вас ставить ваши оценки опубликованным материалам


Версия для печати 
Шрифт:
Журнал "Главбух"
Издательский дом "Главбух"

Что изменилось в учете и налогообложении

Налоговое законодательство будет разъяснять Минфин России

Минфиновцы и раньше выпускали разъяснительные письма, как и налоговики. И мы не раз писали: когда разъяснения невыгодны для налогоплательщика, вы вправе их игнорировать. Если же рекомендации в вашу пользу, ими можно руководствоваться.
Причем организацию, которая следовала письменным указаниям чиновников, нельзя обвинить в том, что она нарушила налоговое законодательство. Об этом четко сказано в подпункте 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса РФ.
Но, согласно поправкам, внесенным в Налоговый кодекс РФ, со 2 августа 2004 года надо пользоваться именно минфиновскими рекомендациями. А как же старые письма этого ведомства? Имеют ли они силу? И можно ли, не боясь претензий проверяющих, следовать указаниям налоговиков?
За ответами на эти вопросы мы обратились к РОМАНЧЕНКО Людмиле Ивановне, адвокату Московской адвокатской палаты:

- Указ президента об изменении структуры исполнительной власти вступил в силу еще в марте. Почему МНС продолжает выпускать разъяснительные письма?
- Понимаете, в указе Президента РФ ≤ 314 от 9 марта 2004 года прописано, что налоговое ведомство реорганизуют только после того, как будет принят соответствующий федеральный закон. Это связано с тем, что необходимо внести изменения в Налоговый кодекс и другие нормативные документы: заменить МНС на Минфин. Этот закон, как вы знаете, президент подписал только 29 июня. А поправки, которые вносятся в Налоговый кодекс, вступят в силу 2 августа.
- Итак, МНС скоро перестанет существовать. Пока это не произошло, письма какого ведомства организация может использовать в работе?
- Вообще письма не являются нормативными документами. Поэтому бухгалтер не обязан ими руководствоваться. Однако если в письмах есть рекомендации в пользу налогоплательщика, можно смело их применять в работе. При этом не важно, какое ведомство разъяснило законодательство - МНС или Минфин.
- А как же статья 111 Налогового кодекса? В ней говорится, что организация освобождается от ответственности, если она выполняла указания ведомства, которое вправе разъяснять законодательство. Можно ли быть уверенным, что фирме ничего не грозит, если и до 2 августа она руководствовалась письмами Минфина?
- Я считаю, что, пока МНС не реорганизовано, именно оно является налоговым органом и именно оно имеет право давать рекомендации. Поэтому в принципе при проверке к фирме могут придраться, если до 2 августа она поступала так, как указывал в своих письмах Минфин. Однако судебная практика все же сложилась в пользу налогоплательщиков. Организации, следовавшие советам финансового ведомства, суд обычно освобождал от ответственности.
- Смогут ли организации ссылаться на старые письма МНС после 2 августа 2004 года?
- Конечно, ведь МНС выпускало письма, когда оно было вправе давать рекомендации. Следовательно, разъяснения налогового ведомства можно будет использовать и после реорганизации.
- МНС и Минфин нередко отвечают на частные запросы налогоплательщиков. Может ли фирма руководствоваться письменными ответами чиновников, адресованными другому налогоплательщику?
- Организация имеет право использовать ответы на частные запросы других предприятий. Такую точку зрения высказал Пленум Высшего арбитражного суда в постановлении от 28 февраля 2001 г. ≤ 5. Суд указал, что не имеет значения, кому адресовано разъяснение налоговиков: участнику спора или неопределенному кругу лиц. В любом случае фирма, которая руководствовалась письменными рекомендациями, освобождается от ответственности на основании статьи 111 Налогового кодекса РФ.
- Но законодательство трактуют не только министерства, но и сотрудники инспекций. Освобождают ли фирму от ответственности письменные рекомендации, которые дают налоговики на местах?
- Да, освобождают. Ведь инспекции вправе давать письменные и устные разъяснения налогоплательщикам. Это предусмотрено Налоговым кодексом. Такое же право останется у инспекций и после реорганизации МНС.
Федеральный закон от 29 июня 2004 г. ≤ 58-ФЗ опубликован в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" ≤ 24, 2004, а также в журнале "Документы и комментарии" ≤ 14, 2004.

