Saldo.ru

Публикации

18 октября 2018, Четверг
Мастер-СальдоSaldo.ru: Бухгалтерский сервер Вход для своих
Стань своим на Saldo.ru
Забыли пароль?

Вы здесь: Saldo.ru / Бухгалтерские новости / Публикации

Публикации

Просим вас ставить ваши оценки опубликованным материалам


Версия для печати 
Шрифт:
К. Сергеева
Материал предоставлен издательством"Финансовая газета"

"1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8": учет по новым правилам для всех типов учреждений

С 1 января 2011 г. согласно п. 2 ст. 9.1 Федерального закона от 8.05.10 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные. При этом преобразование учреждения из одного типа в другой не является реорганизацией и может производиться в течение финансового года.
В целях установления единого порядка ведения бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями приказом Минфина России от 1.12.10 г. N 157н (далее - приказ N 157н) утверждены Единый план счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкция по его применению (далее - Инструкция N 157н).
Приказ N 157н вступил в силу с 1 января 2011 г. В связи с этим согласно п. 4 приказа N 157н утратил силу приказ Минфина России от 30.12.08 г. N 148н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету".
Согласно п. 21 Инструкции N 157н на основе Единого плана счетов и положений Инструкции N 157н для ведения бухгалтерского учета применяются:
казенными учреждениями, финансовыми органами и органами, осуществляющими кассовое обслуживание, - план счетов бюджетного учета и Инструкция по применению плана счетов бюджетного учета (приказ Минфина России от 6.12.10 г. N 162н);
бюджетными учреждениями - план счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкция по его применению (приказ Минфина России от 16.12.10 г. N 174н);
автономными учреждениями - план счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкция по его применению (приказ Минфина России от 23.12.10 г. N 183н).
Следует отметить, что согласно п. 4 приказа N 162н положения данного приказа распространяются на бюджетные учреждения, в отношении которых не принято решение о предоставлении им субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Это значит, что учреждение, получившее статус "бюджетное" и продолжающее получать лимиты бюджетных обязательств, должно вести учет в соответствии с приказом N 162н. При этом следует учитывать положения п. 3 Инструкции N 157н:
данные бухгалтерского учета и сформированная на их основе отчетность учреждений должны быть сопоставимы у государственного (муниципального) учреждения вне зависимости от его типа, в том числе за различные финансовые (отчетные) периоды его деятельности;
рабочий план счетов субъекта учета, а также требования к структуре аналитического учета, утвержденные в рамках формирования учетной политики субъектом учета, применяются непрерывно и изменяются при условии обеспечения сопоставимости показателей бухгалтерского учета и отчетности за отчетный, текущий и очередной финансовый годы (очередной финансовый год и плановый период).
Кроме того, согласно п. 1 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета она применяется не только казенными учреждениями, но и органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, органами управления территориальными государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, иными юридическими лицами, осуществляющими согласно законодательству Российской Федерации бюджетные полномочия получателя бюджетных средств.
Бюджетные учреждения - получатели субсидий и автономные учреждения с 1 января 2011 г. не являются участниками бюджетного процесса. Вместе с тем согласно п. 5 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.96 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение осуществляет в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, полномочия соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме.
Подготовлен проект изменений в Федеральный закон от 3.11.06 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях". Согласно п. 3.12 ст. 2 (в редакции законопроекта) автономные учреждения осуществляют в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, полномочия соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме.
Таким образом, для выплат стипендий, материальной помощи детям-сиротам и аналогичных выплат бюджетным учреждениям - получателям субсидий и автономным учреждениям могут передаваться полномочия по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме. Постановлением Правительства Российской Федерации от 2.08.10 г. N 590 утвержден Порядок осуществления федеральным бюджетным учреждением полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа) по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, и финансового обеспечения их осуществления (далее - Порядок N 590). Согласно Порядку N 590 на эти средства распространяется порядок бюджетного учета с составлением бюджетной отчетности. Это предполагает ведение учета расчетов по исполнению публичных обязательств в порядке, регламентированном приказом N 162н для казенных учреждений.
Приказом Минфина России от 15.12.10 г. N 173н утверждены формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета для государственных (муниципальных) учреждений всех типов.
Приказом Минфина России от 28.12.10 г. N 191н утверждены формы и Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Приказом Минфина России от 25.03.11 г. N 33н утверждены формы и Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений.
Указанные документы должны применяться в 2011 г.
Таким образом, учетная программа для государственных и муниципальных учреждений должна:
поддерживать учет для каждого типа учреждений с применением соответствующего рабочего плана счетов и формированием соответствующей отчетности;
обеспечивать ведение бюджетного учета по переданным полномочиям "на отдельном балансе" с формированием бюджетной отчетности.
Данные требования реализованы в "1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8" - новом программном продукте фирмы "1С" на платформе "1С:Предприятие 8.2".
Типовая конфигурация программы "1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8" представляет собой типовое прикладное решение, предназначенное для автоматизации бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, состоящих на самостоятельном балансе, финансируемых из федерального, регионального (субъекта Российской Федерации) или местного бюджетов, а также из бюджета государственного внебюджетного фонда, ведущих учет в соответствии с указанными нормативными документами по бухгалтерскому учету.

