Saldo.ru

Публикации

28 марта 2024, Четверг
Мастер-СальдоSaldo.ru: Бухгалтерский сервер Вход для своих
Стань своим на Saldo.ru
Забыли пароль?

Вы здесь: Saldo.ru / Бухгалтерские новости / Публикации

Публикации

Просим вас ставить ваши оценки опубликованным материалам


Версия для печати 
Шрифт:
А.К. Попов
Материал предоставлен журналом "Налоговая проверка"

ФНС утвердила порядок истребования и представления документов по телекоммуникационным каналам связи

Один из последних приказов ФНС - Приказ от 17.02.2011 N ММВ-7-2/168@*(1) - посвящен порядку направления требования о представлении документов (информации) и порядка представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее - Порядок истребования и представления документов). Об особенностях данного порядка читайте в предложенной статье.

Истребование документов: положения НК РФ

Принятие комментируемого документа обусловлено изменениями, внесенными в НК РФ Федеральным законом N 229-ФЗ*(2), а именно появлением в ст. 93 НК РФ следующих норм: требование о представлении документов может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если указанными способами требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Соответственно, Федеральным законом N 229-ФЗ были внесены изменения, позволяющие налогоплательщикам представлять истребуемые налоговым органом документы по телекоммуникационным каналам связи в случае, если такие документы у налогоплательщика составлены в электронном виде.
Как сказано в той же ст. 93 НК РФ, порядок направления требования о представлении документов и порядок представления документов по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Однако за налоговым органом оставлено право в случае необходимости ознакомиться с подлинниками документов.
Данные правила направления требований о представлении документов и представления истребуемых документов распространяются и на случаи истребования документов в соответствии со ст. 93.1 НК РФ.

Порядок истребования и представления документов: общие положения

Цель Порядка истребования и представления документов. Как и любой подобный документ, комментируемый порядок начинается с общих положений, где определяется круг лиц, на которых распространяется действие порядка, перечень документов, используемых при осуществлении документооборота, и т.д.
Итак, Порядок истребования и представления документов определяет общие положения организации информационного обмена при направлении налоговым органом требования о представлении документов (информации) и представлении налоговому органу документов (информации) (далее - истребуемые документы) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Участники информационного обмена. Участниками информационного обмена при направлении требования о представлении документов и представлении истребуемых документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи являются:
- налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты, их представители;
- налоговые органы;
- специализированные операторы связи, обеспечивающие обмен открытой и конфиденциальной информацией по телекоммуникационным каналам связи в рамках электронного документооборота между налоговыми органами и указанными лицами (далее - специализированные операторы связи).

Обратите внимание! Положения Порядка истребования и представления документов распространяются на плательщиков сборов, налоговых агентов.

Перечень используемых электронных документов. В процессе электронного документооборота при направлении требования о представлении документов и представлении истребуемых документов по телекоммуникационным каналам связи также участвуют следующие технологические электронные документы:
- подтверждение даты отправки (форма и формат утверждены приложениями 1 и 2 к Порядку истребования и представления документов);
- квитанция о приеме (форма и формат утверждены приложениями 3 и 4 к Порядку истребования и представления документов);
- уведомление об отказе в приеме (форма и формат утверждены приложениями 5 и 6 к Порядку истребования и представления документов);
- извещение о получении электронного документа (форма и формат утверждены приложениями 7 и 8 к Порядку истребования и представления документов). Извещение о получении электронного документа по телекоммуникационным каналам связи формируется на каждое требование о представлении документов, каждый истребуемый документ и технологический электронный документ.

К сведению. При направлении требования о представлении документов и получении от налогоплательщика квитанции о его приеме в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган не направляет налогоплательщику требование о представлении документов на бумажном носителе. Аналогичное правило действует и относительно налогоплательщика: при представлении истребуемого документа и получении от налогового органа квитанции о его приеме в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи налогоплательщик не представляет налоговому органу истребуемый документ на бумажном носителе.

Хранение электронных документов. Участники информационного обмена обеспечивают хранение всех отправленных и принятых требований о представлении документов, истребуемых документов и технологических электронных документов с электронной цифровой подписью (далее - ЭЦП) и сертификатов ключей подписи.

Обратите внимание! Положениями Порядка истребования и представления документов установлена обязанность участников информационного обмена не реже одного раза в сутки проверять поступление требований о представлении документов, истребуемых документов и технологических электронных документов.

Требования к отправлению документов. Направление и получение требования о представлении документов и истребуемого документа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи допускается при обязательном использовании сертифицированных средств ЭЦП, позволяющих идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации, содержащейся в указанных документах.
Сертификаты ключей подписи участникам информационного обмена выдаются организациями, которые выпускают сертификаты ключей подписи для использования их в информационных системах общего пользования в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" и являются удостоверяющими центрами, входящими в сеть доверенных удостоверяющих центров ФНС.
Направление требования о представлении документов и представление истребуемого документа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи осуществляются в зашифрованном виде.
Даты отправки и получения документов. Датой направления налогоплательщику требования о представлении документов или датой представления налоговому органу истребуемого документа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки.
Требование о представлении документов считается принятым налогоплательщиком, если налоговому органу поступила квитанция о приеме, подписанная ЭЦП налогоплательщика.
Истребуемый документ считается принятым налоговым органом, если налогоплательщику поступила квитанция о приеме, подписанная ЭЦП должностного лица налогового органа.
При получении налоговым органом квитанции о приеме требования о представлении документов датой его получения налогоплательщиком в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи считается дата, указанная в квитанции о приеме.
При получении налогоплательщиком квитанции о приеме истребуемого документа датой его получения налоговым органом в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи считается дата, указанная в квитанции о приеме.
Требование о представлении документов или истребуемый документ не считается принятым налогоплательщиком (налоговым органом):
1) в случае ошибочного направления налогоплательщику (налоговому органу);
2) при несоответствии утвержденному формату;
3) при отсутствии (несоответствии) ЭЦП уполномоченного должностного лица налогового органа (налогоплательщика).

Процедура направления требования о представлении документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи

Действия налогового органа. Требование о представлении документов формируется на бумажном носителе, подписывается и регистрируется в налоговом органе.

От редакции. Форма требования о предоставлении документов (информации) утверждена Приказом ФНС РФ от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах".

Не позднее следующего рабочего дня требование о представлении документов формируется в электронном виде, подписывается ЭЦП уполномоченного должностного лица налогового органа и направляется по телекоммуникационным каналам связи в адрес налогоплательщика. При этом налоговым органом фиксируется дата его отправки налогоплательщику.
Налоговый орган в течение следующего рабочего дня после дня отправки требования о представлении документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи должен получить:
- подтверждение даты отправки;
- квитанцию о приеме или уведомление об отказе в приеме, подписанные ЭЦП налогоплательщика.
При получении уведомления об отказе в приеме налоговый орган устраняет указанные в этом уведомлении ошибки и повторяет процедуру направления требования о представлении документов.
Действия налогоплательщика. При получении от налогового органа требования о представлении документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи и отсутствии оснований для отказа в приеме указанного требования налогоплательщик в течение одного рабочего дня с момента его получения формирует квитанцию о приеме, подписывает ее ЭЦП и направляет в налоговый орган.
При наличии оснований для отказа в приеме требования о представлении документов налогоплательщик формирует уведомление об отказе в приеме, подписывает ЭЦП и направляет его в налоговый орган.

Обратите внимание! Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение десяти дней со дня получения соответствующего требования (п. 3 ст. 93 НК РФ). Согласно п. 5 ст. 93.1 НК РФ лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).

Действия специализированного оператора связи. Специализированный оператор связи:
1) фиксирует дату направления требования о представлении документов и формирует подтверждение даты отправки;
2) подписывает подтверждение ЭЦП и высылает его одновременно в адрес участников информационного обмена. Подтверждение направляется специализированным оператором связи налогоплательщику вместе с требованием о представлении документов в электронным виде по телекоммуникационным каналам связи.

К сведению. Если налоговый орган не получил от налогоплательщика квитанцию о приеме, предусмотренную Порядком истребования и представления документов, он направляет требование о представлении документов на бумажном носителе.

Процедура представления истребуемого документа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи

Действия налогоплательщика. Истребуемый документ, составленный в электронном виде по установленным форматам и содержащий реквизиты принятого требования о представлении документов, подписывается ЭЦП налогоплательщика и направляется по телекоммуникационным каналам связи в адрес налогового органа. При этом фиксируется дата отправки истребуемого документа налоговым органом.
Налогоплательщик в течение следующего рабочего дня после дня отправки истребуемого документа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи должен получить:
1) подтверждение даты отправки;
2) квитанцию о приеме или уведомление об отказе в приеме, подписанные ЭЦП налогового органа.
При получении уведомления об отказе в приеме налогоплательщик устраняет указанные в этом уведомлении ошибки и повторяет процедуру направления истребуемого документа.
Действия налогового органа. При получении от налогоплательщика истребуемого документа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи и отсутствии оснований для отказа в приеме указанного налоговый орган в течение одного рабочего дня с момента его получения формирует квитанцию о приеме, подписывает ее ЭЦП уполномоченного должностного лица налогового органа и направляет налогоплательщику.
При наличии оснований для отказа в приеме истребуемого документа налоговый орган формирует уведомление об отказе в приеме, подписывает ЭЦП уполномоченного должностного лица налогового органа и направляет его налогоплательщику.

К сведению. Если налогоплательщик не получил от налогового органа квитанцию о приеме, предусмотренную положениями Порядка истребования и представления документов, он направляет истребуемый документ налоговому органу на бумажном носителе в срок, установленный НК РФ.

Действия специализированного оператора связи. Специализированный оператор связи:
1) фиксирует дату направления истребуемого документа и формирует подтверждение даты отправки;
2) подписывает подтверждение ЭЦП и высылает его одновременно в адрес участников информационного обмена. Подтверждение направляется специализированным оператором связи налоговому органу вместе с истребуемым документом в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Документ вступает в силу по истечении десяти дней с момента официального опубликования. На момент подготовки журнала документ опубликован не был.
*(2) Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования".


Голосов: 6 Средний бал: 3.50
Оцените статью: