Saldo.ru

Публикации

11 июля 2020, Суббота
Мастер-СальдоSaldo.ru: Бухгалтерский сервер Вход для своих
Стань своим на Saldo.ru
Забыли пароль?

Вы здесь: Saldo.ru / Бухгалтерские новости / Публикации

Публикации

Просим вас ставить ваши оценки опубликованным материалам


Версия для печати 
Шрифт:
И. Чвыков, АКДИ "Экономика и жизнь"
Материал из электронного издания "Профбухгалтерия"

ЧЕСТЬ ИМЕЮ РЕКОМЕНДОВАТЬСЯ

Обменяться с покупателем или поставщиком визитными карточками стало рядовым событием. Это предусмотрено обычаями делового общения и просто удобно. Но вопросы, связанные с отражением таких расходов в бухгалтерском и налоговом учете, еще остались.

Вряд ли кто-то будет спорить, что получить визитную карточку собеседника и прочитать четко напечатанные имя и фамилию лучше, чем записывать их в записную книжку или в блокнот. Еще пол-беды, если все это происходит в комнате переговоров. А если, например, на презентации? Записывать координаты собеседника удерживая блокнот на весу? А если таких знакомств в этот день будет много? Именно поэтому визитные карточки получили весьма широкое распространение. Организации заказывают визитные карточки для руководителей, сотрудников, регулярно общающихся с деловыми партнерами, сотрудников, выезжающих на выставки, и т.д. Оплатив расходы по изготовлению карточек, бухгалтер должен отразить эти суммы в учете. И тут возникает ряд вопросов. Следует ли уплатить налог на рекламу с этих затрат? Можно учесть эти затраты при исчислении налога на прибыль? Можно ли НДС, уплаченный при изготовлении визитных карточек, принять к вычету? Выдав визитные карточки сотрудникам, нужно ли удерживать налог на доходы физических лиц? Попробуем разобраться в этих вопросах.

НАЛОГ НА РЕКЛАМУ
История этого вопроса восходит к тем временам, когда организации для налогообложения прибыли руководствовались Положением о составе затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)..., утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 552. Именно в этот период арбитражными судами была выработана позиция, что информация о сотруднике организации, напечатанная на визитной карточке, рекламой не является. Рассматривая споры между организациями и налоговыми органами, арбитражные суды руководствовались определением рекламы, которое дано в ст. 2 Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе). Согласно этому определению реклама представляет собой информацию о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, распространяемую в любой форме, с помощью любых средств, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать их реализации.
Таким образом, реклама призвана способствовать расширению рынков сбыта, привлекать покупателей и увеличивать продажи. На визитных карточках, которые организация заказывает для своих сотрудников, обычно указывают наименование организации (и ее логотип), адрес, фамилию и имя сотрудника, а также его должность и контактные телефоны (в последнее время все чаще указывают еще и адрес электронной почты). Например, визитная карточка может выглядеть так.
ООО "БЕЛЫЙ НОСОРОГ"
Пестряков Александр Руководитель отдела продаж
111256, Москва, ул. Перестукина, 18
тел.: (095) 567-23-12
E-mail: pestr@nashorn.ru
Как видим, в такой визитной карточке содержится только служебная информация о сотруднике и организации, которую он представляет. Кроме того, целью вручения визитной карточки является представление личности сотрудника. Предназначена такая информация для ограниченного круга лиц, который определяет ее владелец. Такая информация не формирует и не поддерживает интерес к изготавливаемым организацией товарам (работам, услугам). Она лишь информирует о том, что сотрудник работает в конкретной организации в определенной должности, а также о том, как с ним связаться. Арбитражные суды отмечали, что сведения на визитных карточках относятся непосредственно к организации, а физические лица, используя визитные карточки, выступают не от собственного имени, а от имени организации, представителями которой они являются. На основании таких аргументов арбитражные суды не признавали визитные карточки рекламной информацией и соответственно расходы по их изготовлению затратами на рекламу. Следовательно, и уплачивать налог на рекламу с таких расходов не нужно. Такой вывод, например, содержится в Постановлениях ФАС Уральского округа от 11.03.2004 N Ф09-827/04-АК, от 26.01.2004 N Ф09-4994/03-АК, от 03.03.2003 N Ф09-451/03-АК, Поволжского округа от 04.06.2001 N А55-12388/2000-3, Северо-Западного округа от 05.08.2002 N А56-4649/02.

Но будьте внимательны! Иногда визитные карточки изготавливаются специально для рекламных мероприятий и содержат рекламную информацию. Визитная карточка с рекламной информацией может быть такой.
ООО "БЕЛЫЙ НОСОРОГ"
Оптовая торговля изделиями из кожи высшего качества. У нас есть все, что Вы пожелаете!
Пестряков Александр Руководитель отдела продаж
111256, Москва, ул. Перестукина, 18 тел.: (095) 567-23-12 E-mail: pestr@nashorn.ru

В этих случаях арбитражные суды признают расходы на изготовление визитных карточек рекламными расходами. Так, например, затраты на изготовление визитных карточек были признаны рекламой Постановлениями ФАС Восточно-Сибирского округа от от 21.05.2002 N А74-135/02-К2-Ф02-1261/02-С1, Северо-Западного округа от 02.10.2000 N А56-7944/00. Таким образом, если в визитные карточки включена информация о реализуемых товарах (работах, услугах), то затраты на их изготовление признаются расходами на рекламу. Эта информация уже будет формировать и поддерживать интерес к изготавливаемым или реализуемым организацией товарам (работам, услугам). А если такие визитные карточки будут раздаваться на выставке всем желающим, то они будут соответствовать определению рекламы, данному в Законе о рекламе. В этом случае сумма затрат на их изготовление подлежит обложению налогом на рекламу. В соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" плательщиками налога на рекламу по ставке не более 5%являются лица, рекламирующие свою продукцию. Напомним, что перечень налогов и сборов, а также распределение их на федеральные, региональные и местные в настоящее время определены именно Законом N 2118-1, а не частью первой Налогового кодекса РФ. Такое условие установлено Федеральным законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах". На территориях субъектов РФ налог на рекламу вводится местными органами власти. Если информация на визитной карточке сотрудника будет признана рекламой, то возникает еще один вопрос. В какой момент нужно начислять налог на рекламу - когда визитные карточки фактически изготовлены и получены организацией или в тот момент, когда они выданы сотруднику для использования в работе? Действительно, между оплатой, получением изготовленных визитных карточек и раздачей их, например, на выставке может быть разрыв во времени. Тем более, если к участию в выставке готовится и другой рекламный материал. Получив карточки, их необходимо оприходовать на склад организации. И только после того как визитные карточки будут выданы сотрудникам для распространения среди клиентов или всем желающим на выставке, можно будет говорить о том, что произошло распространение рекламной информации. Такое распространение рекламной информации может произойти в следующем налоговом (отчетном) периоде. Поскольку ст. 2 Закона о рекламе предусмотрено, что реклама - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация, то можно утверждать, что информация становится рекламой, когда она фактически распространяется. Применительно к визитным карточкам, содержащим рекламную информацию, налог на рекламу нужно начислять в том периоде, в котором они фактически выданы сотруднику для распространения или фактически розданы на выставке. Такой же вывод содержится в письме УМНС по г. Москве от 10.11.2002 N 23-10/6/63941 и в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 17.09.2003 N А56-10280/03.
Изготовленные и оплаченные организацией визитные карточки представляют собой материально-производственные запасы. Поэтому после их получения они сдаются на склад и принимаются к бухгалтерскому учету по дебету счета 10 "Материалы". При выдаче сотрудникам визитных карточек, как и других материальных ценностей, оформляются первичные документы. Это может быть, например, требование-накладная по форме N М-11 (форма утверждена Постановлением Госкомстата России от 30.10.97 N 71а).
В бухгалтерском учете затраты на изготовление визитных карточек включаются в состав расходов в зависимости от подразделения, в котором заняты соответствующие работники, в момент их выдачи сотрудникам по требованию-накладной. Например, затраты на изготовление визитных карточек для работников аппарата управления относятся к расходам на управление организацией и учитываются на счете 26 "Общехозяйственные расходы", а для работников отдела сбыта могут учитываться на счете 44 "Расходы на продажу". Если визитные карточки содержат рекламную информацию и изготовлены специально для рекламных мероприятий, они могут учитываться на отдельном субсчете "Рекламные расходы", открываемом к счету 44. Это следует из пунктов 5 и 7 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н), согласно которым такие расходы относятся к расходам по обычным видам деятельности. Суммы начисленного налога на рекламу в бухгалтерском учете отражаются по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы", поскольку в соответствии с ПБУ 10/99 они учитываются в составе операционных расходов.

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ
Главой 25 НК РФ в качестве расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, затраты по изготовлению визитных карточек прямо не поименованы. Но перечень таких расходов является открытым. Поэтому затраты на изготовление любых визитных карточек (содержащих рекламную информацию и не содержащих ее) можно включить в состав расходов. Для этого необходимо, чтобы эти расходы были обоснованы, экономически оправданы и подтверждены документально (ст. 252 НК РФ). Документальным подтверждением затрат на изготовление визитных карточек будет договор с организацией-изготовителем, накладная и счет-фактура. Можно порекомендовать издать приказ по организации, в котором перечислить фамилии и должности работников, которые по своим обязанностям должны поддерживать контакты с третьими лицами. Выдача визитных карточек сотрудникам, оформленная требованием-накладной по форме N М-11, также будет являться документальным подтверждением расходов.
Поскольку визитные карточки способствуют более эффективным контактам работников с покупателями или поставщиками, то их использование направлено на получение дохода фирмой. Таким образом, затраты на их изготовление можно считать экономически оправданными. Если организация оплачивает расходы по изготовлению визитных карточек работникам для выполнения ими служебных обязанностей в интересах организации, то эти расходы уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль и учитываются по подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. Такое же мнение высказал и руководитель Департамента налогообложения прибыли МНС России К.И. Оганян на Интернет-сайте МНС России www.nalog.ru. Эта же позиция отражена и в письме УМНС по г. Москве от 15.10.2003 N 26-12/57647.
Если же организация оплачивает расходы по изготовлению визитных карточек, содержащих информацию рекламного характера и предназначенных для участия в рекламных мероприятиях, то их можно признать расходами на рекламу (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ) в качестве иных нормируемых видов рекламы согласно п. 4 ст. 264 НК РФ. В этом случае для целей налогообложения прибыли расходы на изготовление таких визитных карточек уменьшают налоговую базу в отчетном (налоговом) периоде в составе иных нормируемых рекламных расходов в размере не более 1% выручки от реализации (без учета НДС) за этот же период.

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
Суммы НДС, уплаченные организации - изготовителю визитных карточек, принимаются к вычету по правилам, предусмотренным статьями 171 и 172 НК РФ, после фактической оплаты и при наличии счета-фактуры. НДС, уплаченный за визитные карточки, изготовленные для рекламных мероприятий, принимается к вычету в размере, соответствующем рекламным расходам, учитываемым при определении налогооблагаемой прибыли (п. 7 ст. 171 НК РФ).

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
Главой 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ доходами признаются доходы, указанные в ст. 208 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме. Изготовление визитных карточек для сотрудников организация оплачивает для выполнения ими служебных обязанностей в интересах организации. Следовательно, никакой экономической выгоды ни в денежной, ни в натуральной форме сотрудники не получают. Поэтому стоимость визитных карточек к доходам сотрудников не относится и соответственно не подлежит обложению НДФЛ.


Голосов: 4 Средний бал: 4.50
Оцените статью: