Saldo.ru

Публикации

17 августа 2018, Пятница
Мастер-СальдоSaldo.ru: Бухгалтерский сервер Вход для своих
Стань своим на Saldo.ru
Забыли пароль?

Вы здесь: Saldo.ru / Бухгалтерские новости / Публикации

Публикации

Просим вас ставить ваши оценки опубликованным материалам


Версия для печати 
Шрифт:
С.И. Гурин, Н.Ю. Костерина
Материал предоставлен журналом ""Руководитель автономного учреждения"

Охрана труда в небольших организациях: проблемы и решения

Организация работы по охране труда на малых предприятиях нуждается в существенном улучшении. Об этом глава Департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития Н.В. Жарова заявила на I Всероссийском съезде организаций, оказывающих услуги по осуществлению функций службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, состоявшемся 27 июля 2011 года. О недостаточном внимании к охране труда в небольших организациях говорят и данные Росстата: частота несчастных случаев там выше, чем в крупных структурах.

Не секрет, что в малых организациях охрана труда организована на достаточно низком уровне. В большинстве случаев отсутствуют службы и даже штатные специалисты по охране труда, не ведется работа по аттестации рабочих мест, не выделяются средства на обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, не проводятся периодические медосмотры. Этот перечень можно продолжать еще долго. Причины чаще всего заключаются в сложности процедур, которые не приспособлены к специфике деятельности таких организаций, недостаточной информированности работодателей, а также невозможности воспользоваться преференциями, предоставляемыми системой страхования (опять-таки ввиду громоздкости процедур).
Одной из мер, направленных на обеспечение безопасных условий труда, является предоставление права осуществлять финансирование мероприятий по охране труда за счет взносов, уплаченных в ФСС за предыдущий год. Однако для большинства предприятий малого и среднего бизнеса, а также небольших по величине учреждений эта сумма в течение одного календарного года может быть незначительной, не позволяющей осуществлять даже часть запланированных мероприятий и достигать существенного результата. Накапливать же суммы страховых взносов и получать разрешение на финансирование предупредительных мер один раз в несколько лет в настоящее время не разрешается.

Услуги в области охраны труда - под контроль

Летом этого года Минздравсоцразвития совместно с ГУ "Областной учебно-методический, исследовательский центр охраны труда и социального партнерства" (Нижний Новгород) провели Всероссийский съезд обучающих организаций. Здесь вопрос качества стал одним из основных. "Достижение необходимого качества выполняемых услуг напрямую зависит от уровня профессиональной подготовки специалистов в области охраны труда", - отметила Н.В. Жарова.
Напомним, что в соответствии со ст. 217 ТК РФ работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности. При отсутствии таких сотрудников их функции может исполнять организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлеченные работодателем по гражданско-правовому договору.
В Минздравсоцразвития посчитали, что если взять под свой контроль все эти специализированные организации, можно будет обеспечить высокий уровень качества оказания услуг в сфере охраны труда. Одним из действий по реализации данной концепции стала обязательная аккредитация организаций, оказывающих услуги в этой области (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.04.2010 N 205н*(1)). Уже аккредитовано более тысячи таких компаний.

Отстали от Европы

Как показывает практика, основными причинами нарушений в сфере охраны труда являются низкий уровень знаний, касающихся требований в данной сфере, У руководителей, а также недостаточные практические навыки безопасного выполнения работ у работников.
Не всегда удовлетворительное обучение охране труда является одной из весомых причин, обусловливающих несчастные случаи в организациях. По данным Роструда, недостатки в обучении работников безопасности труда, нарушения трудовой дисциплины составляют более 28% всех причин несчастных случаев. Кроме того, в 2010 году при проведении проверок по вопросам соблюдения законодательства о труде выявлено 665 тыс. случаев, связанных с нарушениями требований к порядку обучения, инструктирования, стажировки на рабочих местах и проверки знаний требований охраны труда.
Дело в том, что существующая система обучения охраны труда ориентирована преимущественно на теоретическую подготовку работников всех категорий без овладения практическими приемами безопасного выполнения работ. Действующий Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденный Постановлением Минтруда РФ и Минобрнауки РФ от 13.01.2003 N 1/29, морально устарел, по своей структуре и изложению не удовлетворяет отдельным положениям ТК РФ, а порой вступает с ним в противоречие.
Например, в Европе (Германии, Франции) уже существуют развитые центры обучения работников в области охраны труда, где по результатам обучения предоставляются аттестаты государственного образца. Аттестаты свидетельствуют о том, что человек имеет допуск к профессии, связанной с опасными и особо опасными условиями труда. В нашей же стране нет единых образовательных программ.
Минздравсоцразвития предпринимает попытки улучшить ситуацию и уже создало проект нового порядка обучения охране труда работников организаций. Согласно проекту предполагается разграничить категории работников по продолжительности обучения, объему предоставляемого материала, что позволит охватить все категории работающих.