НДС можно зачесть, когда придет счет-фактура

Специалисты финансового ведомства утверждают, что "входной" НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) следует принимать к вычету в том месяце, когда был получен соответствующий счет-фактура. Все это говорится в письме Минфина России от 23 июня 2004 г. ≤ 03-03-11/107.
Это хорошая новость для тех фирм, которые получают счета-фактуры от поставщиков со значительным опозданием. Дело в том, что, по мнению МНС России, счет-фактуру нужно непременно регистрировать в книге покупок того месяца, которым датирован полученный документ. Значит, если счет-фактура поступил к покупателю спустя несколько месяцев, бухгалтер должен исправить записи в книге покупок и сдать уточненную декларацию по НДС. Об этом требовании налоговиков мы подробно рассказали в журнале "Главбух" ≤ 9, 2004 на странице 63.
Позиция же, изложенная в новом письме Минфина России, освобождает бухгалтера от лишних хлопот. Ведь ему не придется исправлять книгу покупок и нести в инспекцию уточненную декларацию, если он зарегистрирует счет-фактуру в том периоде, в котором эта бумага поступила от продавца.
А чтобы избежать спора с налоговиками, мы советуем заручиться документом, подтверждающим, в какой момент был получен счет-фактура. Это может быть конверт со штемпелем, указывающим на дату доставки счета-фактуры по почте, или, скажем, расписка курьера.
Письмо Минфина России от 23 июня 2004 г. ≤ 03-03-11/107 опубликовано в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" ≤ 27, 2004.

Внесены невыгодные поправки в главу 29 Налогового кодекса РФ

30 июня 2004 года президент подписал Федеральный закон ≤ 60-ФЗ, внесший поправки в главу 29 "Налог на игорный бизнес" Налогового кодекса РФ. Изменения коснулись правил, по которым нужно рассчитывать налог при покупке или продаже игровых столов, автоматов, касс тотализаторов и букмекерских контор, а также порядка регистрации любого из этих объектов.
Начнем с правил расчета налога. С 1 сентября 2004 года игорные заведения уже не смогут воспользоваться недоработкой законодателей, позволявшей в течение восьми месяцев (с января по август 2004 года включительно) уменьшать размер налога в два раза. Напомним, что такую лазейку предоставляли пункты 3 и 4 статьи 370 Налогового кодекса РФ. Из первоначальной редакции этих пунктов следовало, что фирма, зарегистрировавшая, скажем, игровой автомат после 15-го числа или снявшая его с учета до этой даты, рассчитывает налог за этот месяц по всем своим автоматам и столам исходя из половины налоговой ставки.
С осени такой льготы уже не будет. По новой редакции пунктов 3 и 4 статьи 370 половинную ставку налога можно применить лишь к тем автоматам, столам и кассам, которые были зарегистрированы или сняты с учета в данном месяце. По остальным же объектам игорного бизнеса налог следует рассчитывать по полной ставке.
Пример 1
ООО "Азарт" к началу месяца имело 20 зарегистрированных игровых автоматов. 18-го числа фирма подала в налоговую инспекцию заявление о регистрации нового игрового автомата.
Поскольку новый автомат зарегистрировали после 15-го числа, ООО "Азарт" рассчитывает налог на игорный бизнес за этот месяц следующим образом.
До 1 сентября 2004 года
общую сумму игровых автоматов, включая вновь зарегистрированный, умножают на половину налоговой ставки (5000 руб.):
(20 автоматов + 1 автомат) x 5000 руб/автомат x 1/2 = 52 500 руб.
После 1 сентября 2004 года
Уменьшенная ставка налога применяется только к вновь зарегистрированному автомату:
1 автомат x 5000 руб/автомат x 1/2 + + 20 автоматов x 5000 руб/автомат = 102 500 руб.
Перейдем к еще одному нововведению, связанному с игорным бизнесом. Сейчас игровые столы, автоматы, а также кассы тотализаторов и букмекерских контор регистрируют по местонахождению организации или ее обособленных подразделений. Начиная с 1 января 2005 года их придется регистрировать в том месте, где они установлены. Причем фирма, не зарегистрированная в том месте, где решили расположить кассу, автомат или стол, должна встать на учет в местной налоговой инспекции за два дня до установки нового объекта налогообложения. Таково требование обновленной редакции пункта 2 статьи 366 Налогового кодекса РФ.
Пример 2
ООО "Фортуна" зарегистрировано в калужской налоговой инспекции. 17-го числа фирма решила открыть кассу тотализатора в городе Дмитрове Московской области. Обособленных подразделений у ООО "Фортуна" там нет.
Чтобы зарегистрировать новую кассу, ООО "Фортуна" действует следующим образом.
До 1 января 2005 года
За два рабочих дня до открытия кассы ООО "Фортуна" представляет заявление о ее регистрации в калужскую налоговую инспекцию.
После 1 января 2005 года
За два рабочих дня до открытия кассы ООО "Фортуна" встает на учет в дмитровской налоговой инспекции и одновременно представляет туда заявление о регистрации кассы.
Федеральный закон от 30 июня 2004 г. ≤ 60-ФЗ опубликован в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" ≤ 25, 2004, а также в журнале "Документы и комментарии" ≤ 14, 2004 опубликована глава 29 Налогового кодекса РФ в редакции данного закона.


Голосов: 1 Средний бал: 4.00
Оцените статью: