Saldo.ru

Публикации

29 марта 2024, Пятница
Мастер-СальдоSaldo.ru: Бухгалтерский сервер Вход для своих
Стань своим на Saldo.ru
Забыли пароль?

Вы здесь: Saldo.ru / Бухгалтерские новости / Публикации

Публикации

Просим вас ставить ваши оценки опубликованным материалам


Версия для печати 
Шрифт:
И. Шиндер
Материал предоставлен журналом "Бюджетные организации образования: бухгалтерский учет и налогообложение"

Изменения, внесенные во вторую часть Налогового кодекса

Поводом для написания этой статьи послужили многочисленные по-правки, внесенные в Налоговый кодекс. Они затронули налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на доходы физи-ческих лиц. Рассмотрим основные изменения, касающиеся образова-тельных учреждений.

Изменения в Налоговый кодекс внесены следующими федеральными законами:
- от 18.07.2011 N 235 ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности" (далее . Федеральный закон N 235 ФЗ);
- от 18.07.2011 N 239 ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений" (далее . Федеральный закон N 239 ФЗ);
- от 19.07.2011 N 245 ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее . Федеральный закон N 245 ФЗ).

Налог на добавленную стоимость
Изменения, вступающие в силу с 01.10.2011
Изменения, внесенные Федеральным законом N 235 ФЗ. В статью 149 "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" НК РФ внесены поправки:
а) новая редакция пп. 4 п. 2 этой статьи звучит следующим образом: не подлежит обложению НДС реализация услуг по содержанию детей в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, услуг по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях.
В старой редакции данный подпункт освобождал от обложения НДС реализацию услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях.
Таким образом, теперь уточнено, какие учреждения могут воспользоваться этой льготой;
б) новой редакцией пп. 5 п. 2 установлено, что не подлежит обложению НДС реализация продуктов питания, непосредственно произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций и реализуемых ими в указанных организациях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или организациям.
Старая редакция этого подпункта освобождала от обложения НДС реализацию продуктов питания, непосредственно произведенных студенческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, столовыми медицинских организаций, детских дошкольных учреждений и реализуемых ими в указанных учреждениях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или учреждениям.
Данной льготой они могли воспользоваться только в случае полного или частичного финансирования этих учреждений из бюджета или из средств фонда обязательного медицинского страхования.
Как видим, внесенные изменения также уточнили список учреждений, которые могут воспользоваться указанной льготой, и (что важно) теперь применение этой льготы не зависит от источника финансирования данных учреждений;
в) новой редакцией пп. 14 п. 2 определено, что не облагается НДС реализация услуг в сфере образования, оказываемых некоммерческими образовательными организациями по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче помещений в аренду.
Реализация некоммерческими образовательными организациями товаров (работ, услуг) как собственного производства (произведенных учебными предприятиями, в том числе учебно-производственными мастерскими, в рамках основного и дополнительного учебного процесса), так и приобретенных на стороне, подлежит налогообложению вне зависимости от того, направляется ли доход от этой реализации в данную образовательную организацию или на непосредственные нужды обеспечения развития, совершенствования образовательного процесса, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.
Этот подпункт в старой редакции освобождал от обложения НДС услуги в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче помещений в аренду.
Реализация некоммерческими образовательными организациями товаров (работ, услуг) как собственного производства (произведенных учебными предприятиями, в том числе учебно-производственными мастерскими, в рамках основного и дополнительного учебного процесса), так и приобретенных на стороне, подлежит налогообложению вне зависимости от того, направляется ли доход от этой реализации в данную образовательную организацию или на непосредственные нужды обеспечения развития, совершенствования образовательного процесса.
В новой редакции также уточняется, какие образовательные услуги не подлежат обложению НДС.