Проблемы и потери

Главная проблема состоит в том, что в России все мероприятия в сфере охраны труда направлены на компенсацию последствий работы в неблагоприятных условиях труда - профилактическое питание, возможность досрочно выйти на пенсию, дополнительный отпуск, денежные компенсации и т.д. Но имеющиеся законы и подзаконные акты противоречат друг другу даже в порядке предоставления этих компенсаций. К тому же руководители организаций проявляют недостаточное внимание к вопросам улучшения условий труда, обеспечения безопасности рабочих мест и сохранения здоровья работников. Обучение сотрудников практическим методам безопасного проведения работ либо вовсе не проводится, либо ведется формально. Отстает и система оценки условий труда на рабочих местах.
Подсчитано, что расходы ФСС на выплату обеспечения по страхованию, то есть прямые потери в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями, за 2010 год составили свыше 44 млрд. руб., а косвенные потери за счет временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профзаболеваниями - около 18 млрд. руб. По данным ПФР, на выплату досрочных пенсий за работу во вредных условиях труда ежегодно расходуется около 300 млрд. руб. Все эти деньги можно было сэкономить, да и не только деньги...

Новый подход будет системным

Реформирование системы охраны труда планируется осуществлять на основе внедрения системы управления профессиональными рисками. Она предполагает переход:
от системы реагирования на происшествия и материальном компенсации неблагоприятных последствий к системе оценки и управления профессиональными рисками и устранению причин возникновения опасных происшествий;
от системы формальных наказаний за несоответствие требованиям действующего законодательства к системе экономических стимулов обеспечения безопасных условий труда и внедрения безопасных технологий;
от статусного списочного подхода к предоставлению компенсаций исходя из реальных условий труда на рабочих местах;
от системы страхования, основанной на формальных страховых тарифах, рассчитанных по усредненным показателям по виду экономической деятельности, к системе страхования, основанной на индивидуальных тарифах, рассчитанных по фактическим показателям профессионального риска.
Как видим, совершенствование системы охраны труда предполагает комплексный подход. Этот же подход был применен при создании Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года*(2), которая предусматривает разработку и реализацию в 2011-2015 годах общероссийской программы "Здоровье на производстве". В рамках программы предполагается действовать в двух направлениях:
1) совершенствование системы охраны труда работников на производстве;
2) создание и развитие системы медико-профилактического обслуживания работников.
С помощью таких действий планируется обеспечить ежегодное снижение численности работников, погибших и пострадавших в результате несчастных случаев, получивших профессиональное заболевание, а также занятых на рабочих местах с вредными или опасными для репродуктивного здоровья условиями труда.

Планы Минздравсоцразвития

Как известно, целью, которую ставят перед собой Правительство РФ и Минздравсоцразвития, является пересмотр трудовых отношений и приведение их в соответствие со сложившейся экономической ситуацией в стране. В частности, планируется сократить количество документов, ведения которых требует ТК РФ (например, журнала учета времени, штатного расписания и т.д.). На приведение трудовых отношений в соответствие с реальной экономической ситуацией направлено и регулирование в области охраны труда.
Минздравсоцразвития в настоящее время разрабатывает бесплатный информационный ресурс, посвященный вопросам охраны труда. На нем будут собраны все документы, относящиеся к данной сфере, а также будет вестись online-консультирование. Ресурс позволит организациям-работодателям сократить количество обращений в специализированные компании по охране труда и сэкономить на этом средства. Кроме того, обсуждается идея декларирования небольшими организациями благоприятных условий труда. В Минздравсоцразвития считают, что проверка должна быть только тогда, когда произошел несчастный случай, когда в инспекцию обратился заявитель с информацией о нарушениях.
Таким образом, шаги в области регулирования охраны труда направлены на то, чтобы создать в обществе культуру охраны труда, чтобы работодатели осознавали ответственность за соблюдение норм законодательства по причине необходимости этих мер, а не из-за страха перед наказанием и величиной штрафов. Однако, к сожалению, пока только "карательными" методами можно заставить руководителей обратить внимание на проблемы охраны труда.
------------------------------------------------------------------------
*(1) "Об утверждении Перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда".
*(2) Утверждена Указом Президента РФ от 09.10.2007 N 1351.


Голосов: 24 Средний бал: 3.79
Оцените статью: