Saldo.ru

Публикации

02 июня 2024, Воскресенье
Мастер-СальдоSaldo.ru: Бухгалтерский сервер Вход для своих
Стань своим на Saldo.ru
Забыли пароль?

Вы здесь: Saldo.ru / Бухгалтерские новости / Публикации

Публикации

Просим вас ставить ваши оценки опубликованным материалам


Версия для печати 
Шрифт:
Эксперты компании "Референт"
Mатериал предоставлен компанией "Референт"

Консультации от компании "Референт" (выпуск N 323)

Наше предприятие провело аттестацию рабочих мест. По результатам аттестации определены вредные факторы, влияющие на работника в процессе выполнения им трудовых функций. Устранение данных факторов невозможно в связи со спецификой работы предприятия. Руководство предприятия приняло решение выплачивать работникам дополнительную компенсацию за вредность и особые условия труда, так как указанные при аттестации вредные факторы не подпадают под перечень профессий на доплату к тарифной ставке согласно ТК РФ. Просим Вас разъяснить, как правильно документально обосновать и оформить данную дополнительную компенсацию? Можем ли мы ссылаться на результаты аттестации? Должен ли размер этой компенсации быть различен в зависимости от количества вредных факторов или должен быть фиксированным для всех категорий работников? Будет ли данная компенсация учитываться при расчете НОБ по налогу на прибыль и облагается ли она страховыми взносами?

Существуют межотраслевые нормативно правовые акты, в которых определяется перечень опасных и вредных производственных факторов (например: Постановление Минтруда РФ от 24.12.99 N 52 "Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда в общественном питании", "ПОТ Р М 006-97. Межотраслевые правила по охране труда при холодной обработке металлов" (утв. Постановлением Минтруда РФ от 27.10.97 N 55) и т.д.).
Поскольку из сути задаваемого вопроса не ясно, о какой отрасли идет речь, какой профессии и каких опасных и вредных производственных факторов, то, к сожалению, в ответе мы может отразить лишь общий порядок предоставления компенсаций.
Статьей 164 ТК РФ определено, что компенсация - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ст. 219 ТК РФ, если работник занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, то он имеет право на компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором.
Размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда" установлено, что работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест устанавливаются следующие компенсации:
- сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации;
- ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней;
- повышение оплаты труда - не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Таким образом, минимальный размер компенсации устанавливается в размере не менее 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Максимальный размер доплаты не ограничен и устанавливается согласно ст. 147 Трудового кодекса РФ одним из следующих способов: в локальном нормативном акте работодателя, принятом в порядке ст. 372 ТК РФ; коллективным договором; трудовым договором.
При этом следует учитывать, что Повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя (ст. 219 ТК РФ).
На сегодняшний день условия осуществления доплаты за вредные условия труда, т.е. критерии определения круга работников с вредными и иными особыми условиями труда, законодательством РФ не установлены.
Поэтому на основании ст. 423 ТК РФ определение круга работников, занятых на работах с вредными и иными особыми условиями труда, осуществляется согласно спискам и перечням, утвержденным неотмененными актами законодательства СССР:
- Списку производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день;
- иным спискам и перечням, утвержденным неотмененными актами законодательства СССР и РСФСР, например: Списку производств, работ, профессий, должностей, работа в которых дает право на дополнительные отпуска за подземные, вредные, тяжелые условия труда, на предприятиях, в объединениях, организациях угольной и сланцевой промышленности и в шахтном строительстве (утв. Постановлением Совмина СССР и ВЦСПС от 02.07.1990 N 647); Перечню грузов, погрузка и разгрузка которых оплачивается по повышенным тарифным ставкам в связи с вредными условиями труда (утв. Постановлением Госкомтруда СССР N 460, Секретариата ВЦСПС N 26-60 от 03.11.1986 (в ред. от 02.01.1989)).

Согласно ч. 3 ст. 57 ТК РФ если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 57 ТК РФ, то это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения. Трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.
Согласно ч. 2 ст. 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Таким образом, работодатель при изменении условий трудового договора в связи с увеличением компенсаций работникам должен оформлять дополнительное соглашение к трудовому договору с указанием размера компенсации.
Кроме того, если аттестация выявила вредные и (или) опасные условия труда, то аттестационная комиссия должна, в том числе, подготовить предложения по приведению наименований профессий и должностей работников, занятых на таких работах, в соответствие с требованиями законодательства (пп. 4 п. 11 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 N 569 "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда"). С выполнением таких работ связано предоставление компенсаций и льгот работникам либо наличие ограничений по труду для отдельных категорий работников. Поэтому наименования их должностей (профессий, специальностей) должны соответствовать содержащимся в квалификационных справочниках (ст. 57 ТК РФ).
Таким образом, при выявлении расхождений между фактическим наименованием профессии (должности) работника, трудящегося во вредных и (или) опасных условиях труда, и ее наименованием по квалификационному справочнику внесите исправления в его трудовую книжку.

При подписании дополнительного соглашения необходимо указать основания для подписания указанного документа.
Например,
ООО "_____", далее именуемое Работодатель в лице _______, действующего на основании ______, с одной стороны, и _________ (ФИО работника), ________ (должность), далее именуемый Работник, с другой стороны, заключили настоящее Соглашение о внесении изменений в текст трудового договора от ______ года за N _____ по результатам проведения аттестации рабочего места по условиям труда.

С 1 января 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (ст. 62 Федерального закона N 212-ФЗ). Федеральный закон N 212-ФЗ заменяет начисление и уплату ЕСН страховыми взносами (ст. 1 Федерального закона N 212-ФЗ).
Объектом для начисления страховых взносов признаются, в частности, выплаты работникам, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей (ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ).
Выплаты за работу с тяжелыми, опасными или вредными условиями труда являются объектом обложения страховыми взносами, поскольку в суммах, не подлежащих обложению страховыми взносами, эти компенсации не поименованы, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов (пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ).
Таким образом, с 2010 г. суммы всех выплат, связанных с работой во вредных условиях труда, независимо от характера - компенсационного или в виде доплаты к зарплате - должны облагаться страховыми взносами в ПФР, ФСС РФ, фонды обязательного медстрахования (кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов).

Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ в целях гл. 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Пунктом 4 ст. 255 НК РФ определено, что к расходам на оплату труда в целях гл. 25 НК РФ относится, в частности, стоимость бесплатно предоставляемых работникам в соответствии с законодательством РФ коммунальных услуг, питания и продуктов.
Таким образом, с 13 мая 2010 г. уточнены условия бесплатной выдачи молока работникам, занятым на работах во вредных условиях труда. Такая выдача осуществляется только в случае, если время работы в указанных условиях составляет не менее чем половину рабочей смены.
Следовательно, компенсационные выплаты выплачиваются в размере, эквивалентном стоимости 0,5 литра молока за смену жирностью не менее 2,5% в розничной торговле по месту расположения работодателя на территории административной единицы субъекта РФ, если время работы во вредных условиях труда составляет не менее чем половину рабочей смены. Указанные выплаты учитываются при исчислении налога на прибыль в составе расходов на оплату труда. Основание - п. 4 Норм (в ред. Приказа Минздравсоцразвития России N 245Н) и п. 4 ст. 255 НК РФ.
Такие расходы учитываются ежемесячно исходя из начисленных сумм при условии признания их обоснованными и документально подтвержденными затратами, произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 4 ст. 272 и п. 1 ст. 252 НК РФ).
В случае если суммы компенсаций выплачиваются работникам, занятым на работах во вредных условиях менее половины установленной рабочей смены, такие расходы при исчислении налога на прибыль не учитываются как не соответствующие нормам законодательства РФ и требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ.
До указанной даты компенсационные выплаты осуществлялись вне зависимости от продолжительности работы во вредных условиях труда в течение рабочей смены.

На основании п. 3 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли организаций относятся, в частности, начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, производимые в соответствии с законодательством РФ. Поэтому доплаты работникам, занятым на "вредных" работах, учитываются в составе расходов на оплату труда при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (Постановление ФАС СКО от 30.08.2007 N Ф08-5544/2007-2080А).
Что касается компенсаций, предусмотренных ст. 219 ТК РФ, Минфин в Письме от 13.06.2007 N 03-04-06-02/113, сославшись на п. 3 ст. 255 НК РФ, высказался так: компенсационные выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда, учитываются в составе расходов на оплату труда при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций и не подлежат обложению НДФЛ на основании п. 3 ст. 217 НК РФ.
Из этого можно сделать вывод: финансисты не против того, чтобы учитывать в расходах в соответствии с п. 3 ст. 255 НК РФ как повышенную оплату труда, предусмотренную ст. 146 ТК РФ, так и компенсации, выплачиваемые в соответствии со ст. 219 ТК РФ. Безусловно, и те, и другие выплаты должны учитываться в расходах, их экономическая обоснованность сомнению не подлежит. Но, по нашему мнению, логичнее относить компенсации (ст. 219 ТК РФ) к п. 25 ст. 255 НК РФ (другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренные трудовым и (или) коллективным договором) (см. Постановление ФАС ЦО от 11.07.2005 N А68-АП-379/12-04).

"Аудиторский центр Санкт - Петербурга"


Голосов: 12 Средний бал: 3.83
Оцените статью: