Критерии | Примечание редакции |
1. Наличие несоответствий в количестве расчетов, представленных за 9 месяцев 2010 года в территориальные органы ПФР и ФСС РФ | Организация должна представить в Пенсионный фонд РФ форму РСВ-1 ПФР, а в соцстрах . форму-4 ФСС. Отметим, что при сдаче данных отчетных форм за I квартал 2011 года нужно учесть последние законодательные новшества. Так, форма РСВ-1 ПФР должна применяться с учетом изменений, внесенных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2011 N 54н. Напомним, что данный приказ дополнил раздел 4 Расчета "Основания для применения пониженного тарифа" подразделом 4.4, в котором рассчитывают соответствие условия на право применения пониженного тарифа компаниями на УСН. Что же касается формы-4 ФСС, то за I квартал 2011 года ее также нужно будет сдавать в новом обличье. Соответствующий Приказ Минздравсоцразвития РФ от 28.02.2011 N 156н |
2. Наличие у плательщика страховых взносов расходов, финансируемых за счет средств бюджета ФСС РФ | Очевидно, что под этот критерий попадет подавляющее большинство организаций. Ведь в нем говорится о таких популярных видах расходов, как, например, пособие по временной нетрудоспособности, выплачиваемое за счет средств соцстраха (напомним, что с этого года, благодаря Федеральному закону от 08.12.2010 N 343-ФЗ, ФСС РФ берет на себя это пособие начиная с 4-го дня болезни работника), а также пособия по беременности и родам и по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет. |
3. Несвоевременное представление индивидуальных сведений | Речь идет о сведениях индивидуального персонифицированного учета (формы СЗВ-6-1, СЗВ-6-2, АДВ-6-3, АДВ-6-2), которые компании необходимо представить в ПФР. Обратите внимание: в соответствии с последними законодательными изменениями, данные сведения организация должна сдать одновременно с формой РСВ-1 ПФР (например, за I квартал 2011 года . до 16 мая включительно). Отметим, что в ближайшее время формы персонифицированного учета, скорее всего, будут изменены. Пенсионный фонд РФ на официальном сайте разместил проект изменений, который вводит новые формы отчетности персонифицированного учета СЗВ-6-3 и АДВ-6-4. Документ предусматривает раздельный учет выплат по трудовому договору и гражданско-правовым договорам, а также заполнение формы отдельно по работнику за каждый месяц |
4. Наличие у плательщика сумм выплат, не облагаемых страховыми взносами | Закрытый перечень выплат, не облагаемых страховыми взносами, приведен в ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее . Закон N 212-ФЗ). Этот далеко не маленький перечень содержит такие популярные выплаты, как, например, госпособия, выдаваемые в соответствии с законодательством РФ, суммы платы за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, в том числе за профессиональную подготовку и переподготовку работников, и др. Все ли подобные выплаты заинтересуют контролеров, или только какие-то конкретные . большой вопрос. Вполне возможно, более пристальное внимание проверяющих привлекут такие выплаты, как материальная помощь работнику в пределах 50 тыс. рублей по случаю рождения ребенка и т. п. |
5. Применение пониженных тарифов страховых взносов, в том числе наряду с общим тарифом | В переходный период 2011.2014 гг. для отдельных категорий плательщиков (сельскохозяйственные товаропроизводители, организации народных художественных промыслов, резиденты техниковнедренческих зон и др.) предусмотрены пониженные тарифы. Кроме того, в течение 2011.2012 гг. для организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих в производственной и социальной сфере и применяющих "упрощенку", действует 26-процентная ставка страховых взносов (Федеральный закон от 28.12.2010 N 432-ФЗ). Об этом недавно напомнило Минэкономразвития РФ в письмах от 19.01.2011 N Д05-136, Д05-137, от 18.01.2011 N Д05-110, Д05-96, Д05-112, Д05-106 |
6. Выявление несоответствий в расчетах по итогам проведения камеральных проверок (в т.ч. при непредставлении плательщиком пояснений) | Речь идет о расчетах по форме РСВ-1 ПФР и форме-4 ФСС. Кстати, расхождение данных в отчетности по страховым взносам и в персонифицированной отчетности само по себе не подтверждает недостоверность сведений и к штрафам не приводит (Определение ВАС РФ от 28.02.2011 N ВАС-1940/11) |
7. Наличие задолженности по страховым взносам свыше 2 отчетных периодов подряд | Отчетными периодами по страховым взносам признаются I квартал, полугодие, 9 месяцев календарного года, календарный год (ст. 10 Закона N 212-ФЗ) |
8. Отнесение к числу крупнейших плательщиков (имеющих наибольшие суммы облагаемой базы, наибольшее количество застрахованных лиц или среднесписочную численность работников) | Законом N 212-ФЗ не предусмотрено выделение категории крупнейших плательщиков, как это принято при администрировании налоговых платежей. Напомним, что крупнейшими налогоплательщиками признаются организации, соответствующие критериям, утвержденным приказом ФНС РФ от 16.05.2007 N ММ-3-06/308@. Таким образом, четкие ориентиры у компаний в данной ситуации отсутствуют. Каждое региональное отделение ПФР (ФСС РФ) будет принимать решение об отнесении плательщика страховых взносов к категории крупнейших, исходя из имеющихся данных по подведомственным организациям и своей собственной методики принятия решения по этому вопросу |
9. Уменьшение сумм начислений по сравнению с предыдущим периодом при неизменной численности | Безусловно, подобная ситуация может иметь и объективные причины (например, снижение зарплат сотрудников из-за спада производства, уменьшения объема продаж и т. п.). Однако ни для кого не секрет, что вполне закономерная реакция многих компаний на значительно возросшую нагрузку по страховым взносам . увод части выплат сотрудникам в тень. Поэтому данный критерий наверняка будет одним из ключевых при принятии решения о выездной проверке предприятия |
10. Неоднократное внесение изменений и корректировок в расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам | Порядок внесения изменений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам приведен в ст. 17 Закона N 212-ФЗ. В целом он аналогичен правилам исправления ошибок в налоговых декларациях (ст. 81 НК РФ). Вместе с тем обратите внимание на один нюанс. Компания может обнаружить в текущем отчетном (расчетном) периоде необходимость удержать с работников выплаты, которые были излишне начислены им в прошлых периодах, или же, наоборот, доначислить какие-то суммы за прошлые периоды. Обнаружением ошибки в исчислении базы для начисления страховых взносов это не является. Ведь база по взносам определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу работников именно в конкретном периоде. Следовательно, вносить изменения в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за прошлые периоды в рассматриваемых ситуациях не требуется (письмо Минздравсоцразвития РФ от 28 мая 2010 г. N 1376-19) |
11. Периодичность проведения проверок плательщика . не чаще 1 раза в течение 3 лет (не учитывая количество проверок обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц) | Система страховых взносов пришла на смену единому социальному налогу с 01.01.2010. Выездная проверка страховых взносов впервые стала возможна только начиная с 2011 года (письмо Минздравсоцразвития РФ от 26.05.2010 N 1344-19). Поэтому как контролеры будут применять на практике данный критерий в нынешнем году, не совсем понятно |
12. Наличие от органов ФНС РФ информации об участии плательщика в схемах минимизации обязательств по уплате страховых взносов | Страховые взносы очень многое позаимствовали от единого социального налога. И большинство схем ухода от страховых взносов аналогично ЕСН-схемам, с которыми налоговые инспекторы в большинстве своем прекрасно знакомы. Кстати, способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, на которые налоговики обязательно обратят внимание, подробно описаны в Приказе ФНС РФ от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ |