В Налоговый кодекс будут внесены существенные изменения, которые затронут прежде всего порядок расчетов с бюджетом по НДС. Новые правила установлены для суммовых разниц, восстановления и вычета налога, есть и ряд других новаций.
Законопроект должен вступить в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода. Возможно, уже с IV квартала 2011 года организации при расчете НДС будут следовать новому порядку.
Одним из ключевых моментов этого законопроекта является появление в Налоговом кодексе РФ нового понятия - "корректировочный счет-фактура". Этот документ бухгалтеры уже назвали "отрицательным" счетом-фактурой. Выставлять его надо в случае, если стоимость или количество уже отгруженных товаров, переданных имущественных прав будет изменена. При этом документ составляется независимо от того, увеличена или уменьшена в итоге сумма налога. Порядок его оформления аналогичен уже привычному счету-фактуре. Более подробно об этом читайте на с. 11.
Изменится и порядок восстановления НДС в некоторых случаях. Перечень ситуаций, в которых компаниям придется восстанавливать налог, расширен. Подробнее об этом читайте в следующем номере "Актуальной бухгалтерии".
НДС лишили суммовых разниц
Еще одно важное изменение коснется порядка учета суммовых разниц. Налоговая база при операциях с иностранной валютой будет определяться на дату отгрузки товаров*(1). При последующей оплате базу по НДС корректировать не надо. Суммовые разницы, которые при этом возникнут, будут учитываться в соответствии с главой 25 Налогового кодекса в составе либо внереализационных доходов, либо внереализационных расходов.
Напомним, что сейчас при определении налоговой базы организация пересчитывает сумму обязательств в условных единицах по курсу Банка России на дату оплаты отгруженных товаров*(2). В зависимости от того, увеличивается или уменьшается курс иностранной валюты, возникает положительная или отрицательная суммовая разница. Если суммовая разница отрицательная, финансовое ведомство указывает, что принимать ее в расчет налоговой базы по НДС нельзя. В ряде случаев эта позиция находит поддержку в судах*(3). Для целей обложения НДС учитываются только положительные суммовые разницы как дополнительные суммы, связанные с оплатой. Эти положения регулярно оспариваются организациями в судебном порядке. При этом суды чаще встают на сторону налогоплательщика*(4). Президиум Верховного Арбитражного Суда РФ*(5) отметил, что исчисленная на дату отгрузки и указанная в счете-фактуре цена не является стоимостью товара, которая учитывается при определении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость в силу положений пункта 1 статьи 154 Налогового кодекса.
С принятием поправок в Налоговый кодекс со спорами о порядке учета суммовых разниц будет покончено.
Пример
Фирма 24 октября реализовала товар на сумму 5900 евро (в т.ч. НДС - 900 евро). Согласно условиям договора оплата за поставленный товар производится в рублях по курсу ЦБ РФ на дату оплаты. Оплата поступила 10 ноября. Курс евро на дату отгрузки составил 37,50 руб./евро, на дату оплаты - 39,0 руб./евро.
Стоимость отгруженных товаров на дату отгрузки:
5900 евро х 37,50 руб./евро = 221 250 руб., в т.ч. НДС - 33 750 руб. (900 евро х 37,50 руб./евро).
Стоимость отгруженных товаров на дату оплаты составила: 5900 евро х 39 руб./евро = 230 100 руб., в т.ч. НДС - 35 100 руб. (900 евро х 39,0 руб./евро). Положительная суммовая разница составила:
230 100 - 221 250 = 8850 руб.
Ситуация 1. Порядок учета положительной суммовой разницы до вступления в силу поправок в Налоговый кодекс.
Полученная суммовая разница принимается в расчет налоговой базы по НДС. Эту сумму надо включить в базу по НДС и начислить налог.
Ситуация 2. Порядок учета положительной суммовой разницы после вступления в силу поправок в Налоговый кодекс.
Полученная суммовая разница не принимается расчет налоговой базы по НДС.
Выписку банка в инспекцию представлять не нужно
Также законотворцы упростили порядок применения нулевой ставки по налогу в отношении экспортируемых товаров. Из перечня документов, необходимых для подтверждения нулевой ставки НДС, будет исключена выписка банка. Впредь налоговики не смогут отказать организации в вычете из-за того, что оплата покупателем товара, работ, услуг не была подтверждена.
Напомним, что сейчас Налоговым кодексом установлен подробный перечень документов, которые фирма должна представить в инспекцию для получения возмещения или вычета по налогу. В него входят:
- контракт (его копия) организации с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории РФ;
- выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара на счет фирмы в российском банке;
- грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского пограничного таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории РФ;
- копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ*(6).
Все документы нужно представить в срок не позднее 180 календарных дней считая с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта*(7). Если этого не произойдет, инспекция имеет право не только отказать в возмещении (или вычете) налога, но и начислить налог по ставкам 10 или 18 процентов на операции по реализации товаров на экспорт.
Таким образом, после вступления в силу поправок для подтверждения нулевой ставки НДС при экспорте нужно будет представить в инспекцию контракт с покупателем, ГТД и копии транспортно-сопроводительных документов.
Все ли новое лучше старого?
Не всем вносимым изменениям организации будут рады. Есть в законопроекте нормы, которые, на наш взгляд, могут ухудшить положение фирм - плательщиков НДС. К таковым относится изменение подпункта 15 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса, определяющего операции, не подлежащие налогообложению.
В измененной редакции нормы расширен перечень работ по сохранению объектов культурного наследия, которые освобождены от НДС. Добавлены работы по приспособлению объекта культурного наследия для современного использования, спасательные археологические полевые работы, в том числе научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы.
Но при этом теперь и Налоговым кодексом будет установлен перечень документов, которые необходимо иметь организации при проведении работ по сохранению памятников культурного наследия. Ранее он был прописан в Федеральном законе N 73-ФЗ*(8). В него входили письменное разрешение и задание на проведение работ, а также лицензия на право осуществления деятельности, связанной с обследованием состояния, консервацией, реставрацией и ремонтом памятников истории и культуры*(9). С принятием поправок в Налоговый кодекс необходимыми станут справки об отнесении объекта к объектам культурного наследия, включенным в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ, или выданные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти либо органом исполнительной власти субъекта РФ; копии договора на выполнение указанных работ.
Электронная подпись - только квалифицированная
Будут внесены изменения и в часть первую Налогового кодекса. Основные из них касаются порядка постановки и снятия с учета организации. Эти поправки связаны с вступлением в силу Федерального закона "Об электронной подписи"*(10). Этот закон вводит три вида электронной подписи.
Законодатели сочли нужным уточнить, какую из них должна использовать фирма при направлении в инспекцию по телекоммуникационным каналам связи заявления о постановке на учет (снятии с учета) и уведомления о выборе налогового органа для постановки на учет организации по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений. Теперь заверить эти документы для налоговой инспекции нужно усиленной квалифицированной электронной подписью лица, предоставляющего бумаги, или его представителя*(11).
Аналогичное изменение коснулось и документов, которые налоговый орган может отправить заявителю в электронном виде.
Экспертиза статьи:
О. Монако, служба Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор
Примечание. Как Петр I "чинил прибыли"
Марина Белова
Казенные фабрики и заводы начали учреждаться при Петре I. Происходила реорганизация армии, строился флот. Именно в этот период возникли металлургия, горнозаводская промышленность, судостроение, суконное, парусное дело. Все это требовало от государства дополнительных расходов. Вводили военные налоги: драгунские, рекрутские, корабельные и др.
Появилась новая должность - прибыльщики. В их обязанность входило "сидеть и чинить государю прибыли", то есть изобретать новые источники доходов казны. С легкой руки прибыльщиков в стране появились налоги с постоялых дворов, печей, арбузов, орехов, с продажи съестного и другие налоги и сборы.
В 1705 году взималась пошлина на усы и бороды. От нее были освобождены только сибирские жители. А в 1718 году началась перепись (продолжалась до 1724 г.), которая проводилась для введения подушной подати. Тогда же появилась и должность земского комиссара, который собирал подушную подать.
Благодаря проводимым реформам доходы государства постоянно росли. Во второй половине царствования Петра I Российское государство, несмотря на огромные издержки, обходилось собственным доходами и в долг у других стран не брало.
"Актуальная бухгалтерия", N 8, август 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) п. 4 ст. 153 НК РФ
*(2) п. 3 ст. 153 НК РФ
*(3) пост. ФАС МО от 16.01.2009 N КА-А41/12582-08 по делу N А41-13087/08, ФАС УО от 05.10.2006 N Ф09-8899/06-С2 по делу N А07-5842/06
*(4) пост. ФАС СКО от 29.03.2010 по делу N А53-14397/2009, ФАС ПО от 10.02.2010 по делу N А55-15001/2009, ФАС СЗО от 14.01.2010 по делу N А21-9813/2008
*(5) пост. Президиума ВАС РФ от 17.02.2009 N 9181/08 по делу N А40-20314/07-112-124
*(6) подп. 2 п. 1 ст. 165 НК РФ
*(7) п. 9 ст. 165 НК РФ
*(8) Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ (далее - Закон N 73-ФЗ)
*(9) ст. 45 Закона N 73-ФЗ
*(10) Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ
*(11) п. 5.1 ст. 84 НК РФ