К нам в организацию хочет устроиться на работу студент дневного отделения. Можем ли мы взять его на полный рабочий день? И вообще, какие есть ограничения по приему на работу студентов-очников, есть ли какие-либо особенности в налогообложении? На какие документы можно ссылаться?
Основной особенностью построения трудовых отношений между работником-студентом и работодателем является то, что с лицами, обучающимися по дневным формам обучения, заключается только срочный договор (ч. 2 ст. 59 Трудового кодекса Российской Федерации). Студенты дневных факультетов учебных заведений могут быть приняты на работу, как на период каникул, так и на любой другой срок. Однако, учитывая, что после окончания образовательного учреждения они перестают быть студентами, следовательно, в отношении их перестают действовать нормы ч. 2 ст. 59 ТК РФ и срок трудового договора с ними не может выходить за рамки обучения.
Продолжительность рабочего времени для студентов-очников законодательно не предусмотрена, значит, работодатель может принять такого соискателя на полный рабочий день. Однако не стоит забывать, что для учащихся общеобразовательных учреждений в возрасте до 18 лет, которые трудятся во время учебного года в свободное от учебы время, продолжительность рабочего времени не может превышать 20 часов в неделю, или 4 часов в день (абз. 6 ст. 92 ТК РФ).
Также Трудовой кодекс РФ, дав студентам-очникам право работать, не закрепил за ними льготы и гарантии, предусмотренные для студентов вечерних и заочных факультетов. Предоставление им учебных отпусков законодательством не гарантировано. Хотя работодатель и вправе принять на себя эту обязанность, закрепив ее в коллективном или трудовом договоре.
Кроме того, Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрены льготы или особенности обложения выплат студентам в рамках трудового договора. Они приравниваются к налоговым резидентам (при условии нахождения на территории Российской Федерации более 183 дней) в целях налогообложения НДФЛ. Следовательно, доходы, полученные им в рамках трудового договора (пп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ), будут облагаться по ставке 13 % (п. 1 ст. 224 НК РФ). Также они имеет право на налоговые вычеты, предусмотренные ст.ст. 218 - 220 НК РФ.
Таким образом, при заключении договора между работодателем и работником-студентом, необходимо учитывать нормы ст.ст. 59, 92 ТК РФ. В остальном трудовые отношения с ними не отличаются от отношений между работодателем и другими (нельготируемыми) категориями работников.
Директор Москальцов Ю.В. Консультант К.Биличук
ООО "Аудиторская консалтинговая компания "АФБ"
*****
Согласно п. 8 ст. 272 НК РФ по договорам займа и иным аналогичным договорам (иным долговым обязательствам, включая ценные бумаги), срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, в целях настоящей главы расход признается осуществленным и включается в состав соответствующих расходов на конец соответствующего отчетного периода. В случае прекращения действия договора (погашения долгового обязательства) до истечения отчетного периода расход признается осуществленным и включается в состав соответствующих расходов на дату прекращения действия договора (погашения долгового обязательства). Для расчета предельной величины процентов по долговым обязательствам с использованием ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ, прекращение действия договора и погашение долгового обязательства принимается как равнозначные понятия или подразумеваются оба события, как самостоятельные: либо то, либо другое? Так как возможна следующая ситуация: 21.10.2009 г. заключен договор кредитной линии, при этом в рамках него установлен возобновляемый лимит в размере 1 000 000,00 руб. Денежные средства предоставляются траншами на основании заявлений, % ставка установлена в размере 17%. Срок кредитной линии до 22.10.10г., погашение траншей возможно осуществлять досрочно до 22.10.2010 года.Организация берет: 1 транш 01.03.2010 в размере 500 000,00 руб., погашает его 05.03.2010, 2 транш 17.03.2010 в размере 200 000,00 руб., погашает его 18.03.2010. Сумма начисленных процентов к выплате: по 1 траншу = 500000 * 17 % / 365 * 4 = 931,51 руб., по 2 траншу = 200000 * 17 % / 365 * 1 = 93,15 руб. Ставка рефинансирования в соответствии с Указанием ЦБ в период с 24.02.2010 по 28.03.2010 была 8,5%, а с 29.03.2010 установлена 8,25%. Расчет предельной величины процентов, относимых на затраты в соответствии со ставкой рефинансирования: 1 вариант, если принимать, что договор действует до 22.10.2010, лимит не закрыт, следовательно, погашение транша в рамках лимита не считается погашением обязательства по договору, то предельная величина процентов рассчитывается исходя из ставки рефинансирования на 31.03.2010: по 1 траншу: 500000 * 8,25% * 2 / 365 * 4 = 904,11 руб. по 2 траншу: 200000 * 8,25% * 2 / 365 * 1 = 90,41 руб. 2 вариант, если принимать, что договор действует до 22.10.2010, лимит не закрыт, но в рамках него долговое обязательство, полученное по траншу, погашено до истечения отчетного периода (месяца), то предельная величина процентов рассчитывается исходя из ставки рефинансирования на дату погашения транша: по 1 траншу: 500000 * 8,5% * 2 / 365 * 4 = 931,51 руб., по 2 траншу: 200000 * 8,5% * 2 / 365 * 1 = 93,15 руб. Какой из вариантов расчета предельной величины процентов с использованием ставки рефинансирования и, руководствуясь положениями НК РФ, будет верным в 2010 году и если аналогичная ситуация была в 2008 и 2009 годах?
Согласно абзацу 2 подпункта 2 пункта 1 статьи 265 НК РФ под расходом признается сумма процентов, начисленных за фактическое время пользования заемными средствами.
Аналитический учет процентов по кредитному договору ведется согласно требованиям статьи 328 НК РФ. Из положений пункта 1 статьи 328 Кодекса следует, что проценты по договорам кредита, займа и иным аналогичным договорам, иным долговым обязательствам (включая ценные бумаги) учитываются на дату признания расхода в соответствии с главой 25 НК РФ.
Порядок признания расходов при методе начисления установлен статьей 272 НК РФ. В соответствии с пунктом 8 статьи 272 НК РФ по договорам займа и иным аналогичным договорам (иным долговым обязательствам, включая ценные бумаги), срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, расход признается осуществленным и включается в состав соответствующих расходов на конец соответствующего отчетного периода.
В том случае, если договор прекращает действовать до истечения отчетного периода, расход признается осуществленным и включается в состав соответствующих расходов на дату прекращения действия договора.
Кроме того, общая норма пункта 1 статьи 272 НК РФ устанавливает, что расходы признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты.
Таким образом, из анализа вышеприведенных норм следует, что датой для признания процентов по кредиту в качестве расходов является наиболее ранняя из дат: конец соответствующего отчетного периода или дата погашения кредита.
Другими словами, либо договор прекращает свое действие до истечения отчетного периода; либо погашение обязательства по договору происходит до истечения отчетного периода.
Поэтому, на наш взгляд, прекращение действия договора и погашение долгового обязательства (предоставленного транша) к рамках кредитной линии являются равнозначными понятиями, так как оба свидетельствуют об окончании взаимоотношений по данному обязательству. В то же время каждое из этих понятий является самостоятельным, так как происходят независимо друг от друга: либо происходит досрочное погашение обязательства, либо обязательство погашается в срок, обусловленный договором.
При этом начисленные проценты признаются в качестве расхода за фактическое время пользования.
Поэтому, по нашему мнению, для расчета предельной величины процентов, относимых на затраты в соответствии со ставкой рефинансирования, следует применять второй вариант.
Нормы приведенных в ответе статей НК РФ в 2008 и 2009 годах в части даты осуществления расхода действовали в том же виде, что и сейчас.
Что касается процентов, учитываемых в целях налогообложения прибыли, то необходимо учитывать дату заключения договора и дату получения денежных средств, так как в законодательство неоднократно вносились изменения, касающиеся размера процентов (см. Федеральные законы от 26.11.2008 N 224-ФЗ и от 27.12.2009 N 368-ФЗ).
Изменения приведены в таблице.
"Аудиторский центр Санкт - Петербурга"
*****
Организация производит выдачу заработной платы наличными денежными средствами через кассу по платежной ведомости. Имеет ли право кассир составить один отчет кассира за 3 дня на период выдачи заработной платы?
В соответствии с правилами Центробанка РФ учет кассовых операций в организациях должен вестись в день их осуществления, т.е. при получении наличных денег в банке, например, 5 апреля их следует оприходовать по кассе тоже 5 апреля и сделать кассовый отчет этим же числом. При выдаче заработной платы в течении 3-х дней, что разрешается правилами учета кассовых операций, и если в течении этих трех дней не было других кассовых операций, то следующим днем учета кассовых операций будет, например, 8 апреля с соответствующим составлением кассового отчета. Не разрешается вести кассовые операции, например, за 5 - 8 апреля. ("Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" от 05.01.98 N 14-П (ред. от 31.10.2002) (утв. Советом директоров Банка России 19.12.97 N 47)).
Генеральный директор Власюк А.Т.
НПП "Аудитор"
*****
Организация предоставляет декларацию о реализации алкогольной продукции нулевую (пустую), т.к. с 2009 года реализации нет. Срок лицензии на 5 лет до октября 2011 года. Комитет по СК по лицензированию отдельных видов деятельности не берет во внимание предоставленные отчеты за 2010 год на бумажном носителе. Непредоставление отчетности на магнитном носителе расценивается как не предоставление отчетности в целом или как уклонение от предоставления?
Согласно Положения о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 N 858 (ред. от 26.01.2010) "О представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции":
"4. Декларации представляются в территориальные органы Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (далее - территориальные органы) ежеквартально (за отчетный квартал), не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а за IV квартал года - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Если действие лицензии было приостановлено, а затем возобновлено, то декларации представляются в течение 3 месяцев ежемесячно (за отчетный месяц), в 10-дневный срок после окончания отчетного месяца начиная с месяца, в котором было возобновлено действие лицензии.
5. Организация представляет декларации на бумажном носителе в территориальные органы по месту нахождения организации.
Организация, имеющая обособленные подразделения, указанные в лицензии, представляет декларации:
с учетом своих обособленных подразделений в целом по организации и раздельно по каждому своему обособленному подразделению - в территориальный орган по месту нахождения организации;
по обособленному подразделению - в территориальный орган по месту нахождения организации (в случае, если указанное обособленное подразделение расположено в том же федеральном округе, в котором расположена организация) либо в территориальный орган по месту нахождения обособленного подразделения (в случае, если обособленное подразделение организации и организация расположены в разных федеральных округах).
Организация представляет декларации в целом по организации и раздельно по каждому своему обособленному подразделению в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронном виде в утвержденном указанной Службой формате.
6. Абзац утратил силу..
Декларации могут быть представлены организацией в территориальные органы через своего представителя или направлены в виде почтового отправления с описью вложения.
При отправке деклараций по почте датой их представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения.
Территориальный орган не вправе отказать в принятии деклараций.
В случае представления деклараций через представителя организации территориальный орган обязан поставить на копиях деклараций отметку о дате принятия."
ЗАО "Аудит БТ"