Налог на добавленную стоимость
О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по НДС
Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137
Указанным постановлением утверждены новые формы и правила заполнения (ведения) следующих документов, используемых при расчетах по НДС:
- счета-фактуры (приложение 1);
- корректировочного счета-фактуры (приложение 2);
- журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур (приложение 3);
- книги покупок (приложение 4);
- книги продаж (приложение 5).
Новые формы счета-фактуры отличаются от ранее применявшихся, но незначительно. В основном изменения связаны с новым порядком исправления счетов-фактур: появились строки для указания порядкового номера и даты исправления.
В новом бланке предусмотрена также строка, в которой указываются наименование и код валюты, а также введены дополнительные графы:
- 2 и 2а . для отражения единицы измерения, в которой указывается код, его условное обозначение в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения (утвержден Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 366);
- 10 и 10а . для указания страны происхождения товара . цифровой код и его краткое наименование в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира (утвержден Постановлением Госстандарта России от 14.12.2001 N 529-ст) (заполняются в отношении товаров, страной происхождения которых не является РФ).
Форма нового корректировочного счета-фактуры также отлична от рекомендуемой формы, приведенной в приложении 1 к Письму ФНС России от 28.09.2011 N ЕД-4-3/15927@, в том числе и расположением указываемых в нем сведений.
Новые формы книги покупок и книги продаж отличаются от ранее действовавших наличием трех новых граф, в которых фиксируются номер и дата:
- исправления счета-фактуры продавца;
- корректировочного счета-фактуры продавца;
- исправления корректировочного счета-фактуры продавца.
Теперь данные книги вместо главного бухгалтера должны подписывать руководитель организации или иное уполномоченное лицо.
Кроме того, введена форма журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур.
Новый нормативный акт регламентировал также порядок работы с электронными счетами-фактурами.
С введением в оборот новых форм документов, применяемых при расчетах по НДС, утрачивает силу Постановление Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость".
Текст документа и комментарий к нему опубликованы в журнале "Акты и комментарии для бухгалтера", N 4, 5, 2012.
В следующем номере журнала мы подробно рассмотрим существенные изменения, которые следует учесть плательщикам НДС в связи с выходом Постановления Правительства РФ N 1137.
Однако в настоящее время существуют определенные неясности по порядку применения документа, поскольку указать точную дату его вступления в силу весьма проблематично.
В официальном издании "Собрание законодательства Российской Федерации" Постановление Правительства РФ N 1137 опубликовано в N 3, 16.01.2012. Фактическая дата выхода номера из печати . 30.01.2012.
Если исходить из общего порядка вступления в силу постановлений Правительства РФ, то Постановление Правительства РФ N 1137 начинает действовать по истечении семи дней со дня официального опубликования, то есть 24.01.2012.
Если применить правила ст. 5 НК РФ, рассматриваемый документ вступает в силу не ранее начала очередного налогового периода по НДС, то есть 01.04.2012.
В этой связи Минфин подготовил официальное разъяснение.
О дате начала применения новой формы счета-фактуры
Письмо Минфина России от 31.01.1012 N 03 07 15/11
Данным письмом Минфин указал на возможность применения до начала очередного налогового периода, то есть до 1 апреля 2012 года, новых форм соответствующих документов наряду с формами, которые были утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914.
О восстановлении НДС при получении частичной компенсации затрат налогоплательщика за счет федеральных субсидий
Письмо Минфина России от 19.01.2012 N 03 07 11/15
В силу пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ принятые к вычету суммы НДС подлежат восстановлению в случае получения налогоплательщиком федеральных субсидий на возмещение затрат, связанных с приобретением товаров (работ, услуг), с учетом НДС, а также на возмещение затрат по уплате этого налога при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией. При этом восстановление сумм НДС производится в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставленных субсидий.
Если затраты компенсируются частично, восстановление НДС производится налогоплательщиком в части полученных им субсидий.