Изменения, внесенные Федеральным законом N 245 ФЗ.
1. Определение объекта обложения НДС. Согласно внесенным в пп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ поправкам не признается объектом обложения НДС не только передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, но и услуги по передаче им в безвозмездное пользование этих объектов.
2. Установление момента определения налоговой базы. В статью 153 НК РФ введен п. 4, которым установлен момент определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав по договорам, обязательство об оплате которых предусмотрено в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах. В этом случае моментом определения налоговой базы является день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав. При определении налоговой базы иностранная валюта или условные денежные единицы пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ на дату отгрузки (передачи) товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав. При последующей оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав налоговая база не корректируется. Суммовые разницы в части налога, возникающие у налогоплательщика-продавца при последующей оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываются в составе внереализационных доходов в соответствии со ст. 250 НК РФ или в составе внереализационных расходов согласно ст. 265 НК РФ.
3. Выставление корректировочного счета-фактуры. Новым абзацем п. 3 ст. 168 НК РФ введено понятие "корректировочный счет-фактура)". Корректировочный счет-фактура выставляется продавцом в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав. Выставить его он должен не позднее пяти календарных дней считая со дня составления договора, соглашения, иного первичного документа, подтверждающего согласие (факт уведомления) покупателя на изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе из за изменения цены (тарифа) и (или) количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав.
Новым абзацем, введенным в п. 1 ст. 169 НК РФ, определено, что корректировочный счет-фактура, выставленный продавцом покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цены (тарифа) и (или) количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, является документом, служащим основанием для принятия продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ.
Новым пунктом ст. 169 НК РФ (п. 5.2) определен состав показателей корректировочного счета-фактуры. Так, в корректировочном счете-фактуре, выставляемом при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) поставленных (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав, должны быть указаны:
1) наименование "корректировочный счет-фактура", порядковый номер и дата его составления;
2) порядковый номер и дата составления счета-фактуры, по которому осуществляется изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) поставленных (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав;
3) наименования, адреса и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя;
4) наименование товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав и единица измерения (при возможности ее указания), по которым осуществляются изменение цены (тарифа) и (или) уточнение количества (объема);
5) количество (объем) товаров (работ, услуг) по счету-фактуре исходя из принятых по нему единиц измерения (при возможности их указания) до и после уточнения количества (объема) поставленных (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав;
6) наименование валюты;
7) цена (тариф) за единицу измерения (при возможности ее указания) без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, . с учетом суммы налога до и после изменения цены (тарифа);
8) стоимость всего количества товаров (работ, услуг), имущественных прав по счету-фактуре без налога до и после внесенных изменений;
9) сумма акциза по подакцизным товарам;
10) налоговая ставка;
11) сумма налога, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок до и после изменения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) поставленных (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав;
12) стоимость всего количества товаров (работ, услуг), имущественных прав по счету-фактуре с учетом суммы налога до и после изменения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) поставленных (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав;
13) разница между показателями счета-фактуры, по которому осуществляется изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) поставленных (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, и показателями, исчисленными после изменения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) поставленных (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав.
При этом в случае изменения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав в сторону уменьшения соответствующая разница между суммами налога, исчисленными до и после их изменения, указывается с отрицательным знаком.
4. Восстановление НДС. Согласно новым пунктам, введенным в ст. 170 НК РФ, суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ, подлежат восстановлению налогоплательщиком:
а) в случае изменения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цены (тарифа) и (или) количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав (пп. 4 п. 3 ст. 170 НК РФ).
Восстановлению подлежат суммы налога в размере разницы между суммами налога, исчисленными исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав до и после такого уменьшения.
Восстановление сумм налога производится покупателем в налоговом периоде, на который приходится наиболее ранняя из следующих дат:
- дата получения покупателем первичных документов на изменение в сторону уменьшения стоимости приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), полученных имущественных прав;
- дата получения покупателем корректировочного счета-фактуры, выставленного продавцом при изменении в сторону уменьшения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав;
б) в случае получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством РФ субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ). Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету, они не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), а учитываются в составе прочих расходов по ст. 264 НК РФ.
Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставляемых субсидий.
Согласно п. 4 ст. 170 НК РФ суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции, принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налого-обложения). Указано, что пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за налоговый период. В этот пункт внесены дополнения, согласно которым налогоплательщик вправе по основным средствам и нематериальным активам, принимаемым к учету в первом или втором месяцах квартала, определять указанную пропорцию исходя из стоимости отгруженных в соответствующем месяце товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости отгруженных (переданных) за месяц товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Согласно вновь введенному в п. 6 ст. 171 НК РФ абзацу при проведении модернизации (реконструкции) объекта недвижимости (основного средства), в том числе по истечении 15 лет с момента ввода его в эксплуатацию, приводящей к изменению его первоначальной стоимости, суммы налога по строительно-монтажным работам, а также по товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения строительно-монтажных работ при проведении модернизации (реконструкции), принятые к вычету, подлежат восстановлению в случае, если указанные объекты недвижимости в дальнейшем используются для осуществления операций:
1) по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения);
2) по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория РФ;
3) по приобретению (ввозу) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, лицами, не являющимися плательщиками НДС либо освобожденными от исполнения обязанностей плательщика по исчислению и уплате налога;
4) которые не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ, если иное не установлено гл. 21 НК РФ.
В этом случае налогоплательщик обязан по окончании каждого календарного года в течение 10 лет начиная с года, в котором начисляется амортизация с измененной первоначальной стоимостью объекта недвижимости, в налоговой декларации, представляемой в налоговые органы по месту своего учета за последний налоговый период каждого календарного года из 10 лет, отражать восстановленную сумму налога. Расчет суммы налога, подлежащей восстановлению и уплате в бюджет, производится исходя из 1/10 й суммы налога, принятой к вычету по строительно-монтажным работам, а также по товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения строительно-монтажных работ при проведении модернизации (реконструкции), в соответствующей доле. Указанная доля определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, не облагаемых налогом и перечисленных выше, в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (переданных) за календарный год. Сумма налога, подлежащая восстановлению, в стоимость данного имущества не включается, а учитывается в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ.
Если до истечения 15 лет с момента ввода в эксплуатацию модернизируемый (реконструируемый) объект недвижимости исключается из состава амортизируемого имущества и не используется в деятельности налогоплательщика один год или несколько полных календарных лет, за эти годы восстановление сумм налога, принятых к вычету, не производится. Начиная с года, с которого возобновляется начисление амортизации, налогоплательщик обязан в налоговой декларации, представляемой в налоговые органы по месту своего учета за последний налоговый период каждого календарного года из оставшихся до окончания десятилетнего срока отражать восстановленную сумму налога. Расчет суммы налога, подлежащей восстановлению и уплате в бюджет, производится исходя из суммы налога, исчисленной как поделенная на количество лет, оставшихся до окончания десятилетнего срока, разница между суммой налога, принятой к вычету, и суммой налога, полученной в результате сложения 1/10 й суммы налога, за годы, предшествующие полному календарному году, в котором по модернизируемому (реконструируемому) объекту недвижимости амортизация не начислялась и объект недвижимости не использовался в деятельности налогоплательщика, в соответствующей доле. Указанная доля определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, не облагаемых налогом и указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ, в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (переданных) за календарный год. Сумма налога, подлежащая восстановлению, в стоимость этого имущества не включается, а должна учитываться в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ. Расчет суммы налога, подлежащей восстановлению по строительно-монтажным работам, а также по товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения строительно-монтажных работ при проведении модернизации (реконструкции), осуществляется аналогично порядку его расчета при модернизации объекта.
5. Налоговые вычеты. Новым пунктом ст. 171 НК РФ (п. 13) пре-дусмотрено, что при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цен (тарифов) и (или) количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, вычету у продавца этих товаров (работ, услуг), имущественных прав подлежит разница между суммами налога, исчисленными исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав до и после такого уменьшения.
При изменении в сторону увеличения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае увеличения цены (тарифа) и (или) количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, разница между суммами налога, исчисленными исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав до и после такого увеличения, подлежит вычету у покупателя этих товаров (работ, услуг), имущественных прав.
В пункт 1 ст. 172 НК РФ введен новый абзац, из которого следует, что при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав по договорам, обязательство об оплате которых преду-смотрено в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах, налоговые вычеты, произведенные в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ, при последующей оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав не корректируются. Суммовые разницы в части налога, возникающие у покупателя при последующей оплате, учитываются в составе внереализационных доходов в соответствии со ст. 250 НК РФ или в составе внереализационных расходов по ст. 265 НК РФ.
В новом пункте ст. 172 НК РФ (п. 10) предусмотрено, что вычеты суммы разницы, указанной в п. 13 ст. 171 НК РФ, производятся на основании корректировочных счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав в порядке, установленном п. 5.2 и 6 ст. 169 НК РФ, при наличии договора, соглашения, иного первичного документа, подтверждающего согласие (факт уведомления) покупателя на изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе из за изменения цены (тарифа) и (или) количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, но не позднее трех лет с момента составления корректировочного счета-фактуры.
Изменения, вступающие в силу с 01.01.2012
Изменения, внесенные Федеральным законом N 239 ФЗ. Пункт 2 ст. 146 НК РФ дополнен пп. 4.1, согласно которому не признается объектом обложения НДС выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

Налог на доходы физических лиц

Изменения, вступающие в силу с 01.01.2012
Изменения, внесенные Федеральным законом N 235 ФЗ. В статью 217 НК РФ введен п. 3.1, согласно которому не подлежат налогообложению выплаты, производимые добровольцам в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является безвозмездное выполнение работ, оказание услуг, на возмещение расходов добровольцев, связанных с исполнением таких договоров, наем жилого помещения, проезд к месту осуществления благотворительной деятельности и обратно, питание (за исключением расходов на питание в сумме, превышающей размеры суточных, пре-
дусмотренные п. 3 настоящей статьи), оплату средств индивидуальной защиты, уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование, связанное с рисками для здоровья добровольцев при осуществлении ими добровольческой деятельности.
В новой редакции пп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ установлено, что при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение социальных налоговых вычетов в сумме доходов, перечисляемых им в виде пожертвований:
- благотворительным организациям;
- социально ориентированным некоммерческим организациям на осуществление ими деятельности, предусмотренной законодательством РФ о некоммерческих организациях;
- некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области науки, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), образования, просвещения, здравоохранения, защиты прав и свобод человека и гражданина, социальной и правовой поддержки и защиты граждан, содействия защите граждан от чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды и защиты животных;
- религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности;
- некоммерческим организациям на формирование и (или) пополнение целевого капитала, которые осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 30.12.2006 N 275 ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций".
Указанный в настоящем подпункте вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов, но не более 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде и подлежащего налого-обложению.
Старая редакция этого подпункта предусматривала, что при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение социальных налоговых вычетов в сумме доходов, перечисляемых им на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов, а также физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд, а также в сумме пожертвований, перечисляемых (уплачиваемых) налогоплательщиком религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности, . в размере фактически произведенных расходов, но не более 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде.
Как видим, в новой редакции подпункта уточняется, что социальный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику в сумме доходов, перечисляемых в виде пожертвований, в нем отсутствуют условия о финансировании, ограничивающие предоставление социального налогового вычета.

Налог на прибыль

Изменения, действие которых распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2010
Изменения, внесенные Федеральным законом N 245 ФЗ. В статью 271 "Порядок признания доходов при методе начисления" НК РФ введен п. 4.4, предусматривающий порядок учета средств, полученных в виде субсидий на государственную поддержку развития кооперации российских образовательных учреждений высшего профессионального образования и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства. Эти средства должны учитываться в составе внереализационных доходов пропорционально расходам, предусмотренным условиями получения указанных средств и фактически осуществленным за счет этого источника, но не более трех налоговых периодов с даты получения этих средств.
Данный порядок учета названных средств не распространяется на случаи приобретения (создания) за счет этого источника амортизируемого имущества. В случае приобретения (создания) за счет указанных средств амортизируемого имущества они отражаются в составе доходов по мере признания расходов на приобретение (создание) амортизируемого имущества.
В случае нарушения условий получения средств, предусмотренных настоящим пунктом, полученные средства в полном объеме отражаются в составе внереализационных доходов налогового периода, в котором допущено нарушение. Если по окончании третьего налогового периода сумма полученных средств, указанных в абз. 1 настоящего пункта, превысит сумму учтенных в соответствии с этим пунктом расходов, фактически осуществленных за счет данного источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе внереализационных доходов этого налогового периода.
Порядок признания этих средств при кассовом методе предусмотрен новым п. 2.4 ст. 273 "Порядок определения доходов и расходов при кассовом методе" НК РФ. Он аналогичен порядку их учета методом начисления.
Изменения, действие которых распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2011
Изменения, внесенные Федеральным законом N 235 ФЗ. В пункт 2 ст. 251 НК РФ введены два подпункта, согласно которым к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, не учитываемым при определении налоговой базы, относятся:
- средства, полученные некоммерческими организациями безвозмездно на обеспечение ведения уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, от созданных ими в соответствии с законодательством РФ структурных подразделений (отделений), являющихся налогоплательщиками (далее . структурные подразделения (отделения)), перечисленные структурными подразделениями (отделениями) за счет целевых поступлений, поступивших им на содержание и ведение уставной деятельности (пп. 10.1);
- средства, полученные структурными подразделениями (отделениями) от создавших их в соответствии с законодательством РФ некоммерческих организаций, перечисленные некоммерческими организациями за счет целевых поступлений, полученных ими на содержание и ведение уставной деятельности (пп. 10.2).

Изменения, внесенные Федеральным законом N 239 ФЗ. В подпункт 14 п. 1 ст. 251 НК РФ введен абзац, согласно которому к средствам целевого финансирования, не учитываемым при определении налоговой базы, относятся лимиты бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных до 1 июля 2012 года в установленном порядке до бюджетных учреждений, являющихся получателями бюджетных средств.
С 01.01.2011 утратила силу ст. 321.1 НК РФ, которой были преду-смотрены особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями, однако введена ст. 331.1.
Согласно ее положениям до 1 июля 2012 года бюджетные учреждения, являющиеся получателями бюджетных средств и использующие на обеспечение своей деятельности полученные ими от оказания платных услуг средства, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и (или) правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования, и средства от осуществления иной приносящей доход деятельности, должны учитывать следующее:
- если за счет бюджетных ассигнований, выделенных им, пре-дусмотрено осуществление финансового обеспечения расходов на оплату коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов на обслуживание административно-управленческого персонала, расходов на все виды ремонта основных средств за счет доходов, полученных от оказания платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности, и доходов, полученных в рамках целевого финансирования, в целях налогообложения отнесение этих расходов на уменьшение доходов, полученных от оказания платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности, и доходов, полученных в рамках целевого финансирования, производится ими пропорционально доле доходов, полученных от оказания платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности, в общей сумме доходов (включая доходы, полученные в рамках целевого финансирования);
- если за счет бюджетных ассигнований, выделенных указанным учреждениям, не предусмотрено осуществление финансового обеспечения расходов на оплату коммунальных услуг, услуг связи (за исключением услуг сотовой (мобильной) связи) и на ремонт основных средств, приобретенных (созданных) за счет бюджетных средств, эти расходы учитываются ими при определении налоговой базы при оказании платных услуг и осуществлении иной приносящей доход деятельности при условии, если эксплуатация таких основных средств связана с оказанием платных услуг и осуществлением иной приносящей доход деятельности.
В общей сумме доходов не учитываются внереализационные доходы (доходы, полученные в виде процентов по договорам банковского счета, банковского вклада, доходы, полученные от сдачи имущества в аренду, курсовые разницы и другие доходы).

Изменения, вступающие в силу с 01.10.2011
Изменения, внесенные Федеральным законом N 235 ФЗ. В соответствии с вновь введенным пп. 19.3 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией, в частности расходы на формирование резервов предстоящих расходов налогоплательщиком . некоммерческой организацией, зарегистрированным в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 7 ФЗ "О некоммерческих организациях", определенные в размере и порядке, которые установлены ст. 267.3 НК РФ.
С введением этой нормы налогоплательщики . некоммерческие организации (кроме созданных в форме государственной корпорации, государственной компании, объединения юридических лиц) вправе создавать резерв предстоящих расходов, связанных с ведением предпринимательской деятельности и учитываемых при определении налоговой базы.
В статье 265 НК РФ говорится, что решение о создании резерва предстоящих расходов налогоплательщик определяет самостоятельно и закрепляет его в учетной политике для целей налогообложения с указанием видов расходов, в отношении которых создается такой резерв.
При принятии решения о создании резерва предстоящих расходов, списание расходов, в отношении которых сформирован указанный резерв, осуществляется за счет суммы созданного резерва.
Размер создаваемого резерва предстоящих расходов должен определяться на основании разработанных и утвержденных налогоплательщиком смет расходов на срок, не превышающий три календарных года.
Сумма отчислений в резерв включается в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода, при этом предельный размер отчислений не может превышать 20% от суммы доходов отчетного (налогового) периода, учитываемых при определении налоговой базы. Если налогоплательщиком будет формироваться резерв предстоящих расходов по нескольким сметам расходов, то он самостоятельно должен в налоговом учете распределить сумму отчислений в резерв между этими сметами.


Голосов: 3 Средний бал: 4.33
Оцените статью: