Вопрос сертификации и аккредитации является очень сложным, поскольку требования к нормам, регулирующим вопросы аккредитации и сертификации, устанавливаются на различных уровнях, например на федеральном (указы, постановления), на региональном (соответствующие постановления по субъекту), а также на уровне компаний и органов, осуществляющих аккредитацию. Может быть, по этой причине возникают споры, точку в которых приходится ставить судам. Административная ответственность по ст. 19.19 АПК РФ | Вид нарушения | Размер штрафа | Нарушение требований технических регламентов, обязательных требований государственных стандартов | Предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4000 до 5000 руб. с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц - от 40 000 до 50 000 руб. с конфискацией предметов административного правонарушения | Нарушение правил обязательной сертификации | Наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 2000 руб. с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц - от 20 000 до 30 000 руб. с конфискацией предметов административного правонарушения | Нарушение правил поверки средств измерений, требований аттестованных методик выполнения измерений, требований к состоянию эталонов, установленных единиц величин или метрологических правил и норм в торговле, а равно выпуск, продажа, прокат или применение средств измерений, типы которых не утверждены | Наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1000 руб.; на юридических лиц - от 5000 до 10 000 руб. |
Судебная практика В качестве примера можно привести Определение ВС РФ от 22.12.2010 N 78-Г10-35. Суд отказал в признании недействительным Положения о единой системе подготовки и аккредитации экскурсоводов и гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.10.2008 N 1330. Суд указал, что при организации экскурсионных услуг группе туристов или экскурсантов организаторы туризма должны пользоваться услугами специалистов-экскурсоводов (гидов, гидов-переводчиков), обладающих профессиональной подготовкой. На экскурсоводах (гидах, гидах-переводчиках), осуществляющих экскурсионную деятельность, лежит обязанность проходить обучение по программам дополнительного профессионального образования в сфере туризма. Очевидно и то, что, поскольку Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристической деятельности в Российской Федерации" не определяет критерии такой профессиональной подготовки гидов-переводчиков, органы государственной власти субъекта РФ в целях упорядочения деятельности могут определять данные критерии самостоятельно. Аналогичное решение было вынесено в Определении ВС РФ от 09.12.2010 N КАС10-634. Компании не удалось признать частично недействующим Приказ Министерства здравоохранения и социального развития России от 01.04.2010 N 205н "Об утверждении Перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда". В более раннем решении ВС РФ от 06.10.2010 N ГКПИ10-1071 также содержится отказ в удовлетворении заявления о признании частично недействующим Приказа Минздравсоцразвития России N 205н. Кроме того, организации, пользующиеся услугами аккредитованных коллег, пытаются признать неправомерными их требования, которые нередко устанавливаются не самими организациями, а вышестоящими министерствами и ведомствами. Но и здесь их ожидает провал. Например, в Определении ВС РФ от 17.12.2009 N КАС09-590 суд оставил без удовлетворения заявление о признании недействующим абз. 2 п. 2.4 раздела I Типового устава аккредитованной организации по управлению правами на коллективной основе, утвержденного Приказом Минкультуры России от 19.02.2008 N 30. Установить неправомерность отказа в получении свидетельства об аккредитации зачастую также не удается. В Постановлении ФАС СЗО от 28.05.2009 N А56-48017/2008 судом было отказано ООО в признании недействительным приказа Роснедвижимости об отказе обществу в его аккредитации в качестве организации технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, поскольку ведение архива и хранение архивных документов, относящихся к государственной части Архивного фонда РФ, не могут осуществляться организациями иных форм собственности, помимо государственной или муниципальной. В целом судебная практика позволяет говорить об отрицательной тенденции оспаривания как актов органов власти, министерств и ведомств, так и распорядительных документов об отказе в аккредитации. Однако в случае предъявления завышенных требований к документам, подаваемым заявителем при совершении специальных действий, суд может встать и на сторону заявителя. В Постановлении ФАС СЗО от 28.01.2008 N А13-5158/2007 судом было указано, что, поскольку ООО при декларировании экспортируемых товаров представило таможне пакет документов, из которых следует, что в данном товаре не содержатся вещества, относящиеся к опасным отходам, вывоз которых с таможенной территории РФ производится при наличии специального разрешения, суд признал незаконным требование таможни о представлении обществом заключения аккредитованной лаборатории о соответствии названного товара государственному стандарту. Кроме того, положительная практика сформировалась при отказе государственными или налоговыми органами в предоставлении льгот и предъявлении завышенных требований, связанных с необходимостью аккредитации и сертификации. В Постановлении ФАС СКО от 04.05.2009 N А32-19464/2008-30/255 довод заявителя о том, что для применения налоговой льготы, указанной в подп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ, необходимо наличие государственной аккредитации образовательного учреждения, правомерно не принят судом. В данной статье отсутствует указание на аккредитацию образовательного учреждения как условие для предоставления льготы по уплате НДС. Таким образом, в суде можно ожидать положительного результата, если государственные органы предъявляют завышенные требования, не установленные законодательно. |
|