Налог на прибыль
Об учете страхового возмещения, выплаченного лизингодателю при полном уничтожении лизингового имущества
Письмо Минфина России от 19.01.2012 N 03-03-06/1/21
Основная деятельность организации . предоставление услуг по лизингу. В договоре лизинга указано, что выгодоприобретателем при наступлении страхового случая, повлекшего утрату (угон, хищение) или конструктивную гибель лизингового имущества, является лизингодатель. Также согласовано условие: если при утрате, уничтожении, невозможности восстановления предмета лизинга и расторжении в связи с этим договора страховое возмещение превышает невыплаченные платежи, то лизингодатель выплачивает лизингополучателю эту разницу. Факт расторжения договора и обязанность по перечислению разницы оформляются дополнительным соглашением.
Организация поинтересовалась: учитывается ли указанная разница в расходах по налогу на прибыль? И получила ответ.
По поводу получения страховой выплаты в Минфине говорят следующее. Исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при налогообложении прибыли, приведен в ст. 251 НК РФ. Поскольку суммы страхового возмещения, полученные лизингодателем-выгодопри-
обретателем по договору добровольного имущественного страхования при наступлении страхового случая, в данном перечне не числятся, таковые должны быть включены в состав доходов, учитываемых при налогообложении прибыли.
Что касается сумм, перечисленных лизингополучателю в размере разницы между полученным лизингодателем страховым возмещением и суммой невыплаченных платежей по договору лизинга, их можно учесть в расходах, разумеется, при документальном подтверждении последних. К числу таких документов Минфин относит договор лизинга или дополнительное соглашение к нему.
О применении повышающего коэффициента амортизации
Постановление ФАС МО от 12.12.2011 N А40-124759/10 127 711
ФАС МО рассмотрел спор, связанный, по мнению налоговиков, с неправомерным применением организацией специального коэффициента, равного 2, к основной норме амортизации охранной сигнализации, используемой (как указала организация) круглосуточно.
Арбитры установили: организация вправе применять повышающий коэффициент к основной норме амортизации, если фактически использует амортизируемое имущество в условиях повышенной сменности (пп. 1 п. 1 ст. 259.3 НК РФ).
В Налоговом кодексе нет никаких исключений из этого правила для основных средств, которые изначально предназначены для работы в круглосуточном режиме.
Страховые взносы
ФСС рассматривает жалобы плательщиков страховых взносов
Приказ Минздравсоцразвития России от 28.11.2011 N 1424н
Утвержден Административный регламент, которым определены стандарт, сроки и последовательность действий ФСС по рассмотрению жалоб, поданных плательщиками страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на решения и иные акты ненормативного характера по контролю за уплатой страховых взносов территориальных органов фонда, а также на действия (бездействие) должностных лиц, территориальных органов фонда.
Срок рассмотрения жалоб, поданных плательщиками страховых взносов в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов или вышестоящему должностному лицу, в общем случае не должен превышать месяц.
Оснований для отказа в приеме жалобы, а также для приостановления или отказа в рассмотрении жалобы документом не предусмотрено.
О правах и обязанностях должностных лиц Роструда и субъектов надзора при его проведении
Приказ Минздравсоцразвития России от 07.11.2011 N 1325н
Утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением требований, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей.
Установлена продолжительность каждой проверки . она не должна превышать 20 рабочих дней. В отдельных случая срок может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней.
При этом совокупная продолжительность выездной проверки не может превышать 50 часов в год для малых предприятий и 15 часов для микропредприятий.
Цель ревизии . проверить, соблюдает ли компания права сотрудников по получению пособий по временной нетрудоспособности и правила страхования от несчастных случаев на производстве.
Налог на доходы физических лиц
О применении социального налогового вычета
Письмо Минфина России от 26.01.2012 N 03 04 05/7-79
Физическое лицо оплатило лечение в санатории наличными денежными средствами. В наличии имеются:
- договор;
- накладная на оказание услуг;
- квитанция к приходному кассовому ордеру;
- копии лицензий с приложениями;
- отрывной талон к путевке.
