Saldo.ru

Публикации

08 декабря 2019, Воскресенье
Мастер-СальдоSaldo.ru: Бухгалтерский сервер Вход для своих
Стань своим на Saldo.ru
Забыли пароль?

Вы здесь: Saldo.ru / Бухгалтерские новости / Публикации

Публикации

Просим вас ставить ваши оценки опубликованным материалам


Версия для печати 
Шрифт:
Эксперты компании "Гарант"
Материал предоставлен "СК Гарант-Столица"

ПРАВОВОЙ КОНСАЛТИНГ ОТ ЭКСПЕРТОВ КОМПАНИИ "ГАРАНТ" (выпуск N 56)

Отпуск по уходу за ребенком до полутора лет у работника закончился в феврале 2011 года. Ошибочно работнику было начислено пособие за март-апрель 2011 года. За I квартал 2011 года был своевременно сдан расчет по форме 4-ФСС, в котором отражена данная переплата. Без учета излишне начисленного пособия за март-апрель 2011 года задолженность за территориальным органом ФСС России остается. На данный момент в организации идет камеральная проверка для подтверждения расходов, произведенных организацией на цели обязательного социального страхования, все необходимые документы предоставлены.
Возможно ли привлечение организации к ответственности со стороны ФСС РФ? Какие в данном случае необходимо предпринять действия?

Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) назначение и выплата пособий, в том числе ежемесячного пособия по уходу за ребенком, осуществляются страхователем по месту работы застрахованного лица.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.6 Закона N 255-ФЗ страхователи, указанные в ч. 1 ст. 2.1 Закона N 255-ФЗ, выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в п. 1 ч. 2 ст. 3 Закона N 255-ФЗ, когда выплата страхового обеспечения осуществляется за счет средств страхователей.
Сумму страховых взносов, начисленных к уплате в ФСС России, страхователь (организация, предприниматель, физическое лицо) уменьшает на сумму выплаченных пособий (ч. 1 ст. 3, ч. 2 ст. 4.6 Закона N 255-ФЗ, ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", далее - Закон N 212-ФЗ).
Если сумма выплаченных пособий превышает размер начисленных страховых взносов, страхователь обращается в территориальный орган ФСС России за выделением средств в сумме указанного превышения (ч. 2 ст. 4.6 Закона N 255-ФЗ).
Из приведенных норм следует, что при превышении суммы расходов страхователя на выплату пособий в определенном месяце над суммой начисленных за этот же месяц страховых взносов страхователь вправе выбрать один из вариантов: либо обратиться в территориальный фонд ФСС за необходимыми средствами, либо зачесть сумму превышения расходов на выплату пособий в счет предстоящих платежей страхователя по данному виду обязательного социального страхования.
Порядок возмещения расходов на выплату пособий по социальному страхованию установлен в ч. 3 ст. 4.6 Закона N 255-ФЗ. Чтобы возместить указанные расходы, в орган ФСС РФ необходимо представить документы, приведенные в перечне, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 04.12.2009 N 951н. Территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов.
В рассматриваемой ситуации организация самостоятельно выявила ошибку по излишне начисленному пособию по уходу за ребенком до полутора лет сотруднице за март-апрель 2011 г. Расчет по форме 4-ФСС, включающий суммы переплаты пособия, где на конец отчетного периода образовалась задолженность за территориальным фондом за счет превышения расходов, за I квартал 2011 г. сдан в территориальный орган ФСС. При этом даже без учета излишне начисленного пособия за март-апрель 2011 г. задолженность за территориальным фондом ФСС остается.
Таким образом, Ваша организация выявила ошибку в исчислении страховых взносов. При этом обнаруженная ошибка, по нашему мнению, не привела к занижению суммы взносов, подлежащих уплате, поскольку даже при ее исправлении сумма произведенных организацией расходов на цели обязательного социального страхования по итогам отчетного периода I квартала 2011 года превысила начисленную к уплате сумму взносов. Иными словами, даже после исправления ошибки недоимки по взносам нет.
Виды нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах и ответственность за их совершение прописаны в главе 6 Закона N 212-ФЗ.
Так, ст. 46 Закона N 212-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление плательщиком страховых взносов в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов. Поскольку в нашем случае первичный расчет по форме 4-ФСС предоставлен своевременно, оснований для привлечения организации к ответственности по этой статье у территориального органа ФСС не возникает.
Статьей 47 Закона N 212-ФЗ установлена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) в размере от 20% до 40% неуплаченной суммы. В рассматриваемой ситуации обнаруженная ошибка не привела к неуплате и неполной уплате взносов, поскольку даже при ее исправлении сумма произведенных организацией расходов на цели обязательного социального страхования превысила начисленную к уплате сумму взносов. Т.е. даже после исправления ошибки недоимки по взносам нет. Соответственно, оснований для привлечения организации к ответственности, предусмотренной ст. 47 Закона N 212-ФЗ, не имеется.
На основании ст. 48 Закона N 212-ФЗ отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), предусмотренных Законом N 212-ФЗ, или иных документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ. Как следует из вопроса, для подтверждения произведенных расходов на цели обязательного социального страхования предоставили в территориальных орган ФСС все необходимые документы. Следовательно, оснований для привлечения организации к ответственности также не имеется.
Также отсутствуют основания для привлечения организации к ответственности и по ст.ст. 49-52 Закона N 212-ФЗ.
В соответствии с ч. 2 ст. 17 Закона N 212-ФЗ при обнаружении плательщиком страховых взносов в поданном им в орган контроля за уплатой страховых взносов расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик страховых взносов вправе внести необходимые изменения в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам и представить в орган контроля за уплатой страховых взносов уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Таким образом, по нашему мнению, организация вправе предоставить уточненный расчет по форме 4-ФСС за I квартал 2011 г. Это предусматривает и сама форма 4-ФСС и порядок её заполнения, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 156н.
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 17 Закона N 212-ФЗ, если уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам представляется в орган контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока подачи расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам и срока уплаты страховых взносов, то плательщик страховых взносов освобождается от ответственности, в частности, в случае представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам до момента, когда плательщик страховых взносов узнал об обнаружении органом контроля за уплатой страховых взносов неотражения или неполноты отражения сведений в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы страховых взносов, либо о назначении выездной проверки за данный период при условии, что до представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам он уплатил недостающую сумму страховых взносов и соответствующие ей пени.
По нашему мнению, так как в рассматриваемой ситуации организация не занизила сумму взносов, подлежащую уплате (поскольку даже по итогам исправления ошибки задолженность за территориальным фондом останется (за счет превышения расходов)), при подаче уточненного расчета по форме 4-ФСС за I квартал 2011 г. и на основании п. 1 ч. 4 ст. 17 Закона N 212-ФЗ организация будет освобождена от ответственности.
С другой стороны, в соответствии с п. 1 Порядка заполнения формы 4-ФСС, основанием для заполнения расчета по форме 4-ФСС являются данные бухгалтерского учета.
В рассматриваемой ситуации ошибка выявлена во II квартале 2011 г. То есть исправления в бухгалтерский учет будут вноситься во II квартале 2011 г. Исходя из этого основания для отражения суммы сторнированной в учете переплаты в расчете 4-ФСС появляются в периоде обнаружения ошибки, то есть во II квартале 2011 г.
Поэтому, на наш взгляд, возникает некая неопределенность в том, каким образом отразить исправление ошибки в расчете 4-ФСС - подать уточненный расчет за I квартал 2011 года или же на основании исправительных проводок в бухгалтерском учете показать уменьшение расходов на сумму переплаты в одном из месяцев II квартала (строка 15 расчета 4-ФСС)
Если придерживаться второй позиции, то организация может не сдавать уточненный расчет по форме 4-ФСС за I квартал 2011 г., а сдать отчетность за II квартал 2011 г. нарастающим итогом уже с корректировкой ошибочно начисленного пособия за март 2011 г.
По нашему мнению, с учетом положений п. 1 ч. 4 ст. 17 Закона N 212-ФЗ уточненную отчетность за I квартал 2011 года все же следует подать.
В то же время в настоящее время орган контроля проводит камеральную проверку расчета 4-ФСС в целях подтверждения произведенных расходов на цели обязательного социального страхования.
Так, в случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (ч. 4 ст. 4.7 Закона N 255-ФЗ).
Согласно ч. 3 ст. 34 Закона N 212-ФЗ, если камеральной проверкой выявлены ошибки в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных плательщиком страховых взносов, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов, и полученным в ходе контроля, об этом сообщается плательщику страховых взносов с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Информирование страхователя и истребование пояснений производятся по форме "Требование о представлении необходимых пояснений или внесении соответствующих исправлений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам" (форма 8-ФСС) (далее - Требование) согласно приложению N 13 к приказу Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N 957н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов".
Таким образом, на наш взгляд, так как привлекать организацию к ответственности в рассматриваемой ситуации у территориального органа ФСС нет оснований, организация может также дождаться вручения ей Требования о предоставлении пояснений или внесении соответствующих исправлений в расчет по форме 4-ФСС, а затем исполнить его. В то же время не исключено, во-первых, что по вопросу привлечения к ответственности фонд может иметь иное мнение, а во-вторых, он может вообще не обнаружить ошибку. Поэтому, поскольку фактически ошибка самостоятельно обнаружена организацией, мы полагаем разумным подачу уточненного расчета за I квартал 2011 года.
К сожалению, разъясняющих писем по данному вопросу мы не нашли. Судебная практика также отсутствует.
Поэтому в рассматриваемой ситуации мы рекомендуем Вам обратиться в территориальный орган ФСС. На основании п. 1 ч. 1 ст. 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов имеют право получать по месту своего учета от органов контроля за уплатой страховых взносов бесплатно информацию (в том числе в письменной форме) о законодательстве Российской Федерации о страховых взносах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты страховых взносов, правах и обязанностях плательщиков страховых взносов, полномочиях органов контроля за уплатой страховых взносов и их должностных лиц, а также получать формы расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и разъяснения о порядке их заполнения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Подволокина Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мельникова Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.


Голосов: 7 Средний бал: 4.14
Оцените статью: