Saldo.ru

Публикации

24 апреля 2024, Среда
Мастер-СальдоSaldo.ru: Бухгалтерский сервер Вход для своих
Стань своим на Saldo.ru
Забыли пароль?

Вы здесь: Saldo.ru / Бухгалтерские новости / Публикации

Публикации

Просим вас ставить ваши оценки опубликованным материалам


Версия для печати 
Шрифт:
А. Орлов, Н. Орлова
Материал предоставлен изданием "Финансовая газета"

О проблеме ротации аудиторских фирм

В российском аудите сложилась тенденция, когда на протяжении нескольких лет подряд хозяйствующий субъект аудируется одной и той же аудиторской компанией. Например, аудит ОАО "Газпром" вот уже четырнадцатый год подряд осуществляет ЗАО "ПрайсвотерхаусКуперс Аудит". Следует заметить, что такое положение дел вовсе не исключение, а обычная ситуация для бизнеса и за границей.
В то же время опасения инвесторов, связанные с риском необъективности, близкого знакомства, давления и пр., понятны. Вместе с тем и руководство организаций опасается, не нарушает ли оно каких-либо запретов, ежегодно заключая договор на аудит с одной и той же компанией.
Попробуем разобраться в сложившейся ситуации.
Отметим сразу, что требование об обязательной ротации или даже просто ротации аудиторской организации при проверке одного хозяйствующего субъекта на протяжении какого-либо длительного промежутка времени в действующем российском законодательстве отсутствует.
Подпункт 4 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 30.12.08 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" в целях поддержания принципа независимости предполагает запрет на проведение аудита аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами, оказывавшими в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудита, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности физическим и юридическим лицам, в отношении этих лиц. Никакого запрета на проведение одной и той же аудиторской организацией обязательного аудита в отношении одного и того же аудируемого лица несколько лет подряд в законе не существует.
Обратимся к другим документам, которые могут в той или иной степени регулировать аудиторскую деятельность.
Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" определяет федеральный стандарт аудиторской деятельности как документ, устанавливающий требования к осуществлению аудиторской деятельности и являющийся обязательным для аудиторских организаций (п. 1 ст. 7). Утверждает федеральные стандарты Минфин России (пп. 1 и 2 ст. 15).
В настоящее время действует 34 федеральных стандарта аудиторской деятельности, принятых Правительством Российской Федерации согласно требованиям действовавшего ранее Федерального закона от 7.08.01 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности", и 9 стандартов, утвержденных Минфином России после вступления в силу Федерального закона N 307-ФЗ.
Необходимо отметить, что в правиле (стандарте) N 34 "Контроль качества услуг в аудиторских организациях", принятом постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.08 г. N 557, в п. 21 раздела "Этические требования" сформулированы требования к аудиторской организации, касающиеся предупреждения угрозы "привычности". Согласно этому пункту аудиторская организация должна разработать принципы и процедуры, предусматривающие периодическую (не реже одного раза в 7 лет) ротацию работников, осуществляющих руководство аудиторской проверкой одного и того же общественно значимого хозяйствующего субъекта на разных уровнях. Данное положение соответствует тенденциям международного аудита.
Еще одним документом, который может быть отнесен к документам, регулирующим аудиторскую деятельность, является Кодекс профессиональной этики аудитора, одобряемый в соответствии с законом Советом по аудиторской деятельности при Минфине России (СпАД). В настоящее время действует Кодекс этики аудиторов России, одобренный СпАД (протокол N 56 от 31.05.07 г.) в рамках прежнего закона об аудиторской деятельности N 119-ФЗ, который содержит лишь базовые нормы этики аудитора, т.е. сложившиеся и широко применяемые при ведении аудиторской деятельности правила поведения аудитора и аудиторской организации, не предусмотренные законодательством. В этом документе также не содержится никаких прямых указаний на необходимость ротации аудиторской организации при проверке одного и того же лица. Имеется только рекомендация (похожая на изложенную в Стандарте N 34) по принятию мер предосторожности в виде ротации руководящего персонала проверяющей группы аудиторской организации.
Что касается перспектив введения подобного требования в российское законодательство, то в настоящее время они нам видятся маловероятными. Тем не менее попытки такие есть. Например, директор Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России Л.З. Шнейдман на научно-практической конференции "Развитие системы бухгалтерского учета, аудита и налогообложения в России" (Москва, 26 мая 2011 г.), организованной журналом "Налоговая политика и практика", в докладе "Перспективы бухгалтерского учета и аудита в России" сказал, что в части взаимодействия аудитора и клиента будет предусматриваться обязательная ротация аудиторов. Эта новация направлена на снижение риска взаимозависимости сторон. Правда, отметил докладчик, за рубежом преобладает негативное отношение к такой ротации. Но оно самими же аудиторами и "подогревается"*(1).
На международном уровне рассматриваемая проблема обсуждается с 70-х годов прошлого века, но особенно дискуссия активизировалось после известного "дела Enron" в 2002 г. Результатом этого стало внесение в некоторые документы международных и национальных саморегулирующих организаций в области аудита требований о ротации старших партнеров аудиторских фирм при проверке одной и той же листинговой компании (т.е. акции которой обращаются на фондовом рынке).
Приведем некоторые примеры.
Международная федерация бухгалтеров*(2) (МФБ) требует ротации партнеров, но не ротации фирм. В Международном стандарте контроля качества комитета МФБ N 1 (15/12/09) зафиксировано, что Международный кодекс этики Комитета по международным этическим стандартам для бухгалтеров признает, что угроза "близкого знакомства" является актуальной при аудите финансовой отчетности листинговых компаний. При таких аудиторских проверках кодекс требует ротации ключевых аудиторских партнеров после предварительно определенного периода времени (обычно не более 7 лет) и указания этой нормы во внутренних стандартах.
В области правительственного аудита Международная организация высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ/INTOSAI)*(3) в ст. 66 стандарта 1000 установлено, что ISQC 1 требует ротации партнеров для включенных в листинг организаций после определенного периода. В государственном секторе это требование может соответствовать существенным интересам общества. Однако законодательство, устанавливающее назначение и срок полномочий Генерального аудитора, может сделать ротацию неэффективной. Национальные высшие органы финансового контроля могут разработать политику и процедуры для содействия соблюдению духа этого требования.
В США ротация аудиторских партнеров рекомендована в главе II "Независимость аудитора" разделом 203 закона Сарбейнза-Оксли, подписанного президентом Бушем 30 июля 2002 г.
Европейская комиссия выпустила 16 мая 2002 г. рекомендацию "Независимость аудиторов в ЕС, набор основных принципов", которая требует только ротации партнеров при аудите листинговых компаний после 7 лет. Ни одна из стран ЕС, за исключением Италии, в настоящее время не имеет системы обязательной ротации аудиторских организаций.
Как уже отмечалась, дискуссия о необходимости ротации именно аудиторских фирм, а не партнеров*(4) идет давно. Сторонники обязательной ротации считают, что она приведет к снижению давления на аудитора со стороны клиента, а также позволит проверяющим взглянуть свежим, "незамыленным" взглядом на финансовую отчетность. Оппоненты аргументируют свою точку зрения тем, что следствием ротации станут дополнительные издержки, неизменное снижение качества аудита, так как новому аудитору нужно больше времени для ознакомления со спецификой проверяемой организации, а прежний аудитор, напротив, теряет накопленные знания о данной организации и в случае возврата к этому клиенту потребуется дополнительное время, чтобы восстановить их.
Сторонники и противники ротации аудиторских организаций сходятся в одном: ротация старших партнеров, которые подписывают аудиторское заключение, необходима.
Можно сказать, что выработан компромисс, который позволяет руководству организаций не бояться санкций при заключении договора с уже хорошо знакомой аудиторской компанией, и снижает опасения инвесторов в необъективности аудиторского заключения.

*(1) http://buh7.ru/articles/642.
*(2) International Federation of Accountants - глобальная организация бухгалтеров, основанная в 1977 г. В ее состав входят 159 членов из 124 стран и юрисдикций, объединяющих свыше 2,5 млн. бухгалтеров, занятых в общественной практике, промышленности, торговле, управлении и академической деятельности. Через советы, входящие в МФБ, организация разрабатывает международные стандарты в области этики, аудита, образования и бухгалтерского учета в общественном секторе.
*(3) Международная организация, объединяющая высшие органы финансового контроля в странах ООН. Основана в 1953 г. Ее членами являются более 180 национальных высших органов финансового контроля. Счетная палата России стала членом ИНТОСАИ с 1995 г.
*(4) Напомним, что партнером в международной практике считается старший управленческий персонал, отвечающий за аудит организации. Аудиторские организации за рубежом в отличие от российских, как правило, учреждаются и функционируют в форме частных партнерств.


Голосов: 17 Средний бал: 3.29
Оцените статью: