Как правильно учесть расходы на бензин, если автомобиль арендуется работодателем у своего сотрудника и используется для нужд организации?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Учет ГСМ для арендованных транспортных средств ведется на основании должным образом оформленных путевых листов.
При этом следует учитывать Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные Минтрансом России.
Обоснование вывода:
По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 606 ГК РФ).
При этом гражданское законодательство предусматривает два вида договора аренды: с экипажем (ст.ст. 632-641 ГК РФ) и без экипажа (ст.ст. 642-649 ГК РФ).
По договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (ст. 632 ГК РФ). По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации (ст. 642 ГК РФ).
Но как в первом, так и во втором случаях гражданским законодательством предусмотрена обязанность арендатора нести расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе расходы на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов и на оплату сборов, если иное не предусмотрено договором аренды (ст. 636, ст. 646 ГК РФ). Поэтому, если договором аренды предусмотрено, что все расходы по содержанию автомобиля несет арендатор, организация вправе расходы по ГСМ и иные расходы на содержание арендуемого автомобиля отнести на затраты, принимаемые в целях налогообложения.
В бухгалтерском учете расходы на приобретение ГСМ при использовании арендуемого автомобиля относятся к расходам по обычным видам деятельности в размере фактических затрат (п.п. 5, 6 ПБУ 10/99 "Расходы организации").
Расходы на ГСМ могут быть учтены в целях налогообложения прибыли в составе материальных расходов (пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ) либо в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, как затраты на содержание служебного транспорта (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Здесь играет роль назначение используемого транспорта - такой вывод сделан в письме УФНС России по г. Москве от 13.04.2007 N 20-12/035154.
В этом письме чиновники налогового ведомства разъясняют, что затраты организации, произведенные по договору аренды транспортного средства, в том числе затраты на приобретение топлива (ГСМ) для обеспечения работы данного автомобиля исходя из фактического пробега автомобиля (с учетом фактического расхода топлива (ГСМ) в производственных целях и стоимости его приобретения), а также затраты на приобретение запасных частей могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль при условии их соответствия критериям, предусмотренным п. 1 ст. 252 НК РФ. То есть списание расходов на ГСМ для служебных автомобилей должно быть не только экономически обосновано, но и документально подтверждено. Аналогичные выводы представлены в письме Минфина России от 15.10.2010 N 03-03-06/1/649.
При этом предусмотренная договором аренды имущества арендная плата относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией товаров, работ или услуг, согласно пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ (письмо Минфина России от 29.11.2006 N 03-03-04/1/806).
Таким образом, при наличии оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации документов, которые подтверждают использование в производственных (служебных) целях арендованного автомобиля и его пробег до места назначения и обратно (договоров с поставщиками (покупателями, заказчиками), путевых листов, актов о показаниях спидометров и т.д.), а также документов, подтверждающих приобретение и оплату бензина и смазочных материалов, организация вправе учитывать в составе расходов на содержание служебного транспорта затраты, связанные с приобретением горюче-смазочных материалов для этого автомобиля, в пределах норм, определенных в технической документации к транспортному средству (письмо УФНС России по г. Москве от 30.01.2009 N 19-12/007413@).
Документальным подтверждением расходов на ГСМ являются:
- путевые листы (иные документы аналогичного характера) (письмо Минфина России от 16.03.2006 N 03-03-04/2/77);
- кассовые чеки, подтверждающие оплату ГСМ (при безналичном расчете - накладные, платежные поручения на оплату ГСМ), талоны на топливо;
- документы, косвенно подтверждающие произведенные расходы (приказ о командировке, авансовые отчеты, из которых можно установить характер командировки, ее продолжительность, а также маршрут следования).
Обратите внимание: в письме УФНС России по г. Москве от 30.06.2010 N 16-15/068679@ сообщено, что "затраты на приобретение бензина по топливным картам не признаются для целей налогового учета в полном размере ни в момент уплаты суммы авансовых платежей в счет предстоящей поставки бензина (приобретение карты), ни в момент отгрузки бензина покупателю в топливный бак и списания с топливных карт количества и стоимости проданного бензина. Это связано с тем, что заправка бензина в автомобильный бак на основании чека терминала автозаправочной станции только подтверждает факт приобретения материальных ценностей в виде бензина, но не подтверждает факт использования бензина определенным автомобилем для определенных целей. Основным документом, подтверждающим расход ГСМ, является путевой лист".
Таким образом, основным документом для учета использования топлива являются путевые листы, которые не только обосновывают расходы на ГСМ, но и в целом подтверждают экономическую обоснованность и производственную направленность всех затрат, связанных с использованием автотранспорта (письма Минфина России от 16.03.2006 N 03-03-04/2/77, от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129, УФНС РФ по г. Москве от 07.07.2008 N 20-12/064123.2).
Поскольку при аренде транспортного средства без экипажа арендатор своими силами осуществляет управление арендованным транспортным средством и его эксплуатацию, как коммерческую, так и техническую (ст. 645 ГК РФ), обязанность заполнения путевых листов в общем случае лежит на арендаторе.
Следует учесть, что для подтверждения расходов, связанных с арендой автотранспортных средств, первичные документы должны составляться таким образом и с такой регулярностью, чтобы на их основании возможно было судить об экономической оправданности и обоснованности произведенных расходов в производственных целях.
В соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты.
Форма путевых листов для автотранспортных предприятий утверждена постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте". Остальные организации могут разработать свою форму путевого листа, содержащего необходимые реквизиты первичного учетного документа в соответствии с п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ (письмо Минфина России от 07.04.2006 N 03-03-04/1/327).
Кроме того, приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 утверждены обязательные реквизиты и Порядок заполнения путевых листов (далее - Приказ N 152). Поэтому при самостоятельной разработке организацией путевого листа можно воспользоваться Приказом N 152 (письма УФНС России по г. Москве от 30.12.2009 N 16-15/139308, Минфина России от 25.08.2009 N 03-03-06/2/161).
Путевые листы могут составляться не каждый день, а раз в неделю, в месяц. Главное, чтобы путевой лист, составленный с такой периодичностью, мог подтверждать расход ГСМ. В пункте 10 Приказа N 152 установлено, что путевой лист оформляется на один день или срок, не превышающий одного месяца.
Представители контролирующих органов считают, что в целях соблюдения требований ст. 252 НК РФ расходы на ГСМ необходимо списывать согласно утвержденным нормам расхода топлива. Базовые нормы расхода ГСМ установлены Методическими рекомендациями "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте" (далее - Нормы), введенными в действие распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р.
В то же время НК РФ не содержит положений, ограничивающих величину расходов на ГСМ в целях налогообложения. Нормированию подлежат только расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Таким образом, затраты налогоплательщика на приобретение ГСМ для арендованного автомобиля, используемого в служебных целях, могут быть учтены в расходах в размере фактических затрат.
Однако, признавая расходы на ГСМ в фактических размерах, следует принимать во внимание, что при проверке их обоснованности проверяющие будут руководствоваться Нормами (письмо Минфина России от 03.09.2010 N 03-03-06/2/57). В случае слишком больших расхождений между Нормами и фактическими затратами организации на ГСМ налоговики могут попытаться доказать их экономическую необоснованность (письма Минфина России от 14.01.2009 N 03-03-06/1/15, УФНС России по г. Москве от 30.12.2009 N 16-15/139308). Поэтому, если организация не желает вступать в спор с налоговыми органами, при списании расходов на ГСМ ей следует учитывать нормы расхода топлива, утвержденные Минтрансом России.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мельникова Елена
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.