Гражданин поинтересовался, вправе ли он получить социальный вычет по НДФЛ, если кассовый чек ему не выдали.
Минфин разъяснил: для целей получения социального налогового вычета (абз. 5 пп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ) квитанция к приходному кассовому ордеру с заполненными соответствующими реквизитами может использоваться в качестве документа, подтверждающего передачу налогоплательщиком денежных средств медицинскому учреждению.
Кто вернет излишне удержанный за 2011 год НДФЛ?
Письмо Минфина России от 18.01.2012 N 03-04-08/8-5
Федеральным законом от 21.11.2011 N 330-ФЗ в ст. 218 НК РФ были внесены изменения, предусматривающие увеличение размера стандартного налогового вычета налогоплательщикам, на обеспечении которых находится ребенок (дети).
Поскольку данные изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2011, Письмом от 23.12.2011 N 03-04-08/8-230 Минфин рекомендовал налоговым агентам пересчитать сумму удержанного за прошлый год у работников, которым полагались увеличенные вычеты уже в 2011 году, НДФЛ.
Вместе с тем в случае если в течение налогового периода стандартные налоговые вычеты налогоплательщику не предоставлялись или были предоставлены в меньшем размере, чем предусмотрено ст. 218 НК РФ (в том числе в связи с непредставлением работодателю заявления или необходимых документов для получения данного вычета), пересчет налоговой базы по НДФЛ по окончании налогового периода производит налоговая инспекция. Для этого физическому лицу нужно обратиться в инспекцию с соответствующим заявлением и представить подтверждающие документы.
Специальные налоговые режимы
Об определении среднесписочной численности работников в целях применения ЕНВД
Письмо Минфина России от 23.01.2012 N 03 11 06/3/1
Для определения среднесписочной численности работников с 01.01.2009 необходимо руководствоваться Указаниями по заполнению форм федерального статистического наблюдения: N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников", N П-5 (м) "Основные сведения о деятельности организации", утвержденными Приказом Росстата от 12.11.2008 N 278 (далее . Указания).
В соответствии с п. 84.7 Указаний среднесписочная численность работников за год определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы отчетного года и деления полученной суммы на 12.
Исходя из п. 81 Указаний среднесписочная численность работников за месяц определяется путем суммирования списочной численности работников за каждый календарный день месяца, включая праздничные (нерабочие) и выходные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней месяца.
При этом пп. "а" п. 83 Указаний определено: внешние совместители из списочной численности работников исключаются.
Таким образом, из приведенных норм и положений гл. 26.3 НК РФ следует, что организации и индивидуальные предприниматели в целях применения системы налогообложения в виде ЕНВД учитывают среднесписочную численность работников без учета внешних совместителей.
О договоре фрахтования с экипажем и системе налогообложения в виде ЕНВД
Письмо Минфина России от 23.01.2012 N 03 11 11/9
Физическое лицо, планируя зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и оказывать услуги по перевозке работников сторонней организации на личном автомобиле по договору фрахтования с экипажем, поинтересовалось: вправе ли оно в отношении указанной деятельности уплачивать ЕНВД?
Минфин разъяснил: в целях применения системы налогообложения в виде ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов организация и (или) индивидуальный предприниматель должны оказывать данные услуги по договору перевозки в его гражданско-правовом смысле, то есть в соответствии с нормами гл. 40 ГК РФ.
Предпринимательская деятельность по передаче во временное владение и пользование транспортных средств с экипажем регулируется нормами гл. 34 "Аренда" ГК РФ об аренде транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации.
Поскольку по договору аренды (фрахтования) транспортного средства с экипажем на арендодателя не возлагаются обязанности по оказанию от своего имени услуг, связанных с перевозкой пассажиров и грузов, данный вид деятельности не относится к предпринимательской деятельности в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и (или) грузов и, соответственно, не подлежит переводу на систему налогообложения в виде ЕНВД.
Указанная предпринимательская деятельность должна облагаться налогами в рамках общего режима налогообложения или в соответствии с УСНО при условии соблюдения положений гл. 26.2 НК РФ.
Контроль бухгалтерского учета и отчетности
О рекомендациях по проведению аудита за 2011 год
Письмо Минфина России от 27.01.2012 N 07 02 18/01
В письме Минфин рекомендует аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам и аудиторам при проведении аудита годовой бухгалтерской отчетности за 2011 год обратить особое внимание на:
- соответствие принятых организацией форм бухгалтерской отчетности характеру и условиям деятельности организации;
- сопоставимость сравнительных данных в бухгалтерской отчетности;
- раскрытие данных о переоценке объектов основных средств в бухгалтерской отчетности;
- раскрытие данных о незавершенных капитальных вложениях;
- раскрытие расходов будущих периодов;
- раскрытие информации в связи с выбытием объектов недвижимости, подлежащих государственной регистрации;
- раскрытие информации об уплаченных и полученных авансах
(о предварительной оплате);
- резервирование сомнительных долгов;
- представление отдельных статей активов в бухгалтерском балансе;
- определение величины оценочного обязательства;
- раскрытие информации о суммах объявленных и не востребованных акционерами дивидендов;
- раскрытие информации об НДС в отчете о движении денежных средств;
- раскрытие государственными унитарными предприятиями данных об имуществе, полученном в хозяйственное ведение;
- раскрытие информации об экологической деятельности организации.
Внимание следует заострить на отражении в бухгалтерском учете оценочных обязательств по заведомо убыточным договорам; формировании и представлении информации по сегментам в бухгалтерской отчетности; оценке показателей отчетных сегментов.
Кроме этого, в письме указано на применимые стандарты аудиторской деятельности; стандарты аудиторской деятельности саморегулируемой организации аудиторов. Также даны разъяснения по следующим пунктам:
- соблюдение федеральных стандартов аудиторской деятельности;
- независимость аудиторской организации, аудитора;
- рассмотрение соблюдения аудируемым лицом Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
- рассмотрение соблюдения аудируемым лицом Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Финансовый контроль
О мерах, которые необходимо принимать налогоплательщикам при выборе контрагентов
Письмо Минфина России от 13.12.2011 N 02 02 07/1-430
Минфин напомнил о мерах предосторожности, которые нужно принять налогоплательщику при выборе контрагента. Так, признаками фирмы-"однодневки" могут служить отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента (его представителя), копий документа, удостоверяющего его личность, отсутствие информации о фактическом месте нахождения контрагента, производственных и (или) торговых площадей, информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ, очевидных свидетельств возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг.
Ведомство напомнило также, что информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском размещается на официальном сайте ФНС (www.nalog.ru) в разделе "Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков".
Кроме того, налогоплательщикам рекомендовано обращать внимание на информацию ФНС (Письмо от 11.02.2010 N 3 7 07/84 и др.) о проявлении должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагентов с учетом критериев оценки налоговых рисков, а также по предостережению налогоплательщиков от партнерства с неблагонадежными субъектами коммерческой деятельности.
Об исчислении срока давности привлечения к ответственности
Постановление Президиума ВАС РФ от 27.09.2011 N 4134/11
Налогоплательщика можно оштрафовать за неуплату налога по ст. 122 НК РФ в течение трех лет после окончания налогового периода, в котором (а не за который) налог нужно было уплатить (п. 1 ст. 113 НК РФ).
В данном деле общество не уплатило НДС за июнь 2006 года до 20.07.2006. По мнению Президиума ВАС, срок давности привлечения к налоговой ответственности начал течь с 01.08.2006. (Напомним, налоговым периодом по НДС тогда был календарный месяц.)
Текст постановления и комментарий к нему читайте в журнале "Акты и комментарии для бухгалтера", N 4, 2012.