Ведение учета казенных, бюджетных и автономных учреждений

"1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8" предусматривает ведение учета всеми типами государственных (муниципальных) учреждений - казенными, бюджетными, автономными - для обеспечения сопоставимости данных при переходе учреждения из одного типа в другой.
Программа может также использоваться распорядителями, главными распорядителями средств бюджета, органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, финансовыми органами, органами казначейства, государственными академиями наук в части исполнения сметы на свое содержание.

Централизованный учет. Ведение учета деятельности группы учреждений в единой информационной базе

"1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8" предоставляет возможность вести бухгалтерский учет как одного учреждения, так и группы учреждений (структурных подразделений учреждения) в одной информационной базе. Программу можно использовать для ведения централизованного учета за учреждения, передавшие свои полномочия по ведению бухгалтерского учета на основании соглашения. При этом в единой информационной базе осуществляется ведение учета казенных учреждений - по Плану счетов бюджетного учета, бюджетных учреждений - по Плану счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, автономных учреждений - по Плану счетов бухгалтерского учета автономных учреждений.
При ведении централизованного учета используются общие государственные классификаторы, ведутся общие списки контрагентов, номенклатуры материальных запасов, статей затрат и т.д.
Главная книга и баланс могут формироваться как консолидированно, для группы учреждений, так и раздельно по учреждениям и структурным подразделениям.

Ведение обособленного учета по источникам финансового обеспечения

"1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8" предоставляет возможность вести обособленный учет в рамках одного учреждения по источникам финансового обеспечения в одной информационной базе с получением обособленной отчетности. При этом структура счетов по каждому источнику финансового обеспечения может быть разной.

Обособленный учет операций по переданным полномочиям

Программа обеспечивает обособленный учет операций по осуществлению бюджетным (автономным) учреждением полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), выполняющего функции и полномочия учредителя учреждения, по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, в соответствии с приказом Минфина России от 6.12.10 г. N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению" и формирование по ним отчетности в соответствии с приказом Минфина России от 28.12.10 г. N 191н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".

План счетов

"1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8" содержит типовой Единый план счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений согласно приложению 1 к приказу N 157н (далее - Единый план счетов бухгалтерского учета).
Настройка синтетического, аналитического, количественного, валютного учета на счетах типового плана счетов выполнена в соответствии с Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета (приложение 2 к приказу N 157н) и в объеме показателей, предусмотренных для представления внешним пользователям (опубликования в средствах массовой информации) согласно законодательству Российской Федерации.
Благодаря возможностям платформы "1С:Предприятие 8" структура счета в плане счетов программы приведена в полное соответствие структуре номера счета Единого плана счетов.
"1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8" обеспечивает ведение учета:
по действующей бюджетной классификации Российской Федерации или произвольной классификации;
в разрезе видов финансового обеспечения деятельности;
в разрезе операций сектора государственного управления (аналитических кодов поступления и выбытия);
в разрезе учреждений (структурных подразделений, выделенных на самостоятельный баланс);
в разрезе источников финансового обеспечения (балансов).
Это позволяет в указанных разрезах группировать, подводить итоги и выстраивать иерархию представления информации в регламентированных регистрах бухгалтерского учета, стандартных и специализированных отчетах.
План счетов поддерживает до пяти разрезов аналитического учета помимо 26 разрядов номера счета. Настройка синтетического и аналитического учета реализована для всех разделов учета.
Учет средств, имущества и обязательств может вестись как в рублях, так и в иностранной валюте.

Рабочий план счетов учреждения

На основании Единого плана счетов бухгалтерского учета предусмотрено формирование рабочего плана счетов для каждого учреждения, учет которого ведется в программе. При этом структуру счетов рабочего плана счетов можно задавать в соответствии с типом учреждения - казенное, бюджетное, автономное - и видами его финансового обеспечения. При формировании бухгалтерских записей операции отражаются на 26-разрядных счетах рабочего плана счетов.
Вид классификатора, который будет использоваться при формировании счетов рабочего плана счетов - "Бюджетный" или "Произвольный", определяется выбранной в учетной политике учреждения структурой рабочего плана счетов.
В "1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8" поставляются типовые настройки структуры рабочего плана счетов для казенных, бюджетных и автономных учреждений.
Структура рабочего плана счетов для казенных учреждений содержит соответствующие виды финансового обеспечения и предполагает для каждого вида финансового обеспечения обязательное указание полного кода бюджетной классификации Российской Федерации - КБК и КОСГУ. При формировании рабочих счетов используются счета согласно Плану счетов бюджетного учета (приказ N 162н).
Структура рабочего плана счетов для бюджетных учреждений предполагает для каждого вида финансового обеспечения обязательное указание кода бюджетной классификации Российской Федерации только в части КОСГУ, а вместо кодов бюджетной классификации можно указывать значения из произвольного классификатора. При формировании рабочих счетов используются счета согласно Плану счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений (приказ N 174н).
Структура рабочего плана счетов для автономных учреждений предполагает для каждого вида финансового обеспечения указание кода из произвольного классификатора. При формировании рабочих счетов используются счета согласно Плану счетов бухгалтерского учета автономных учреждений (приказ N 183н).
Исходя из учетной политики учреждения требований законодательства или учредителя можно изменить типовую структуру рабочего плана счетов - удалить или добавить вид финансового обеспечения деятельности, изменить вид классификации - бюджетная или произвольная, которая будет включаться в номер счета бухгалтерского учета рабочего плана счетов учреждения.

Бюджетная классификация

"1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8" содержит бюджетную классификацию Российской Федерации и механизм ее актуализации.
Для ведения бюджетной классификации в программе предусмотрен набор справочников. Информация из справочников группы "Бюджетная классификация" используется для формирования 26-разрядных номеров счетов рабочего плана счетов учреждения, при оформлении расчетно-платежных документов, а также для построения иерархической структуры бюджетной классификации в целях формирования бюджетной отчетности в структуре бюджета (сводной бюджетной росписи).
Справочники поставляются заполненными и содержат соответствующие бюджетные классификаторы, утвержденные приказом Минфина России от 28.12.10 г. N 190н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации". Коды бюджетных классификаторов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов можно ввести в справочники в пользовательском режиме или загрузить из файла.
Предусмотрено ведение "произвольной" классификации для формирования классификационных признаков счетов (КПС), а также дополнительных бюджетных классификаторов.
Значения кодов бюджетных и произвольных классификаторов, используемых в качестве классификационных признаков счетов (КПС), вводятся на определенную дату, что позволяет хранить в единой информационной базе операции по старым и новым кодам КПС. Таким образом, при изменении классификаторов можно работать с новой и старой классификациями одновременно в одной и той же информационной базе.
При изменении бюджетных классификаторов в законодательном порядке справочники могут быть приведены в соответствие законодательству путем загрузки обновленных классификаторов. В поставку и обновления типовой конфигурации бюджетные классификаторы включены также в виде внешних файлов. Классификаторы можно загрузить из файлов в соответствующие справочники с помощью Помощника обновления бюджетной классификации.
Актуальные бюджетные классификаторы размещаются на пользовательском сайте фирмы "1С", на интернет-странице поддержки конфигурации, а также на дисках "Информационно-технологическое сопровождение "1С:Предприятия".
После обновления бюджетных классификаторов можно в автоматическом режиме проверить соответствие классификационных признаков счетов загружаемым классификаторам, установить окончание срока действия неактуальных КПС и счетов рабочего плана счетов.

Функциональные возможности

Типовая конфигурация обеспечивает высокий уровень автоматизации бухгалтерского учета:
ввод и хранение информации в объеме, необходимом для оформления первичных учетных документов и формирования регистров бухгалтерского учета;
ведение бухгалтерского документооборота с регистрацией операции на счетах рабочего плана счетов бухгалтерского учета;
регистрация входящих первичных учетных документов;
оформление исходящих первичных учетных документов (формирование в бумажном и/или электронном виде);
хранение сформированных первичных документов в электронном виде в информационной базе;
формирование регистров учета по учетным данным с получением твердых копий на бумажном носителе на типовых бланках;
формирование регистров учета, стандартных и специализированных отчетов с различной группировкой и иерархией представления данных;
формирование регламентированной бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности.
Предусмотрена работа с распределенными информационными базами и другие возможности.

Полнофункциональный комплекс готовых решений

"1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8" поддерживает единый методически выверенный взаимосвязанный технологический процесс ведения учета, который предусматривает получение всех необходимых первичных документов и регистров учета.

Работа "от документа"

Документирование фактов финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений предусмотрено с помощью электронных документов, специализированных по разделам учета, с получением соответствующих типовых форм первичных документов или бухгалтерской справки ф. 0504833.
Типовая конфигурация программы представляет собой полнофункциональный комплекс готовых решений для автоматизированного учета практически по всем разделам бухгалтерского учета. В ее составе более 170 специализированных документов, позволяющих оформить первичными документами по унифицированным формам и отразить на счетах рабочего плана счетов учреждения почти 1000 видов хозяйственных операций.
На этапе ведения бухгалтерского документооборота программа обеспечивает ввод, печать и хранение в информационной базе данных первичных документов. Сформированный первичный документ может быть сохранен в базе. При проведении электронных документов программа автоматически формирует проводки - записи на счетах бухгалтерского учета исходя из существа регистрируемой операции.
Первичные документы и бухгалтерские записи, настроенные в электронных документах, соответствуют федеральному законодательству по бухгалтерскому учету в государственных (муниципальных) учреждениях.
Ввод специализированных документов - основной способ отражения хозяйственных операций в учете. Допускается также непосредственный ввод отдельных проводок в универсальном документе "Операция (бухгалтерская)". Для группового ввода проводок можно использовать типовые операции - простой инструмент автоматизации, легко и быстро настраиваемый пользователем.
Программа позволяет автоматически выполнять регламентные операции, такие как начисление амортизации, переоценка валюты, закрытие счетов.
Введенная информация обобщается, что дает возможность формировать необходимую отчетность за любой период.
Широкий спектр регламентированных регистров учета, стандартных и специализированных отчетов позволяют сделать учет прозрачным, контролировать дебиторскую и кредиторскую задолженность, своевременно выявлять экономию и не допускать принятие обязательств свыше установленных лимитов.
Комплект регламентированных отчетов (ежеквартально обновляемый) содержит формы бюджетной и бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений, а также формы налоговой и статистической отчетности, отчетности в фонды, необходимые для месячного, квартального и годового отчета бюджетного учреждения.

Переход на новый программный продукт

Для оперативного перехода на новый программный продукт предусмотрен перенос всей накопленной информации из программы "1С:Бухгалтерия бюджетного учреждения 8" - справочной информации по объектам учета, остатков на 1 января 2011 г. и оборотов по счетам за 2011 г. исходя из новых правил. При переносе данных по счетам учитываются тип учреждения и виды его имущества.


Голосов: 47 Средний бал: 3.81
Оцените статью: