Филиал иностранной организации, оказывающий маркетинговые услуги, зарегистрирован в качестве налогоплательщика на территории РФ, применяет общий режим налогообложения. Получатель услуг находится за пределами РФ, во Франции. Подписание актов приемки работ осуществляется по почте.
Возникает ли при оказании маркетинговых услуг иностранной компании объект обложения НДС?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При оказании маркетинговых услуг иностранной компании, находящейся во Франции, у налогоплательщика, зарегистрированного на территории РФ, объекта обложения по НДС не возникает.
Обоснование вывода:
Подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ определено, что объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен нормами ст. 148 НК РФ.
В соответствии с абзацем 5 пп. 4 п. 1. ст. 148 НК РФ местом реализации работ признается территория Российской Федерации, если покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. Настоящая норма применяется в том числе при оказании маркетинговых услуг.
Таким образом, положениями ст. 148 НК РФ определено, что место реализации, в частности, маркетинговых услуг определяется по месту нахождения их покупателя.
В данном случае покупатель находится за пределами территории РФ, т.е. объекта налогообложения на территории РФ не возникает независимо от того, является ли исполнитель услуг российской или иностранной организацией (письма Минфина России от 17.12.2010 N 03-07-08/367, от 29.01.2010 N 03-07-08/21, от 29.01.2009 N 03-07-08/12).
Подтверждают место выполнения работ в соответствии с п. 4 ст. 148 НК РФ следующие документы:
- контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами;
- документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).
При этом в письме от 16.05.2005 N 03-04-08/119 Минфин России указал, что документами, определяющими место оказания услуг (выполнения работ) в целях исчисления НДС, в случае оказания услуг иностранной организацией, помимо контракта, могут являться любые иные документы, подтверждающие факт оказания услуг за пределами территории РФ и не вызывающие сомнения у налоговых органов (смотрите также письмо Минфина России от 09.02.2006 N 03-04-08/33).
То есть документом, подтверждающим факт выполнения маркетинговых услуг, может являться и акт оказания услуг, составленный в любой форме, с содержанием необходимых реквизитов, перечисленных в п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Следует отметить, что важным моментом также является соответствие оказываемых услуг маркетинговым. В НК РФ не содержится определения маркетинговых услуг. В письме Минфина России от 03.06.2009 N 03-07-08/118 рекомендовано при отнесении услуг к маркетинговым руководствоваться нормами Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", а также разъяснением ФНС России данным в письме от 20.02.2006 г. N ММ-6-03/183@ (согласовано с Минфином России 07.02.2006). В указанном письме налоговое ведомство разъясняет, что маркетинг - это предпринимательская деятельность по управлению продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю. Под маркетингом подразумевается деятельность по изучению текущего рынка сбыта (аналогичное мнение отражено в письме ФНС России от 21.07.2006 N 03-4-03/1379@).
К сведению:
Суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), приобретенным для оказания маркетинговых услуг, местом реализации которых не признается территория РФ, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг) (пп. 2 п. 2 ст. 170 НК РФ, письмо Минфина России от 24.01.2008 N 03-07-08/19).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Медведицков Михаил
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мягкова Светлана
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.